Мифология, религия, философия

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.
Конечно, с позиций современного знания мифологическое объяснение происхождения сущности мира было наивным, оно основывалось на сведениях, которыми располагал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи воображения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то.
Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.
Некоторые авторы к «предфилософии» относят религию, рассматривая ее как предшественницу мифологии, другие выводят философию из зачатков науки.
По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.
В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоззрения являются:
мифологическое— основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее же подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций;
религиозное — в основе лежит принцип служения трансцендентному началу — божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетелями считаются смирение, послушание, служение, богобоязненность, богопочитание;
философское — формируется философией как системой знаний об общем. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании. Понятие мировоззрения Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сло-жившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельно-сти, ценностные ориентации. Современное общество характеризуется глобальными кри-зисами, кричащими о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Обратим внимание на особенно глобальные кризисы: 1) Нравственный. Деградация человека, разрушение его сознания, упадок морали - все это нравственный кризис , который приведет к уничтожению мира. 2). Экологический. Разрушение озонового слоя Земли уже сейчас сказывается на климате планеты. Нарушается природный экологический баланс. Мировое потепление приведет к тому , что сначала начнется глобальная засуха , а если солнце растопит льды Антарктики и Арктики , то вся цивилизация исчезнет под водой , которая впоследствии под действием испепеляющего Солнца тоже исчезнет , унеся с собой последние формы жизни . 3). Демографический. К 2100 году население составит 10-12 млрд. Таким образом перенаселение планеты приведет к тому , что людям просто негде станет жить , начнутся глобальные мировые войны за место под солнцем . Мы подошли к рубежу, когда от своих собственных успехов Мы можем погибнуть, как цивилизация. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация созда-ла такое мировоззрение, которое несовместимо с существованием самой цивилизацией. Либо мы все пойдем другим, гуманным по отношению к миру путем, либо наша цивили-зация навсегда исчезнет. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, се-мье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отно-шение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человече-ство. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдель-ной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей кар-тине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Мировоззрение – фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сло-жившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, пред-ставляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Итак, мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят: жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красо-та), принципы познания и действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориента-ции. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение- это цельное осознание действительности в виде ощуще-ний, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - интеллектуальный аспект мировоззре-ния - действительность через призму законов. 2. Мифологическое мировоззрение Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится считают такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения, хотя для некоторых отдельных народов или людей мифологическое сознание существует и сейчас. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхожде-ние и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приру-чении диких животных. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он сущест-вовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражне-ние или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобыт-ного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоз-зрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объеди-нялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоцио-нальная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощуще-ния, чувственного сопереживания. Для первобытного человека как было невозможно за-фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существо-вало как нечто объективное, отдельное от его внутреннего мира. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был ге-нетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и обще-ственных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наибо-лее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся сле-дующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бес-смертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и рас-кинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба и их по-томков. Аналогичные схемы присутствует в мифологии многих народов мира. Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содер-жание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслу-живающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывает-ся стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус-танавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. 3. Религиозное мировоззрение На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной миро-воззренческой формой. В этот же период существовала и религия. Религия - форма обще-ственного сознания, основанная на вере в богов, точнее на существовании одного или не-скольких богов (монотеизм, политеизм). Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное миро-воззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общест-венного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необра-тимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая си-ла – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как от-кровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались за-стывшими. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные историче-ские эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и веду-щий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцени-ваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию. Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифоло-гия находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным од-нозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от ре-лигии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиоз-ными», а другие «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта спе-цифика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, та-ких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разде-ление мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика рели-гии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в ка-кой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной сторо-ны. Основное отличие от мифа состоит в том, что у религии существуют свои книги и ор-ганизационный орган. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический харак-тер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регла-ментации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядно-сти религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострада-ния, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить че-ловека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия при-звана «укоренить» человека в трансцендентальное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизмен-ного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человече-ского бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и зна-ние, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житей-ские трудности. 4. Философское мировоззрение Философия (с греческого «любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Основные философские проблемы: 1. онтология (теория познания); 2. гносеология (учение о бытие); 3. методология (учение о развитии); 4. социология (социальные проблемы); 5. этика (уче-ние о морали); 6. эстетика (учение о прекрасном); 7. антропология (учение о человеке); 8. аксиология (учение о ценностях); 9. диалектика (учение о действительности); 10. метафи-зика (учение о смысле жизни). Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и ста-новления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая фор-ма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник ма-териализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на рели-гиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, ут-верждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки. У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пи-фагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоз-зренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были ос-новоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальней-шее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Пла-тона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на прин-ципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «ато-мы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Пла-тона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы. Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне законо-мерно образуются именно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное пред-лагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «за-явка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нель-зя принимать кажущееся за действительное. Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту, - это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два ви-да объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий анти-под Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как «воспоми-нания» бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения. Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоз-зрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей фило-софии, объединяющей различные мировоззренческие подходы. На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие во-просы. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретиче-ское ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обы-денных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоз-зрения. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философская мысли - есть мысль о вечном. Как и всякое теоретическое знание, фи-лософское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми от-крытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно-умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного со-держания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, обра-зует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает цен-ностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находи-лась на высочайшем уровне своего творческого развития. Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совер-шенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и прак-тически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы созна-ния, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследова-ния, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во вре-мени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в фи-лософии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских уче-ний – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических опреде-лениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике позна-ваемого предмета. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. 4.1. Научное мировоззрение Из человеческих противоречий исторически возник научный источник познания. Че-ловек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему навязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те процессы и явления, которые про-исходили вокруг него. И это вполне естественно. Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться с миром. Узнать, как он устроен. Наука - сфера человеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то их сторон). Современная наука - это сложноорганизованная система. Смена научных кар-тин мира возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предска-зываемое теорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре. Знание закона (т.е. того, против чего природа не возражает), - это предпосылка целенаправленной деятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавно казав-шейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняя теория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительно объясняла, т.е. содер-жала элементы объективной истины. И эти элементы должны быть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным. Смена научной картины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе - формирование ново-го знания, точнее отражающего объективную реальность. Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться с привычными взглядами очень непросто... А когда необходимость этого становится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию как неудачную. Поэтому смена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых представлений о тех или иных областях действительности - зако-номерный этап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной карти-ны мира, представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных об-ластях науки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как его це-лостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влиянием наи-более развитой (ведущей) науки – «лидера». Длительное время таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), с достижениями которой связаны: - механическая (Ньютон (две позиции:1-деизм - религиозно-философфская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кроме разума; 2 - теизм-религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной лично-сти, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем; - тепловая (полное отрицание бога); - квантово-релятивистская (позволила понять многие свойства твердых тел, объяс-нить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики, познать законы механического движения тел при скоростях, сравни-мых со скоростью света (основана на теории относительности)) картины мира; - синергетическая картина мира (synergetikos-совместный, согласованно действую-щий), включающая в себя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах, находя-щихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера, возникновение спи-ральных галактик).   Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке. Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке. Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы. Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия. Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.   Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.  

Наши рекомендации