Становление философии как типа мышления

Философское мышление принципиально отличается от мифологического. Если в мифе главное – образы, подчиняющиеся ассоциативной логике, то в философии – понятия. Она опирается на логику и доказательства, отличается стремлением к обоснованности знания. Мифология дает эмоционально-чувственную, философия – рациональную картину мира. Способом мифологических построений является аналогия, в философии же аналогия играет вспомогательную роль. Миф не знает проблем, философия же рождается вместе с возникновением проблем и попытками их решения. И, наконец, самое главное – философия в отличие от мифологии является системой теоретически обобщенных взглядов на мир и человека, результатом осознанной деятельности разума, целенаправленно познающего окружающий мир.

Уже было сказано о том, что среди историков науки является достаточно распространенным мнение о более раннем возникновении философии по сравнению с наукой и о последующем отпочковании конкретных наук от философии. Наука в этом случае рассматривается как итог позднейшего развития философии, как следствие ее дифференциации.

На наш взгляд, правильнее говорить об одновременном возникновении философии и науки, если под наукой понимать не просто совокупность эмпирических фактов и обобщений, а теоретическое осмысление накопленного знания. Такое осмысление лежало в основе возникновения как науки, так и философии. Именно опора на знания, имевшиеся в древней пранауке, на опыт повседневной жизни, а также на положительные знания, которые были включены в мифологическое мировоззрение, позволила первым мыслителям создать и философию, и науку. Осмыслив и перестроив древнюю пранауку, они заложили фундамент теоретического отношения к миру. В этом смысле начало философии было одновременно и началом теоретической науки вообще.

Возникновение философии – это в сущности процесс преодоления мифологического сознания научно-теоретическим мышлением. Философия – это самостоятельное рациональное мышление, попытка теоретического объяснения мира и самого человека.

Философия появилась в форме теоретической науки, противопоставившей мифологической картине мира свои космологические теории. И хотя в этих теориях все еще использовались мифологические образы, по своим основаниям, построению и аргументации они принципиально отличались от мифологических. Менялись не только форма, но и содержание знания.

Греческая философия возникает в форме натурфилософии, которая была в сущности первой попыткой теоретического осмысления природы. Прежнему религиозно-мифологическому мировоззрению здесь противопоставляется натурфилософское мировоззрение. Греческая философия – нерасчлененное единство первоначальных философских понятий и понятий научных. Воззрения, относящиеся к природе, играют в ней важную роль. Первые греческие философы были также первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами и т.д. Именно поэтому греческая философия стала той почвой, на которой выросли современная наука и философия, был осуществлен переход от донаучного, мифологического, к научному, теоретическому мышлению.

Как рождалась «теория».Что такое теория, известно каждому, кто получил хотя бы среднее образование. Научная теория – совокупность идей, принципов, основоположений, понятий, законов, на основе которых объясняется определенная сфера действительности. Теоретическое знание – обобщение эмпирического. Создание теории, объясняющей факты – задача любой науки. Теория – это как бы особый мир идей, объясняющий мир вещей. Чтобы возникла теория, мир идей должен отделиться от мира вещей, т.е. мышление должно стать особой реальностью, особым «миром», существующим наряду с миром материальным. Разделение мира идей и мира вещей происходит в греческой философии. В мифологии такого разделения не существует: вещь и образ вещи в сознании не различаются. Причем мир идей рассматривается как истинный мир, мир неизменных сущностей, а мир вещей – как изменчивый, непостоянный, преходящий.

Рассмотрим основные причины, которые привели к возникновению нового типа мышления.

Философия и свобода.Философия, как известно, возникает в VI веке до н.э. Этому предшествует интенсивное развитие земледелия, ремесла, торговли. Растущие и развивающиеся города изменяют все формы жизни. Это, как правило, центры ремесла и торговли, они связаны со многими странами и регионами. Внутри города вступают в контакт различные племена, этносы, культуры. Город меняет прежний уклад жизни, свойственный общине. Горожане приобретают новые свойства: динамизм и мобильность, склонность к перемене мест; восприимчивость к новому, что ведет к смешению культур и ценностей; гедонизм – ориентация на земные радости; рационализм и критическое отношение к традиции; индивидуализм. Город разрушал традиционный уклад жизни, поэтому был часто предметом ненависти и осуждения. Развращенность городов и всего общества ранней цивилизации описана в исторических памятниках того периода. Возникает представление о регрессе, нисхождении истории, о движении от золотого века к бронзовому и железному.

