Тема 1.1. Состав и структура современного

Культурологического знания

Понятия «культура» и «логос». Проблема понимания: культура (со-творенный и транслируемый в символах и вещах специфический образ человеческого бытия) – культурология (наука, анализирующая конкретные культурные феномены, т.е. «физика» культуры) – философия культуры (метафизическое, универсальное знание о бытии явлений и процессов культуры, т.е. онтология культуры) – теория культуры (анализ тенденций и закономерностей возникновения и развития культурных процессов) – история культуры (констатация и периодизация культурных феноменов в пространстве и времени).

Духовная культура – исторически сформировавшаяся и передаваемая из поколения в поколение совокупность жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний и достижений в жизни общества и индивида.

Морфология культуры. По предметным основаниям: язык (коммуникатор), этнос (специфичность, особенность), эстетика (красота и «некрасота»), этика (добро и зло), религия (смысл и символ). По объекту: литература, театр, кино, телевидение, музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура.

Культура и цивилизация: совмещаемость, взаимозависимость, противостояние. Глобализация и культура. Неоднозначность культурно-исторического развития: новые возможности как результат кризисных процессов.

Функции культуры: описательная и объяснительная. Традиционная и современная культуры (многообразие культурного опыта человечества). Носители культурных ценностей. Человек - субъект и объект культуры. Массовая и элитарная культуры как знаковые сферы естественного «неравенства». Молодёжная субкультура (множественность форм - хиппи, панки, металлисты, рокеры, кришнаиты, сатанисты и др.). Случайное и закономерное в культуре. Причины переоценки ценностей в культуре.

Диалог культур. Плюрализм и закономерность оппозиций в культуре. Противоестественность конфронтации идей внутри культуры.

Уровни культурологии как учебной дисциплины: теоретический, функциональный, прикладной.

Тема 1.2. Методология культурологических исследований и

Их типология

Комплексный подход и его составляющие: системно-ценностный элемент (целостная структура духовных ценностей), социально-психологический (эмоциональное отношение к культуре в социуме), семиотический (восприятие и понимание знаковых феноменов и процессов в культуре), информационный («замер» осведомлённости о культурных явлениях). Аспекты анализа: концептуальный (соответствующий господствующим мировоззренческим ориентациям), цивилизационный (определяющий количество инновационных идей в культуре), формационный (отражающий качественное содержание культуры в соотнесении с социально-экономическим развитием), природно-географический (обусловливающий специфику локальных культур), демографический (констатирующий специфику субкультур).

Понятие типа культуры. Культурный код эпохи (система транслируемых духовных ценностей). Исторические типы европейской культуры: природно-символический тип (первобытная культура), антропокосмогонический, мифологический тип (культура античности), религиозный (Средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), рационально-нормативный (Классицизм), утопический (Романтизм), индивидуально-прагматический (буржуазная), тоталитарно-бюрократический (социалистическая советского типа), демо-технотронный (современная). Восточный тип культур (созерцательно-эстетический).

Сложность моделирования культурных процессов.

Тема 1.3. Европейская культура в поисках смыслов (XIX-XX вв.)

Основные культурологические концепции и школы: эволюционизм (прямая однолинейность развития культур, т.е. от простого к сложному). Концепция Э. Тайлора. Культурология Л Уайта – новый этап эволюционизма. Диффузионизм (распространение культурных явлений через контакты между народами) – теория культурных кругов Ф. Гребнера. Биологизм – попытка изучения исторических факторов развития культур биологическими, т.е. проблема соотношения врождённого и приобретённого в культуре. Психологизм – объяснение культуры посредством «психологии народов», т.е. через народный дух, который понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание. Психоанализ – понимание культуры на основе психосексуального влечения индивидов как определяющего мотива истории (культурологические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма). Функционализм – рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, т.е. разложение целого (культуры) на составляющие части и выявление зависимостей между ними, а также определение роли элемента культуры по отношению к целому (теория культуры Б. Малиновского). Этологизм – изучение культуры через поведение человека в «естественном» (природном) состоянии.

Основные направления в культуре: романтизм, реализм, натурализм, формализм («Правдивый формализм является молчанием» – А. Камю), авангардизм, модернизм – постмодернизм, андерграунд.

Наши рекомендации