Тема: Основы философского учения о развитии.

Тема: Проблема бытия в философии.

План.

1. Основное понятие о бытие. Субстанция. Материя.

2. Движение развитие.

3. Пространство и время.

Д.З. Конспект: Движение развитие. (основные формы движения материи механическ., физическ., химическ., биологическ., социальн..

Пространство и время. Что характерно для пространства ( трехмерность и обратимость) и время(одномерность необратимость) .

1.

Впервые категорию «бытие» ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель. Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир. Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается и постоянно изменяется. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми, физ. частицами – атомами. Для Демокрита «бытие» – основа мира, а не весь мир. Платон под «бытием» понимал нечто вечное и неизменное, что может быть познано только разумом и свел бытие к бестелесному созданию - идее. Аристотель ввел уровни «бытия» от чувственно-конкретного до всеобщего.

Бурное развитие науки и техники в XVII-XVIII в. отразилось на понимании бытия. Оно стало рассматриваться как материальная реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Особенно полное развитие проблема бытия получило в классической немецкой философии. Кант понимал бытие как способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля бытие совпадало с начальным этапом развития идеального. У Фихте создавалась деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.

Существует еще одна точка зрения на «Бытие» - марксистская философия. (Маркс, Энгельс).

Бытие – философская категория, которая обозначает единство всего существующего (природы, общества и человечества с его духовным миром).

II

Субстанция является категорией бытия. Субстанция с лат. – «сущность», нечто такое что лежит в основе.

Субстанция – это философская категория, которая означает внутреннее единство, разнообразных, конкретных вещей, явлений и процессов, составляет основа и сущность всего существующего (бытия).

Субстанция выделяет два противоположных подхода в решении первопричин:

I. Монизм (от греч. «монос» - один) – это философская категория, которая основывается на единой субстанции и составляет основу всего существующего. Монизм характеризуется тем, что в качестве первопричины признает материю, а сознание ставиться в зависимость и признается как свойство материи.

II. Дуализм (с лат. «дуалис» – двойственный). Это философское учение, которое признает две субстанции – материю и сознание, т.е. материальная и идеальная, независимые друг от друга. Декарт является основоположником дуализма.

III

Материя – это философская категория, которая отражает, обозначает своим содержанием, то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды.

Выделяют 3 периода развития материи:

Античная Ф. – в античности философия строилась на обычной наблюдательности, и выводы делались на основе обобщения повседневного опыта. Характерной особенностью взглядов на материю заключалась в том, что какой – то элемент природы считался самым элементарным входящим в каждую вещь природы. Для Демокрита материя – атомы, которые имеют свою противоположность - пустоту. По Демокриту все состоит из атомов, даже душа человека. Эпикур наделил атомы самодвижения. Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный лишенный активности субстрат (то на чем все держится) он приобретает движения и деятельность только после соединения с формой т.е. с Богом. Средневековой – особых результатов не принес. Спиноза отождествил материю с Богом.

Материалистический (Ф.Н.в.)

Маркс и Энгельс внесли существенный вклад в развитие материи. По Энгельсу материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Материи присуще противоречивость и самодвижение. Она является первопричиной.

«Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях: которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями и существует независимо от них».

Тема: Основы философского учения о развитии.

План.

1. Основные принципы диалектики.

2. Категории диалектики.

3. Законы диалектики(закон единства и борьбы противоположностей, диалектика количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания).Д/З

Диалектика включает в себя в первую очередь знания. Знания используемые человеком в своей деят-ти называют методом. Диалектику в качестве метода можно определить, как систему принципов, правил, приёмов, законов и категорий, которыми руководит человек в своей познавательной деят-ти.

Развития в XIX в. диалектики было связано с переходом от познания вещей к изучению связей и процессов, что повлекло за собой создание нового соответствующего метода – материалистической диалектики. Диалектические принципы необходимы для: философских знаний, космогонии, химии, геологии.

Основные принципы диалектики.

- Объективность и всеобщность в ходе своей деятельности человек должен сконцентрировать внимание на бытии предмета, процесса, а затем раскрыть объективные законы - движения и развития. Человек не должен забывать о единстве противоположности – материи и сознания. Объективное по содержанию знание остается субъективным отражением объективного мира.

