Научное познание в мелиорации

Современная мелиоративная наука является категориальной матрицей, облегчающей понимание и познание развивающихся объектов. Внутренняя логика мелиоративной науки ориентировалась на истинность знания, приращенного в результате экстенсивной деятельности. Мелиоративное знание выступало способом фрагментации мира, удобным для создания механизмов однонаправленного воздействия на природные объекты. Нелинейность современного знания объясняется связями между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в качестве особого компонента включен сам человек, субъект мелиоративной деятельности, что не противоречит традиционной установке на получение нового знания. На смену теории о «покорности» природы пришел иной взгляд, когда призывают разом прекратить все виды хозяйственной деятельности и вернуться к первозданной природе.

Рациональное взаимодействие с природой является эффективным способом минимизации негативных последствий деятельности человека и поэтому является и целью мелиоративного познания. Мелиоративная наука, безусловно имеет общие закономерности развития технических наук. Институционализация мелиоративной науки относится к середине ХIХ века. Она становится самостоятельной теоретико-прикладной дисциплиной в системе естественно-технического знания. Мелиоративная наука переживает смену двух парадигм: механической и технологической. Механицизм доминировал в мелиоративном познании на протяжении двух веков и обеспечивал преимущественно объективные (расчистка, орошение. осушение) операции в мелиорации. Мелиоративное познание концентрировалось на эмпирических индуктивных положениях. Не подвергалась сомнению позиция свободного экспериментирования. Исследователь в мелиорации имеет дело с одной и той же объективной реальностью, но он ее изучает в разных предметных срезах. Механицизм ориентировал познание на выявление физико-химических свойств почвы. Экологическая или зоологическая мелиорация вызвали бы в лучшем случае недоумение. Познание было направлено на поиск эмпирических зависимостей и в то же время, очевидно, было стремление к получению достоверного знания. Не учитывалось, что эмпирическое знание является вероятно-истинным знанием.

Предметность мелиоративного познания выражается в практике преобразования природных комплексов и роль знания не сводится к обслуживанию техники. Мы имеем дело с процессом стимулирования познанием мелиоративной деятельности. В ходе экспериментизации технического знания исследователь создает новый категориально-понятийный аппарат, происходит парадигмальная переориентация мелиоративного познания. В середине ХХ века происходит математизация мелиорации. В процессе развития мелиоративного познания не происходит радикальной перестройки теории, однако жестко детерменированные связи между явлениями замещаются операциональными структурами, посредством которых выявляется сущность исследуемых объектов.

Современное мелиоративное познание нацелено на междисциплинарное взаимодействие с использованием диффузиального аффекта; требует, чтобы ученый описал образцы и формулировки принципов исследования. Поэтому такие явления, как доказательность, описание методики работы – это необходимые особенности мелиоративного познания, они тесно связаны с координацией исследовательских программ. В процессе познания задается проблема отбора знаний и способов их систематизации. Постоянное воспроизведение познавательных норм обращает наше внимание на то, что, изображая современное состояние мелиоративного познания, мы всегда держим в качестве образца «классическую мелиорацию». В мелиоративном познании существуют как сходные задачи, так и эстафетность проблем и способов их решения. Современная теоретическая схема позволяет осуществить проектирование, обладает характеристиками прогнозирования. Сейчас мелиорация поддерживает комплексность. В современных условиях субъект мелиоративной деятельности и процесс познания изменяют традиционный образ инженера-мелиоратора, предъявляют новационные критерии к вроде бы знакомой социальной индивидуальности.

Наши рекомендации