Философия как новый тип мышления возникает в условиях греческого города-государства-полиса. Социальная жизнь становится неустойчивой. Периоды относительного порядка сменяются срывами в хаос.

В полисе идет почти непрерывная, то скрытая, то явная, борьба за власть и собственность между тремя основными социальными силами – родовой знатью, разбогатевшими средними слоями и демосом – основной массой рядовых общинников. Греческий поэт Феогнид так описывал сложившуюся ситуацию: «Город наш все еще город… Но уж люди другие. Кто ни законов досель, ни правосудия не знал, кто одевал себе тело изношенным мехом козлиным и за стеной городской пасся, как дикий олень, - сделался знатным отныне. А люди, что знатными были – низкими стали». В этот период складывается поговорка – «деньги делают человека». Торговля и денежное обращение разрушают социальные барьеры между аристократией и рядовыми общинниками. Богатство ценится больше чем знатность происхождения. Полис становится ареной ожесточенной борьбы различных слоев. Восстания и государственные перевороты, сопровождаемые жестокими убийствами, массовыми изгнаниями с конфискацией имущества, становятся обычным явлением в жизни города–государства.

Обычная практика в обществе, преодолевшем узы родового обычая, действия–ритуала, открывает индивиду поле свободы, где возможны различные варианты действования, где поступки не определяются однозначной нормой. В одном из писем Платон описывает ту ситуацию, которая сложилась в Афинах в период его молодости и дала толчок его размышлениям. Он говорит: «Наше государство уже не жило по обычаям и привычкам наших отцов... Писанные законы и нравы поразительно извратились и пали, так что у меня, вначале исполненного рвения к занятию общественными делами, когда я смотрел на все это и видел, как все пошло вразброд, в конце концов потемнело в глазах. Но я не переставал размышлять, каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства».

В рамках полиса, где все должны подчиняться закону, свобода вводится в определенные рамки. Демократическая форма правления, установленная во многих греческих полисах в VI - V веках до н.э., способствовала коренному изменению духовной жизни общества, расцвету искусства, науки, философии. Демократия - власть народа, которая осуществлялась через народное собрание (эклессию). Его решения имели силу закона. Здесь выбирали руководителей и должностных лиц, которые периодически отчитывались перед народом. Избирались также большой совет и суд присяжных. В Афинах, например, ежегодно жребием отбирались 5000 судей. Решения в суде принимались на основе доводов сторон, поэтому каждый мог выступить как обвинитель или должен был защищаться от обвинения.

Относительность истины. Демократическая форма правления сделала слово одним из важнейших орудий власти, политическим инструментом, ключом к влиянию в государстве, средством управления, господства над другими. Ораторское искусство, способность убеждать, вести спор, дискуссию, диалог обеспечивали продвижение к рычагам власти. Власть авторитета (царя, тирана) сменяется властью слова, т.е. рассуждения, логики, доказательства.

Дискуссия, аргументация, полемика становятся правилами интеллектуальной жизни. Это означало также, что могли быть подвергнуты критике и оспорены любые традиционные представления, обычаи, нормы и ценности.

Знания, которые раньше были привилегией избранных - жрецов, старейшин, царей - входят в повседневную жизнь горожанина. «Мудрости» можно обучиться за плату. Появляются и учителя мудрости - софисты, которые обучали ораторскому искусству, умению доказывать и отстаивать свою точку зрения, обучали грамматике и другим наукам. Распространенным становится убеждение, что истины, общей для всех, не существует, у каждого истина своя. Проблема истины – важнейшая проблема греческой философии.

Как открыть истину. Философия - любовь к мудрости, а не сама мудрость. Сократ, один из первых греческих философов, приходит к парадоксальному выводу: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это совершенно новая интеллектуальная ситуация – ситуация «незнания», которая невозможна в рамках мифологического сознания. Человек, основу мировоззрения которого составляет миф, не испытывает потребности познавать. Мифология является объяснительной моделью мира и хранительницей «образца», правил поведения, практического опыта. Ситуация «незнания» возникает тогда, когда разрушен традиционный образец – «правда утеряна», забыты «заветы бога» и «мир перевернулся».

Философия - это попытка преодолеть сложившуюся в обществе ситуацию «незнания», найти истинное знание, на основе которого можно строить жизнь.

Собственно философия – это попытка уйти от множественности «мнений», найти истину, на которую можно было бы опереться в процессе принятия решений.