- Принцип всесторонности. Этот принцип исходит из того, что каждая вещь явление это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость познать все сразу, надо учитывать, что знание человека относительны и постоянно изменяются. Принцип всесторонности предостерегает от попытки превращения относительных знаний в абсолютную догму.

- Принцип развития - явл. главным принципом материалистической диалектики. Развитие в переводе с лат.( движение изменение). Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные её противоречием. В Ф. выделяют 2 главных принципа развития: 1) прогресс – (движение вперед, успех с лат) - направление развитие которое характеризуется переходом от низшего к высшему.

- 2) Регресс (движение в обратную сторону с лат.) для него характерен переход от высшего к низшему. Застой в развитии экономики, политики, в духовной сфере.

II

Категории – элементы диалектики. Через них раскрываются отношения, которые принадлежат не отдельным процессам, а всему бытию. Именно в категориях человек систематизирует свои знания.

1-я категория – Единичное и общее.

Единичное характеризует существование отдельных вещей, явлений и процессов. Общее указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим вещам, процессам, а так же указывает на их однотипность и принадлежность к определенной системе предметов и связей. Диалектику единичного и общего нельзя рассматривать в разрывной связи. Общее не существует само по себе, и единичное не может быть без связей с др. явлениями и предметами. Диалектика единичного и общего проявляется в том что, в процессе развития реального мира и его познания единичное может переходить в общее, а общее в единичное.

2 Явление и сущность.

Явление – это категория диалектики, которая отражает внешние, видимые, чувственно - воспринимаемые стороны предметов и процессов.

Сущность – категория, определяющая глубинные (внутренние) связи и отношения, определяет также основные черты тенденции развития системы. Единство явлений и сущности заключается в том, что эти категории теряют смысл если их рассматривать сами по себе.

3. Часть и целое. Элемент, структура и система.

Целое – есть взаимосвязь частей, целое характеризуется свойствами, которых нет в составляющих, если они не входят в единое целое.

Части – это элемент целого. Нельзя найти целое, которое бы навсегда оставалось целым. Или такую часть, которая бы навсегда оставалась бы только частью. Эти категории имеют относительный характер.

Элемент (впервые слово употребил Платон, для обозначения простейших тел). Эмпедокл под ним понимал воздух, воду, землю и огонь. Элемент это относительно самостоятельная составная часть сложного целого.

Структура- (с лат. строение, размещение, порядок) это относительно устойчивый способ связи элемента, качественно определенного сложного целого, который обеспечивает целостность при различных изменениях ( в т. ч. внешних). Структура отражает взаимосвязь, единство, внешних и внутренних связей, обеспечивающих устойчивость качественных характеристик системы.

Система – ( с греч. целостность из частей) совокупность, взаимосвязанных, упорядоченных частей (элементов), кот характеризуются структурой и организацией определенной целостности. Выделяют материальные и идеальные типы системы. Материальные – совокупность матер. объектов, кот делится на неорганическую природу и органическую природу.

4.Содержание и форма

Содержание - совокупность разных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет, процесс или явление.

Форма – отражает способ существования, закон связи элементов и их структуру, это закон существования содержания. Форма бывает внутренней и внешней. Внутренняя форма – показывает отношение между элементами вещи как целого. Внешняя форма характеризует способ связи, соотношение данной вещи к другим вещам. Внешняя не может существовать без внутренней.

Принцип детерминизма.

Детерминизм с лат. определяю. Согласно принципу детерминизма, природные, общественные и психические явления обусловлены, т.е. имеют свои причины, являются результатом действия определенных причин.

Причина и следствие. Под причинной понимают явление, действие которого при определенных условиях вызывает и определяет какое-нибудь новое явление, называемое следствием.

Необходимость и случайность.

Необходимость – это преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь предметов и явлений, которая отражает обязательность их существования.

Случайность – это в основном отражение внешних, несущественных в данных отношениях и неустойчивых связей предметов и явлений, способ преобразования возможностей в действительность в виде нескольких возможностей.

Возможность и действительность.

Возможность – это предпосылки к возникновению того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии.

Действительность - это реальное бытие предметов и явлений. В узком смысле, означает бытие конкретных единичных предметов и процессов с их количественными и качественными параметрами.

Наши рекомендации