Семинар 2. философская онтология

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Философия, история и мировые религии»

Е.Е. Несмеянов

подпись

«5» сентября 2014 г.

На правах рукописи

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.

ШАХТЫ 2014

Содержание

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.. 3

СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.. 4

СЕМИНАР 3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.. 6

СЕМИНАР 4. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ.. 8

СЕМИНАР 5. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ.. 9

СЕМИНАР 6. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 11

СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА. 12

СЕМИНАР 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 14

СЕМИНАР 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.. 16

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Основные понятия: философия, мировоззрение, картина мира, миф, религия, разум, вера, гносеология, истина, онтология, гносеология, антропология, аксиология, материализм, идеализм, дуализм, наука, искусство, понятие, категория, рефлексия.

Теоретические вопросы

1. Понятие мировоззрения, его содержание и структура.

2. Исторические формы мировоззрения.

3. Основные проблемы и разделы философии, её структура и функции.

4. Специфика философского знания, основной вопрос философии.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое мировоззрение, какова его структура?

2. Какие факторы определяют формирование и развитие мировоззрения человека?

3. В чём различие и единство форм общественного мировоззрения: мифологии, религии, философии, науки?

4. В чем специфика философского познания?

5. Что является предметом философского исследования?

6. Какова структура философского знания?

7. Каковы основные проблемы, цели и функции философского познания?

8. Является ли философия наукой?

9. Философия и религия – противоположные формы мировоззрения? Есть ли у них что-либо общее?

10. Какая связь существует между искусством и философией?

11. Почему проблема человека является для философии центральной?

12. Каковы цели и задачи изучения философии?

13. Каковы основные типы самоопределения современной философии?

14. Почему при изучении философии необходимо знакомство с её историей?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

2. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет …… функция философии.

а) критическая;

б) прогностическая;

в) мировоззренческая;

г) аксиологическая.

3. Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:

1. онтология; а) учение о человеке;

2. гносеология; б) учение о бытии;

3. философская антропология; в) учение о познании;

4. социальная философия; г) учение об обществе.

4. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения отображаются:

а) в миропонимании;

б) в мироощущении;

в) в мировосприятии;

г) моральных установках общества и личности.

5. Ответы на философские вопросы ищут в…:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

Основные понятия: бытие, небытие, реальность, природа, вселенная, материя движение, пространство, время, синергетика, релятивизм, информация, дух, космогония, бесконечность, система, структура, эволюция.

Первоисточники для изучения: диалог Платона («Апология Сократа», «Критон», «Федр», «Критий», «Федон», «Пир», «Тимей» – на выбор)

Теоретические вопросы,

1 Истоки и смысл проблемы бытия в античной философии. Бытие как Абсолют.

2 Понимание бытия в европейской философии Нового времени. Бытие – человеческая субъективность или материя?

3 Основные формы бытия. Строения универсума: уровни и типы материальных систем.

4 Философия XX века: бытие как вечное становление.

Вопросы для обсуждения

1. Когда и кем была впервые сформулирована проблема бытия?

2. В чём противоположность материалистического и идеалистического понимания сущности бытия?

3. Каковы основные проблемы онтологии? Как они решаются в современной философии?

4. Как соотносятся понятия «бытие», «реальность», «сущность», «субстанция»?

5. Каково значение философских категорий «единичное», «особенное» и «всеобщее» для решения онтологических проблем?

6. Как связаны «бытие мира» и «бытие человека»?

7. Применимо ли к бытию в целом понятие «развития», «эволюции»?

8. Что обозначает философская категория «материя»?

9. На каком основании выделяются уровни организации материи?

10. Как можно доказать, что каждая вещь является системой, имеет структуру?

11. В чем парадокс движения и трудность его объяснения?

12. Исчерпывается ли принцип детерминизма понятием причинности?

13. В чём суть диалектического подхода к пониманию развития? Каковы основные законы диалектики, сформулированные Гегелем?

14. Каковы основные идеи синергетической концепции эволюции Вселенной? Противоречит ли синергетика диалектике?

15. В чём различие субстанциальной и релятивистской концепций пространства и времени?

16. Как связаны пространство-время и движение в современной четырёхмерной картине мира?

17. Как связаны понятия бесконечности и целостности мира?

18. В чём различие религиозных, философских и научных картин мира?

19. Каковы основные идеи концепции «глобального эволюционизма»?

20. Является ли реальной «виртуальная реальность»?

Наши рекомендации