Приготовление пищи и правила поведения на кухне
68-12 Мы должны предложить пищу Божеству и оставить на время, достаточное, чтобы поесть. Всё это духовные чувства. Во Вриндаване Божествам предлагают пищу и оставляют ее на время, обычное для других. Да, прежде чем что-либо предложить Божеству, ты должен убедиться в том, что это первоклассное подношение, и нет ничего дурного в том, чтобы ты попробовал его, понюхав. Но ты не должен пробовать ради других целей. Общая идея заключается в том, что преданное служение должно быть полностью свободно от чувственного наслаждения. (ПШП Мадхусудане, 28 декабря 1967)
68-02 Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть. (ПШП Джадурани, 15 февраля 1968)
68-03 Что касается кухонных дел, как правило, те, кто не имеет посвящения, не могут участвовать в приготовлении пищи, но могут трудиться под руководством посвященного преданного, если в этом случается крайняя нужда. Поэтому указание, которое ты дал девушке, желающей помогать на кухне, не вызывает возражений. Можешь и дальше делать так. (ПШП Раяраме, 3 марта 1968)
68-03 Мытье посуды — это служение, доступное всем, кто хочет помогать. Ограничений нет. Кроме того, непосвященные могут помогать в приготовлении прасада под руководством преданных. Это нормально. (ПШП Джадурани, 16 марта 1968)
68-03 Да, непосвященные могут работать на кухне под руководством преданного. Так что Эрик, конечно, может работать под твоим руководством на кухне, раздавая прасад. Это очень хорошо. (ПШП Махапуруше, 28 марта 1968)
68-04 В молоко нельзя класть соль, это неправильно и может вызвать заболевание проказой. Но соль можно класть в йогурт. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)
68-06 Да, я отметил твои вопросы относительно подачи прасада. Главное, какой бы прасад ни подавался Божеству, он должен быть приготовлен и подан с почтением и в чистоте. В Джаганнатха-Пури Господь ест пятьдесят шесть раз в день. Так что Господь может есть столько раз, сколько раз ты способен предлагать Ему пищу. Единственное условие: все должно предлагаться с почтением и преданностью. (Он не бедняк и не испытывает голода, и Он способен есть, но Он принимает такие продукты, которые относятся к группам овощей, фруктов, цветов, молочных продуктов, воду и т.д., и предложены Ему с любовью и преданностью, и с верой. Он хочет только нашей любви, и именно это делает Его голодным и позволяет Ему есть столько раз, сколько ты способен предложить Ему пищу. Он абсолютен, поэтому в Нем объединяются все противоречия. Он голоден и сыт одновременно. Итак, смысл в том, что все должно быть предложено в чистоте, и предлагаться должны чистые вещи.)
Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню.
Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место. Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно.
Нельзя вкушать на кухне; есть множество место, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно. (ПШП Анируддхе, 16 июня 1968)
69-03 По поводу маринованных огурцов: по мере возможности мы не должны предлагать Божеству пищу, приготовленную непреданными. Мы можем принимать от них сырые фрукты, зерно или другие сырые продукты. Но что касается приготовления пищи, это должны делать строго только инициированные преданные. Кроме того, уксус не хорош, это тамасик, в невежестве, отвратительная пища. Так что, думаю, не стоит брать эти маринованные огурцы. (ПШП Киртанананде, 24 марта 1969)