Что же скрывает истину, почему ее надо открывать? Погруженность в повседневную жизнь заслоняет истину, поскольку человек в повседневной жизни на все смотрит с точки зрения собственной выгоды и пользы. У каждого оказывается своя точка зрения, свое мнение. Философия с самого начала противопоставляет истинное знание мнению, обыденному сознанию, пытается взглянуть на мир не с точки зрения частной выгоды и пользы, а с более высокой позиции, с какой-то надчеловеческой, «божественной», то есть объективной точки зрения.

Философия ставит задачу познать мир, каков он сам по себе, по истине, объективно, независимо от субъективного мнения обыденного сознания. Это предполагает, что философ должен занять особую позицию по отношению к миру, позицию незаинтересованного наблюдения, созерцания.

Известный всем математик и философ Пифагор прекрасно выразил это, сравнив жизнь со спортивными играми: одни приходят на них состязаться, другие торговать, а самые счастливые – смотреть. «Так и в жизни, – говорит Пифагор, – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до одной только истины». Истина может быть открыта только разумом и, соответственно, индивид, стремящийся ее познать, должен быть разумен, вести особый созерцательный образ жизни, предполагающий отстранение от потока повседневного бытия, где господствуют страсти, где идет непрерывная борьба за жизнь, богатство, славу, где поступки и мнения человека определяются его эгоистическими интересами. Аристотель назвал этот образ жизни «биос теоретикос» – теоретическая жизнь. «Теория» в греческом языке означает созерцание. О философии Платон говорил, что это наука людей свободных, не имеющих недостатка в досуге.

Важно осознать смысл тех новаций, которые философия вносит в культуру, в частности, в культуру мышления.

Итак, философия отделяет жизнь созерцательную от повседневной жизни. Что, конкретно, это означает? Во-первых, повседневная жизнь - это активная деятельность, труд пастуха, земледельца, ремесленника или торговца, направленный на добывание средств существования. Всякая вещь, или предмет окружающего мира, представляют интерес лишь постольку, поскольку они вовлечены в эту деятельность, выполняют в ней определенную функцию. Плотника дерево интересует как материал для стола или дома, земледельца интересуют те растения и животные, которые «полезны», т.е. годятся в пищу, для одежды, обогрева и т.д. Вещь всегда выступает как предмет «для чего-то», ее бытие функционально, это то, что я могу как-то использовать, сделать из нее что-то. Стул – чтобы сидеть, дуб – чтобы сделать из него стул, коровы – чтобы давать молоко, дождь – чтобы был урожай, земля – чтобы кормить меня, засуха – чтобы наказывать, я сам – чтобы служить богам, приносить им жертвы.

Это и есть точка зрения обыденного сознания, которое рассматривает все окружающие предметы, весь мир сквозь призму своих интересов, желаний, стремлений, точка зрения выгоды и пользы, ограниченность которой была осознана философией. Преодолевается она созерцательной, «теоретической» позицией, которая позволяет открыть не бытие вещи «для чего-то», а ее собственное бытие, взглянуть на вещь не с точки зрения пользы, а попытаться понять ее собственное бытие, чем она является сама по себе, независимо от меня.

Это предполагает более высокую ступень развития сознания, умение отвлечься, абстрагироваться от служебного, обиходного бытия вещи и всего окружающего мира, как бы отсечь нити жизненного интереса, которые связывают вещь со мной, делают ее погруженной в мою жизнь, представить вещь вне моей жизни, искать в ней ее саму. Это является важнейшим условием достижения истины. Истинное знание – объективное. Оно показывает, каков мир «на самом деле». Чтобы увидеть реальность такой, какая она есть, необходимо «убрать» чувства, желания, интересы, которые окрашивают реальность в различные тона и тем самым мешают познать сущность, истинное бытие.

Изменение внутреннего мира. Каким же образом философии удается преодолеть точку зрения выгоды, пользы, жизненного интереса? Это достигается, прежде всего, изменением внутреннего мира человека, преодолением субъективной, эгоистической точки зрения. Собственно, работа философии – это изменение сознания, внутреннего мира человека, преодоление его ограниченности. Внутренний мир человека становится особым предметом исследования. В нем выделяются разум и страсти. Разум стремятся развивать, а страсти – усмирять. Платон говорит, что в человеке сочетаются как бы два начала: низменное, животное, стремящееся к удовлетворению своих страстей и чувственным удовольствиям и высшее, божественное, разумное, стремящееся к истине. Философ – это человек, в котором разумное начало преобладает, он способен сдерживать страсти, для него главная цель - познание истины. Разум дает возможность исследовать окружающий мир, выделять в нем главное и второстепенное. Начинается исследование самого разума, его составных частей – понятий, суждений, умозаключений.