70-01 В ответ на твой вопрос: «Что подразумевается под предметом, восстановившим духовное качество?» Кришна есть чистое знание, поэтому Он —Верховная Личность. Иными словами, он — Верховная Сила, и эта Его Сила проявляется через разнообразные энергии, подобно тому, как сила костра проявляется в свете и тепле. Если мы ощущаем свет и тепло, это означает, что мы ощущаем силу костра. Видеть Кришну во всем значит действительно обладать сознанием Кришны. В своем обусловленном состоянии мы считаем само собой разумеющимся, что все отделено от Кришны. Но на самом деле это не так. Ничто нельзя отделять от Кришны; все покоится в Кришне, поэтому всякая вещь, которую мы сейчас считаем материей, будучи задействована в служении Абсолютной Истине, Кришне, восстанавливает свое духовное качество. В этой связи можно привести еще один пример. Когда мы готовим на кухне пищу, чтобы съесть ее, это не то же самое, что когда пища готовится и предлагается Кришне. Те же дал, рис, материальные для материальной цели, становятся духовными, когда их используют для Кришны. Поэтому на высшем уровне, нет ничего материального, там все принимается во взаимоотношениях с Кришной или Высшим Духом. Думаю, это прояснит для тебя вопрос. (ПШП Бхагаван-дасу, 10 января 1970)
70-03 Что касается приготовления чаунча, думаю, тебя неправильно информировали, что семена кумина и чили нужно жарить, пока они не станут черными. Чили нужно бросать в гхи сразу после того, как семена кумина начнут темнеть, и обе специи должны стать коричневыми, но не черными или горелыми. Думаю, если ты начнешь делать так, то при небольшой практике это позволит улучшить качество дала для Божеств. (ПШП Харер-Наме, 15 марта 1970)
70-07 Весьма благодарен тебе за то, что ты послал мне Джаганнатха-махапрасад, перу. Это очень хорошая сладость, ты научись готовить ее. Эта, я думаю, была куплена в каком-нибудь индийском магазине. Но ты должна постараться готовить ее сама. (ПШП Ямуне, 7 июля 1970)
70-07 Я получил также перу, она очень хороша. Я знаю, что ты готовишь для Божеств очень тщательно. Можешь предлагать Божествам как можно больше сортов различных сладостей. (ПШП Ямуне, 26 июля 1970)
71-01 Брюс еще не получил посвящения. Он хочет оставаться с нами независимо. Я не возражаю против такого вывода, но, пока он не будет должным образом посвящен, он не может помогать тебе ни на кухне, ни в поклонении Божествам. Но он может помогать тебе в переводе и других видах деятельности. Весь наш метод основан на предании себя. Думаю, ему недостает именно этого духа. Поэтому я дал ему разрешение вернуться в Японию. Постарайся обучать его в верном направлении. (ПШП Судаме, 22 января 1971)
71-01 Что касается поклонения Божеству, в настоящее время у тебя есть алтарь Гуру-Гауранги, а позже, когда преданных станет побольше, и у тебя появится возможность, можно будет установить Божества Господа Джаганнатхи или Радхи-Кришны. Только посвященные преданные могут служить Божествам или готовить для Них, поэтому пока что сделай очень красивый алтарь Гуру-Гауранги, и это будет очень хорошо. (ПШП Шукадеве, 27 января 1971)
71-04 По возможности, непосвященные преданные не должны входить в кухню или в алтарь. Они могут помогать снаружи. (ПШП Наянабхираме, 4 апреля 1971)
71-05 Да, не бери слишком много продуктов. Бери столько, чтобы пища не оставалась. Сразу после [принятия прасада] посуда должна быть вымыта, а одноразовая посуда выброшена. Но прасад выбрасывать нельзя. Лучше съесть меньше, чем хранить остатки. Это нехорошо. (ПШП Джадурани, 19 мая 1971)
71-07 Я очень рад, что Шриман Бхагаван-дас Прабху рекомендует тебя для посвящения в Гаятри-мантру. Как раз к этому я и стремлюсь — основать в этой стране брахманическое общество. Поэтому кода я вижу, что эти молодые американские юноши приобретают качества, достойные второго посвящения, и становятся настоящими брахманами, я очень доволен, и мой Гуру Махараджа также доволен. Итак, ты должен жить соответственно правилам и предписаниям для брахманов. Первое и главное — это чистота. В вашей стране у людей множество нечистых привычек. Например, они не умываются после еды. Брахман не таков. Если бы человек позволил себе такое в Индии, он подвергся бы резкой критике. Поэтому, даже если ты съел совсем немного, ты все равно должен тут же умыться. И место, где ты ел, нужно также немедленно помыть. Вот так.
Название брахмана — шучи, то есть, чистый. В туалете нужно омыться водой и вымыть руки с мылом. Затем вымой ноги, лицо и рот. Одежду нужно стирать ежедневно, особенно одежду, в которой ты спал. В кухне также все должно сиять, и готовить должны только брахманы. Остальные могут помогать. То же самое и для поклонения Божествам. Вот некоторые правила, которые надо соблюдать в брахманической жизни. Поддерживай внешнюю чистоту с помощью омовения, а внутреннюю с помощью повторения харе-кришна-мантры. Продолжай в таком же духе, и тогда быстрый прогресс в сознании Кришны тебе обеспечен. (ПШП Лакшми-Нараяне, 8 июля 1971)
71-11 И Кришна сделал Себя доступным в облике прекрасных латунных мурти для округа Вашингтон. Нет необходимости, чтобы вместе с Ним приходил и Господь Джаганнатха. Иногда Его тоже не понимают. (Sometimes He is also misunderstood.) Божества можно установить в храме, а потом брать Их с собой в путешествия. Это будет лучше всего. По поводу других вопросов Шилавати: если с большими латунными Божествами не трудно управляться, надо омывать Их так же, как маленькие. Приготовление пищи можно продолжать и после того, как наполнена тарелка Божества. Пищу нельзя раздавать пока она не предложена Божеству, но после того, как она предложена, если людей так много, что всем не хватает, как можно прекратить приготовление? Во Вриндаване дхупа-арати иногда предлагают без цветка, но правильным является и то, и другое. Если есть возможность предложить цветок, это хорошо. Обычно сандаловую пасту предлагают, нанося ее на лоб, но можно наносить ее и на другие части тела. Порошок кумкума следует предлагать, нанося его на стопы. (ПШП Киртанананде Махарадже, 6 ноября 1971)
74-11 Правильно будет, если в храме будут готовить только дважды посвященные брахманы. (ПШП Киртанананде Свами, 23 ноября 1974)
74-11 По поводу прасада: я никогда не давал разрешения г-ну Малкани готовить в храме. Он не посвященный. Конечно, он индус, но он ведь приехал туда, чтобы заниматься бизнесом. Он не имеет посвящения, чтобы готовить в храме. Нанимать поваров за деньги нежелательно. Кто готовил раньше? Он стремится к тому, чтобы начать свой бизнес, а не к тому, чтобы мы заняли его служением. Независимый повар на храмовой кухне — это нехорошо. (ПШП Киртанананде Свами, 23 ноября 1974)
74-11 Относительно приготовления пищи: не-брахманы могут помогать, но не готовить. (ПШП Шукадева-дасу, 24 ноября 1974)
74-12 Спасибо тебе за твои теплые чувства. Ты должна набраться опыта в приготовлении прекрасных молочных продуктов. Корова — это самое чудесное животное, она очень благоприятна для человеческого общества, она приносит дары в виде молочных продуктов. А ты можешь превратить все эти молочные продукты в великолепные подношения для Радхи-Кришны, и так твоя жизнь станет совершенной. Пожалуйста, продолжай прогрессировать в сознании Кришны с помощью нашего удивительного метода, ежедневно читай наши книги, ежедневно повторяй шестнадцать кругов, соблюдай регулирующие принципы, вставай рано и т.д. Спасибо тебе. (ПШП Парвати, 17 декабря 1974)
75-05 Ваш отчет меня очень вдохновил. Продолжайте организовывать гостиницу. Это очень важно. Делайте все тщательно, сотрудничая с д-ром Вермой. Вечером надо предлагать Божеству множество разнообразных первоклассных блюд, приготовленных на гхи, а потом можно продавать прасад. В Лос-Анджелесе хороший стандарт, но ваш стандарт должен быть еще лучше. Вы можете делать качори, самосы и т.д. Если нужно, можно нанять профессионального кондитера. Божеству нужно поклоняться со всей возможной роскошью. Круглосуточный киртан меня очень вдохновляет. Пожалуйста, продолжайте все делать так, как я вам указал. Я очень верю в вас обоих. (ПШП Акшаянанде Свами и Дхананьджае, 26 мая 1975)
75-05 В твоей стране Божества не должны стоять [на алтаре] без рубашек. Гаура-Нитай могут носить тюрбаны. Кришне нельзя предлагать ничего, что было сделано не руками преданных. (ПШП Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975)
75-11 Я очень ценю твое служение. На кухне, пожалуйста, следи, чтобы ничего не пропадало. (ПШП Упендра-дасу, 10 ноября 1975)
76-01 Я рад, что новые люди приходят помогать нам в нашем вриндаванском храме. Кухня должна быть очень чистой, и продукты не должны пропадать. Это главное соображение. Вчера мы посетили очень старый и знаменитый храм Ранганатхи здесь, в Неллоре. Управление здесь ведется прекрасно, для тех, кто приходит на даршан, все организовано очень хорошо. Нашим храмом во Вриндаване тоже нужно управлять очень искусно, нужно так все поставить, чтобы каждый посетитель получал чаранамриту и прасад Божества. (ПШП Акшаянанде Махарадже, 6 января 1976)