Внимание переносится на внутренний мир человека. Философия есть рефлексия, т.е. не просто мышление о мире или человеке, но всегда мышление о мышлении, теория познания.

Рефлексивность отличает философию от обыденного сознания, которое не отделяет свои субъективные представления о мире от мира самого по себе. Что такое вещь сама по себе, независимо от существующих мнений о ней – именно такие вопросы обсуждал Сократ в своих беседах.

Мир истины и мир мнения. В философии совершается достаточно сложная мыслительная работа, в ходе которой надо выяснить, что в исследуемом предмете главное, а что второстепенное, какова его сущность, внутренняя основа. Познание сущности – главная задача философии и науки.

Разум открывает мир вечных и неизменных сущностей. Возьмем простой пример – теорему Пифагора. Открытая в ней закономерность существует как бы вне пространства и времени, она вечна. Она верна для математических объектов – треугольников, прямоугольников и т.д., т.е. объектов, созданных разумом, которые в реальном мире не существуют. Таким образом, философия открывает особый «мир идей», обладающий свойствами истинности, вечности, неизменности. Этот особый мир открывает разум. Ему противопоставляется мир чувственных впечатлений, мир обыденного сознания, мир не истины, а мнения.

Истоки этого противопоставления – реальная ситуация, возникшая в полисе. В условиях свободы в одной и той же ситуации возможны и допустимы самые различные варианты действия, потому что индивиды действуют под влиянием самых различных «сил», руководствуясь своими собственными мотивами. Это означает, что они по-разному «видят» ситуацию и по-разному ее оценивают. Они живут в разных «мирах», у каждого свой «мир».

«Миров» столько, сколько есть «мнений» и точек зрения. Миры эти «неистинны»: здесь все текуче и непостоянно. Надо открыть «истинный мир», устойчивый и неизменный. Это необходимо для «правильного решения». Аристотель говорит, что мудрец тот, кто принимает правильные решения и совершает правильные поступки. Он способен правильно оценить ситуацию, знает «цену», истинную ценность всего, поскольку познал «истинный мир».

Философия создает новую картину мира. Мир раздваивается. В нем философия открывает «истинный мир», мир вечных и неизменных сущностей. Это мир идей. Ему противостоит мир реальной жизни - неистинный, изменчивый и непостоянный. В мире идей царит порядок и гармония. Отражением этого порядка является движение небесных светил. Мир идей есть мир Разума. Разум есть Бог.

Новая картина мира. Грек эпохи Платона знал, что боги сотворили мир и управляют этим миром. Воля богов переменчива, определяется настроением. Ее можно узнать через прорицателей, гадание или в вещем сне. Философия совершает ужасную по меркам обывателя того времени вещь: она лишает высшую реальность воли. Не своевольные, неуправляемые боги правят миром, говорит философия, а Разум и железная необходимость.

Если все важнейшие процессы в мире рассматриваются как зависимые от воли богов, то стремится понять, чего хотят боги. Главное знание – это знание воли богов. Чтобы реальный мир с его собственными законами стал предметом исследований, попал в поле зрения познающего человека, из мира необходимо убрать волю бога. Бог должен уйти на второй план, превратиться в Мировой Разум, устанавливающий законы, которые направляют все процессы в мире. В этом случае целью познания становится открытие законов, в соответствии с которыми совершаются все процессы. В условиях демократии, когда закон становится всеобщим, применимым ко всем гражданам полиса, рождается идея закона природы: как в полисе все подчиняются закону так и в природе правят законы мирового Разума.

Бог – это постоянство и неизменность, это порядок, закон, говорит философия. И познать этот божественный порядок может только тот, в ком разумное начало преобладает, разум наиболее чист, не замутнен страстями и эмоциями, материальными интересами. Философия предлагает человеку новый образ мира, в котором господствует Разум, закон.

Фактически это интеллектуальная революция, которая внешне прошла довольно тихо и незаметно. Это свержение своенравных, изменчивых в своем настроении богов, направляющих ход событий по своему усмотрению, и утверждение высшего порядка, который человек может познать, а затем построить свою жизнь, опираясь на это знание. Философия ставит разум индивида на место бога. Человек с помощью разума способен познать истину и жить, руководствуясь истинным знанием, без оглядки на существующие неразумные обычаи, традиции, нравы.