76-07 Не получив посвящения, готовить нельзя. Чтобы поклоняться Божеству, нужно стать настоящим учеником. Поэтому о том, чтобы в храме Нью-Дели готовили посторонние, и речи быть не может. (ПШП Гопала-Кришна-дасу, 11 июля 1976)
76-10 По поводу предложения шпината: он просто должен быть очень чистым — все должно делаться очень чисто. (ПШП Балаванта-дасу, 4 октября 1976)
Предложение прасада[КМ-д145]
68-01 По поводу твоих вопросов: да, оставляй тарелку Кришны на алтаре на пятнадцать-двадцать минут или дольше, не больше, чем на полчаса. После того, как предложишь блюдо, оставшееся в кастрюлях нужно немедленно раздать. Тарелка Кришны может оставаться на алтаре, пока остальное раздают. Любая девушка, имеющая посвящение, может участвовать в приготовлении прасада, а преданный, у которого нет посвящения, пусть даже и юноша, не может принимать участия в приготовлении. (ПШП Балаи, 25 января 1968)
68-01 Да, держать подношение на алтаре пятнадцать минут достаточно. (ПШП Рупануге, январь 1968)
68-02 Да, когда Джаганнатха ложится спать и когда Он просыпается, обычно звонят в колокольчик. Звонить в колокольчик нужно даже когда предлагается прасад. Так делают во всех храмах Вриндавана. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)
68-02 Пищу можно предлагать где угодно, но с преданностью и соблюдением всех правил и предписаний. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)
68-02 По поводу предложения пищи: обычно пищу предлагают вначале духовному учителю; мы не можем ничего делать напрямую. Духовный учитель принимает подношение от имени ученика и предлагает его Кришне. После того, как Кришна поест, духовный учитель принимает прасад, а затем преданные принимают маха-прасад. Так принято. Все вначале предлагают духовному учителю с молитвой: нама он вишну-падайя… Если в процессе приготовления пища падает на пол, то, если она сырая, ее нужно хорошо помыть, и тогда ее можно предлагать. Но если она уже приготовлена и ее нельзя помыть, ее нельзя предлагать, но выбрасывать ее не нужно, лучше съесть. (ПШП Джадурани, 15 февраля 1968)
68-02 Когда прасад (вода или пища) предложены Господу, Его тарелка должна оставаться на алтаре около пятнадцати-двадцати минут (пока оставшееся в кастрюлях принимают преданные). Воду достаточно оставлять на несколько минут. Когда прасад убран с алтаря, и мы к нему прикоснулись, его уже нельзя ставить обратно на алтарь. Все, что мы предлагаем, должно быть как можно более чистым. (ПШП Карунамайи, 25 февраля 1968)
68-03 Да, предлагая прасад, можешь трижды произнести молитвы духовному учителю и трижды «намо брахманья…». Это очень хорошо — произнести мантру три раза. Ты можешь также, предложив пищу духовному учителю, предложить ее Господу Чайтанье, трижды произнеся молитву «намо маха-ваданьяя…», а затем трижды произнести молитву Кришне. (ПШП Балаи, 22 марта 1968)
68-05 По поводу двух твоих вопросов: для предложения прасада молитвы духовному учителю достаточно. Метод таков: всё предлагается духовному учителю, а духовный учитель предлагает это же подношение Господу. Когда пища предложена духовному учителю, он тут же предлагает ее Господу. Такова система, и поскольку мы приходим через парампару, мы обязаны действовать через верный канал, а именно: сначала духовный учитель, затем Господь Чайтанья, затем Кришна. Поэтому когда мы читаем молитвы, мы делаем так: ванде 'хам шри-гурох… и постепенно переходим к Госвами, затем к Господу Чайтанье, затем к Радхе-Кришне. Так нужно молиться. А когда мы предлагаем прасад, мы ставим все перед духовным учителем, и это значит, что духовный учитель позаботится о том, чтобы предложить пищу Господу. Поэтому, если мы просто читаем молитву духовному учителю, это уже достаточная церемония. (ПШП Харер-Нама, 28 мая 1968)
68-06 Если блюдо готовится из смешанных продуктов, они и предлагаться должны смешанными. Если продукты готовятся по отдельности, то молоко, сахар и каша должны предлагаться по отдельности. Но если молоко, сахар и зерно варились вместе, то и предлагать надо так же. Все нужно готовить очень тщательно и в чистоте, из продуктов, относящихся к вышеперечисленным группам. Ничего нельзя есть прежде, чем оно было предложено Господу. Лучше всего готовить каждое блюдо по отдельности. Нет, предложенную пищу нельзя класть обратно в холодильник вместе с непредложенной пищей и нельзя приносить обратно на кухню. Нужно готовить столько, сколько будет съедено, и после предложения ничего нельзя класть в холодильник или заносить на кухню. Холодильник всегда должен быть чист как в грубом, так и в тонком отношении. Каждый должен заботиться о том, чтобы пищи готовилось лишь столько, сколько может быть съедено. Нельзя хранить остатки в холодильнике. Я знаю, что вашей стране это принято, но в храмах или в домах сознающих Кришну людей такой нечистой привычке не место.
Если осталась какая-то пища, ее надо хранить отдельно. Если есть лишний холодильник, не в кухне, и в котором не хранится непредложенная пища, можно иметь такой отдельный холодильник для остатков прасада. Но держать эти остатки в одном холодильнике с непредложенной, неприготовленной пищей нельзя. Этого быть не должно. Нельзя вкушать на кухне; есть множество место, где можно покушать, почему нужно есть обязательно в кухне? К кухне нужно относиться как к комнате Господа, в кухне нельзя ходить в обуви, нельзя нюхать и пробовать пищу, которая готовится для Господа, разговаривать на кухне можно только о приготовлении прасада, или о Господе, грязные тарелки (которые взяли с кухни и ели из них) нельзя вносить на кухню, но если нет другого места, где их можно помыть, тогда их нужно немедленно сложить в раковину и вымыть. Руки во время приготовления прасада нужно постоянно мыть, и все должно готовиться в чистоте. Неужели трудно ввести такие правила? Это правила, и притом простые, и их нужно соблюдать. Каждый должен быть готов соблюдать правила, установленные Кришной. Иначе, где доказательство, что он любит Кришну? Да и соблюдать их вовсе не трудно. (ПШП Анируддхе, 16 июня 1968)
68-10 По поводу твоего вопроса: можно ли предлагать Кришне вечером что-то кроме молока и фруктов. Вреда не будет. Потому что Кришна может есть столько раз, сколько раз ты Его покормишь, ведь Он безграничен. Он мог бы есть бесконечно, если бы мы обеспечили Его бесконечным запасом пищи. Это невозможно для нас. Это наши запасы ограничены. Но, так или иначе, если ты можешь увеличить подношение — очень хорошо. Однако, если ты вводишь какое-то новшество в подношение Ему пищи, это должно стать постоянным подношением. Менять [обратно] нельзя. Если ты способен постоянно предлагать по вечерам молоко и фрукты, можешь ввести такую систему. Вреда от этого не будет. Твой второй вопрос: мороженое, которое покупается в магазине, предлагать нельзя, потому что в таком мороженом содержатся некоторые нежелательные компоненты, которые мы не должны предлагать. Мы должны предлагать Кришне только первоклассно приготовленные продукты, особенно собственного производства. Мы будем избегать, по мере возможности, предлагать Кришне товары, приобретенные на рынке. (ПШП Шьяма-даси, 21 октября 1968)
69-02 По поводу предложения прасада Божествам: отложи на тарелку каждого блюда в таком количестве, как для одного человека, и этот прасад, а не все, что приготовлено, предложи Божству. Остальное может стоять на плите, чтобы пища не остывала до тех пор, пока преданные не примут и не почтут ее. Тарелка, предложенная Божествам, должна оставаться на алтаре пятнадцать-двадцать минут, чтобы бόльшая часть пищи не остыла, и чтобы преданные из-за этого не были недовольны. Думаю, такая практика решит проблему. (ПШП Киртанананде, 14 февраля 1969)
69-06 Можно сделать, как ты предлагаешь, то есть, приготовить тарелки с прасадом для гостей, чтобы людям на пиру не приходилось долго ждать после предложения. Первую тарелку нужно положить Кришне, и ее нужно держать отдельно, повыше и накрытой. Тогда все будет нормально. (ПШП Тамала-Кришне, 12 июня 1969)
69-06 По поводу твоего вопроса о предложении прасада, все, что предлагается Божеству, на самом деле идет через духовного учителя. Духовный учитель предлагает Господу Чайтанье, а Господь Чайтанья предлагает Кришне. Затем ест Радха-Кришна, или Джаганнатха, затем ест Чайтанья Махапрабху, потом духовный учитель, и пища становится маха-прасадом. Поэтому когда предлагаешь что-нибудь, думай так и повторяй Гаятри-мантру, и это будет полная процедура. Наконец, позвони в колокольчик, забери тарелку и протри место, где она стояла. (ПШП Арундхати, 16 июня 1969)