Философия стремится преодолеть хаос, разрушение, своеволие, буйство страстей, чувств, эмоций, подчинить все это разуму, установить меру, законы, порядок. Фактически философия – это разум, интеллект, почувствовавший свою силу, способность подчинять себе и упорядочивать окружающий мир, косную материю, живое кипение страстей. Философия берет на себя высокую роль творца, демиурга, упорядочивающего мир.

Создание разумного индивида. Философия стремится на место свободы как произвола поставить свободу разумную. Формирование «разумного индивида» – это процесс формирования новой культуры, в основе которой – стремление к господству над миром и над собой на основе знания. Начало этой культуры было положено в античности, в античной философии, которая создает «разумного индивида», создает «умение» быть разумным, особую практику, особый этос и систему ценностей. «Разумный индивид» не возникает «естественно». Это открытие, сделанное античной философией, ее вклад в мировую культуру. Попытаемся понять, как и почему это происходит, как возникает «разумный индивид».

Разум – знание порядка, знание необходимости, законов природы и общества, а также умение действовать на основе этого знания. Страсть – это произвол, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Разум – знание того, как достичь цели, какую цель надо перед собой ставить, а какую нет. Это анализ целей и средств, т.е. расчет, знание обстоятельств, знание мира и самого себя. Разум в обычной жизни – мудрость, опытность, знание жизни. Философия – специальное культивирование, выращивание разума, создание «разумного индивида». Сам собой, естественно разум растет очень плохо. Его подавляют привычка, страсти, эмоции. Разум – умение гасить эмоции, анализировать цели и способы их достижения, измерять и взвешивать, рассчитывать. Это знание законов, управляющих миром, знание необходимого, скрытого за множеством случайного, знание вечного и неизменного бытия.

Основные выводы.Новый тип мышления, отличный от мифологического, формируется в условиях полисной свободы. Мифомышление – образное, ассоциативное, оно не знает ограничений, для него мир одушевлен, все процессы в мире определяются чьей-то волей, нет ничего невозможного, все связано со всем и все превращается во все. Философия создает новый тип мышления – мышление понятийное, разумное. Это поиск устойчивого и неизменного, поиск сущности, скрытой под покровом случайного и изменчивого.

Стремление найти истину, устойчивое и неизменное бытие рождается в условиях полисной свободы. Это также стремление преодолеть хаос своеволия и создать разумный порядок. Новый тип мышления направлен не столько на познание и преобразование реального мира, сколько на познание и преобразование субъективной реальности, сознания индивида, его внутреннего мира. Результатом преобразования сознания стал индивид, обладающий такими качествами, как рассудительность, умение управлять своими эмоциями, умение видеть и понимать целое, соблюдать закон не из страха, а руководствуясь убеждением в его необходимости. «Разумный индивид», созданный философией, значительно отличается как от традиционного индивида, так и от обычного полисного индивида. Традиционный индивид воспроизводит «образец», обычаи и традиции предков. Обычный полисный индивид стремится удовлетворять свои эгоистические желания. «Разумный индивид» стремится познать мир и действовать на основе этого знания.

«Теория» в переводе с греческого означает «созерцание». Поэтому философ – это «наблюдатель», созерцающий жизнь, «теоретик», если следовать первоначальному смыслу этого термина.

Философия изменяет картину мира. Она создает представление о мире как упорядоченном, гармоничном, разумно устроенном целом – Космосе. Философия ставит Разум на место своевольных богов. Первые философы начинают эту работу по изменению картины мира. Мир становится божественным Космосом, управляемым законами.

Первые философы - разрушители традиционных представлений о мире и человеке. Но, разрушая мифологические представления, философия указывала человеку и обществу новый идеал - гармонично устроенный, упорядоченный, подчиняющийся всеобщему закону Космос. Она указывала также новую опору для человека - его разум. Это был путь к разумному и ответственному за свои поступки индивиду. Человек больше не хочет быть «куклой богов», он сам пытается стать подобным богу, утверждая, что разум и бог тождественны.

Должно было пройти более двух тысячелетий, прежде чем росток теоретического знания и «теоретического» образа жизни, посаженный в почву культуры философами античности, развился в мощное дерево современной науки.

Наши рекомендации