69-07 По поводу Гаятри-мантры, Арундхати напрасно так настаивает. Если она хочет предлагать прасад Божествам, она может просто повторять харе-кришна-мантру. Нет необходимости повторять именно Гаятри-мантру. Для этого нужно получить специальное посвящение от духовного учителя, и ты должен сообщить ей об этом. Так не делается. А пока что, если Арундхати хочет предлагать прасад, подойдет и харе-кришна-мантра. (ПШП Прадьюмне, 4 июля 1969)
70-11 Пожалуйста, следи за тем, чтобы подношения делались регулярно, без пропусков. Поклонение Божеству, как и поклонение Панча-таттве, подразумевает строгое соблюдение графика подношений. Ты видел наш лос-анджелесский храм и как тщательно всё делают тамошние пуджари. Возьми их за образец и постарайся наладить такое же тщательное поклонение. Так ты получишь все благословения Шримати Радхарани. (ПШП Туласи-дасу, 9 ноября 1970)
71-08 …при каждом подношении Божествам бхоги на тарелке должен лежать лист Туласи. (ПШП Индире, 9 августа 1971).
73-01 Да, листья Шримати Туласи-деви должны предлагаться всем экспансиям Вишну-таттвы Кришны, включая Нитьянанду и Балараму. (ПШП Дхрувананде, 4 января 1973)
47-10 По поводу прасада: Кришна не принимает пищу, приготовленную непреданными. В Бхагавад-гите говорится: патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати. (9.26) То есть, самое главное — бхакти, преданность. Кришна не примет ничего, если это предлагает Ему кто-то, не являющийся чистым преданным. Как же стать чистым преданным Кришны? Нужно повторять «Харе Кришна» и соблюдать четыре заповеди: не есть мяса, не одурманивать себя, не заниматься незаконным сексом, не играть, и, кроме того, ты должен следовать указаниям гуру, который опытен в науке преданности. Если ты серьезно стараешься постичь сознание Кришны, ты можешь, с разрешения своего отца, пожить с нами некоторое время в одном из наших центров, изучить эту науку, а потом принять самостоятельное решение. (ПШП Фредерико Лоренцо, 14 октября 1974)
75-05 Кришне нельзя предлагать ничего, что не было сделано руками преданных. (ПШП Ананга-Манджари-деви, 28 мая 1975)
Принятие прасада
68-04 Что касается тарелок, то лучше всего, если каждый, поев прасада, помоет свою тарелку сам. Иначе, одному человеку придется перемыть слишком много посуды. Поэтому даже гости должны мыть свою посуду сами, так принято в храмах, не бросайте все на одного человека. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)
68-04 Говорят, что когда человек избавляется от материальной концепции жизни, его материальным взглядам на эту концепцию также приходит конец. На самом деле энергия Кришны одна, и она духовна. Материальное сознание жизни означает забвение Кришны; когда человек обладает полным сознанием Кришны, в его глазах никакого материального существования просто нет. Мы должны шаг за шагом научиться этому. Например, мы готовим прасад; обычно это рис, дал и чапати. Но когда мы предлагаем эту пищу Кришне, она становится прасадом. Как обычные рис, дал и чапати превращаются в духовный прасад? Это можно понять, только продвинувшись в сознании Кришны, но на самом деле все, что связано с Кришной, есть духовная энергия. (ПШП Ядунандане, 13 апреля 1968)
68-10 На встрече с д-ром Споком тебе придется чем-то угощаться. Ты просто ешь вегетарианские блюда: фрукты, орехи, вареный картофель, крекеры, молоко и т.д., и помни Кришну. Поскольку за обед, за пищу ты будешь платить, ты можешь предложить ее в уме Кришне, а затем ешь ее как кришна-прасад. Пища, за которую заплачено, становится чистой. Есть такой стих в ведической литературе: драбйа мулйена шуддхати. Источник, из которого получено что-то, может быть и не очень хорош, но если за это заплачено, оно становится чистым. Поэтому вегетарианские продукты, если ты заплатил за них, можно предлагать в уме. Но это слово драбйа означает продукты питания, а продукты питания — это овощи, зерно, молоко, цветы, фрукты; мясо не считается продуктом питания, к нему вообще нельзя прикасаться. Как если человек приобретает испражнения, это ведь не означает, что они теперь чисты. Вот и с мясом то же самое. Драбйа означает овощи и т.д. И это выражение драбйа мулйена шуддхати применяется только в особых случаях, как, например, этот. Это нельзя превращать в повседневную практику, это только для особых случаев. Мы должны сами готовить пищу, и конечно, предлагать ее как можно больше. (ПШП Брахмананде, 6 октября 1968)
68-12 Что касается идеи отделить часть кухни, чтобы принимать там прасад, то это отличная мысль. Но, как обычно, принимать в кухне прасад, когда там готовится пища, нельзя. (ПШП Брахмананде, 31 декабря 1968)
69-01 Другая моя просьба состоит в том, что, поскольку вы милостиво пришли поговорить со мной, моя обязанность — наставлять вас в духовном развитии. Вы оба столь удачливы, что стали слугами Шри Шри Джаганнатхи-Девы, установленного вашими предками. Лучше всего будет развивать свою привязанность к этим Джаганнахам, и потому вы не должны есть ничего, что не было вначале предложено Джаганнатхе-Деве. Иными словами, вы должны есть только прасад Джаганнатхи-Девы. Такая практика очень поможет вам в вашей духовной жизни. Эту возможность, которую вы получили в этой жизни, нельзя упускать. Об этом я прошу вас обоих. Надеюсь, сие застанет вас в добром здравии. Жду вашего скорого ответа. (ПШП Дхиндро и Ваналате Маллик, 15 января 1969)
69-02 На вашей фотографии видно, что вы готовите большие пули ИСККОН. Они очень привлекательны, жаль, что я не могу разделить их с вами. Но я очень доволен, что вы наслаждаетесь такими вещами как прасад Джаганнатхи Свами. (ПШП Уддхаве, 27 февраля 1969)
69-08 Все эти общества йоги совершенно бесполезны. Если ты все-таки пойдешь, не ешь их пищу. Мы можем есть только то, что предложено Кришне, а предлагать Кришне то, что было приготовлено непреданными, нельзя. Надеюсь, тебе все ясно. (ПШП Джаяпатаке, 12 августа 1969)
69-08 Люфтганза — очень респектабельная компания, там все леди и джентльмены, все стюардессы и вообще весь персонал обращались с нами очень мило. Одна девушка настаивала, чтобы мы поели, а когда мы отказались, она очень огорчилась, но принесла нам достаточное количество фруктов. (ПШП Хаягриве, 27 августа 1969)
69-11 По поводу твоего первого вопроса об анна-майе: эта теория анна-майи предназначена для людей, находящихся на самой низкой стадии духовной реализации. Когда ты принимаешь прасад, ты попадаешь прямо на духовный уровень. Концепция анна-майи не находится на духовном уровне. Поэтому наш путь в эту эпоху легок и эффективен, и предписанных методов, которые мы приняли в соответствии с авторитетными указаниями писаний, достаточно для нашего прогресса. (ПШП Бхагаван-дасу, 9 ноября 1969)
69-11 Что касается твоих расходов, нас не интересует экономия. Наша линия должна быть такой: собирать миллионы долларов и тратить миллионы долларов, а иногда и больше. Но мы должны быть очень осмотрительными, чтобы не превратиться в расточителей. А на нужные вещи мы денег не жалеем. Не знаю, что вы там едите, но еда у вас должна быть питательной и простой, не роскошной. Это значит, чапати, дал, овощи, сливочное масло, фрукты и молоко. Это необходимо, чтобы сохранить хорошее здоровье. Но мы не должны увлекаться сладкими шариками или халавой и другими подобными вещами и есть их каждый день. Слишком обильная вкусная еда, особенно сладкое, возбуждает половое желание. Так или иначе, ешь кришна-прасад, но будь осторожен, не погрязни в роскоши. Кришне мы должны предлагать самые роскошные блюда, но для нас прасад должен быть очень простым.(ПШП Гаргамуни, 20 ноября 1969)
70-01 Если преданные почитают прасад в храмовой комнате, занавес перед Божествами следует на это время задернуть. Лучше всего, если для почитания прасада будет, по возможности, отведено отдельное помещение. (ПШП Ямуне, 16 января 1970)
70-04 Очень хорошо, что все преданные могут принимать прасад вместе. Преданные должны собираться вместе, это придает дополнительную силу. (ПШП Умапати, 26 апреля 1970)
70-11 При всем своем почтении к полубогам, мы должны отказываться, если нам предлагают их прасад. Мы соблюдаем принцип, принятый в Джаганнатха Пури. Пища вначале предлагается Господу Джаганнатхе, а затем Его прасад предлагается различным полубогам, а после этого мы можем съесть остатки как прасад. Так будет правильно. (ПШП Упендре, 21 ноября 1970)
71-05 Да, не бери слишком много продуктов. Бери столько, чтобы пища не оставалась. Сразу после [принятия прасада] посуда должна быть вымыта, а одноразовая посуда выброшена. Но прасад выбрасывать нельзя. Лучше съесть меньше, чем хранить остатки. Это нехорошо. (ПШП Джадурани, 19 мая 1971)
71-11 Относительно прасада: его обязательно нужно доедать, если только он не испортился или его не коснулся больной человек. Выбрасывать кришна-прасад нельзя. Лучше всего готовить столько, сколько необходимо, а затем давать каждому человеку столько, сколько он хочет. Так принято в ведическом обществе: люди садятся рядами перед своими тарелками, а раздатчики идут по рядам и кладут на каждую тарелку по очень маленькой порции каждого блюда. Если человек возражает, ему не кладут. Затем, если кто-то хочет добавки, раздатчики хотят по рядам и раздают кому что нужно. При такой системе ничего не пропадает, и все довольны. (ПШП Киртираджа-дасу, 27 ноября 1971)
72-02 Кришна-прасад всегда хорош. Соображение о том, что через три часа он уже испорчен, годится для обычных людей, для тех, кто не очень продвинулся в понимании духовной природы кришна-прасада. Рагхунатха-дас Госвами собирал рис, выброшенный с кухни Господа Джаганнатхи после приготовления пищи, и питался только им. Это высшая ступень, а ты пока должен знать, что кришна-прасад не оскверняется никаким материальным воздействием. (ПШП Чатурбхудже, 28 февраля 1972)
72-05 Что касается принятия воды: нет, мы не принимаем от непосвященных ни пищи, ни воды. Это не обсуждается, ты должен это просто запомнить. Но в случае крайней необходимости, ни о каких запретах речи быть не может. (ПШП Бхавананде, 9 мая 1972)
75-08 По поводу настроения, в котором принимается прасад: если ты думаешь: «Это вкусно, поэтому дайте мне еще и побольше», — тогда это чувственное наслаждение. Но все равно это прасад, и он сработает. Прасад трансцендентен, но есть слишком много не следует. Санньяси могут принимать маха-прасад, но не переедать. Чайтанья Махапрабху ел, но из принципа избегал.[КМ-д146] (ПШП Ведавьяса-дасу, 4 августа 1975)
75-08 Ты все-таки не настолько возвышенная личность, чтобы есть остатки после карми как прасад. Карми не надо давать столько, чтобы после них что-то оставалось. Можешь давать им понемногу, а если им понравится, добавишь. Такая система должна быть введена повсеместно. Я сам видел, что много прасада осталось. Это нехорошо. (ПШП Ведавьяса-дасу, 4 августа 1975)
76-01 Они [грихастхи] уже получают бесплатно прасад и кров. Но иногда грихастхи готовят сами. На это мы не обязаны выделять деньги. Просто постарайся поставить приготовление прасада на такой уровень, чтобы никому и не хотелось ничего другого. (ПШП Джаятиртхе, 22 января 1976)
77-01 Мое наставление таково: что бы тебе ни подавали, ты не должен есть мясо, а только хлеб, сливочное масло, молоко, овощи и фрукты, если есть. И постоянно повторяй «Харе Кришна». Тогда неважно, где ты находишься — в аду, или в раю. Да, это будет большим служением, даже в тюрьме, если ты сможешь проповедовать там. Если другие заключенные будут нападать на тебя, ты должен попросить защиты у начальства. Там у нас нет другого дела, кроме как повторять «Харе Кришна». (ПШП Кунджа-бихари-дасу, 19 января 1977)