Тема 10. Нравобытописательный роман
Нравобытописательный роман: основные представители, устойчивые характеристики жанровой модели, наследуемые английским романом XIX-XX веков. Г.Филдинг и его романы в свете теории комического эпоса. Художественная «полемика» с Ричардсоном. Притяжение-отталкивание с августинцами. Основные художественные новации. Пикарескная традиция. Филдинг и Сервантес. Культурно-исторический контекст.
«Естественная мораль» и образ идеального героя в «Томе Джонсе» Г.Филдинга. Приоритет природного начала над рацио и исследования человеческой природы в произведении. Жанровое своеобразие романа. Особенности фабульного и сюжетного действия. Архитектоника и конфликт в романе. Образ рассказчика. Бурлеск и традиции жанровой зарисовки У.Хогарта. Ирония Филдинга.
Т. Смоллетт и его роман «Хамфри Клинкер» как роман нравов и среды. Реалии «Веселой Англии» в контексте традиции авантюрно-плутовского повествования. Смоллетт и Сервантес. Тематическое своеобразие и финал романа. Эпистолярная форма и социальный портрет персонажей в их речевой характеристике. «Полифонизм» романа. Приемы комического.
Тема 11. Формирование понятия Englishness в английской культуре XVIII века («Хамфри Клинкер» Т.Смоллетта)
(см. план семинарско-практического занятия №6)
Тема 12. «Антироман»: экспериментальный метод Л.Стерна
«Антироман»: объем понятия, традиция метапрозы в западноевропейской литературе. Художественная палитра английского романа последней трети XVIII века.
Лоренс Стерн. Творческое наследие. Европейская литература и творчество Стерна (Сервантес, Рабле, Вольтер). Пародийное переосмысление ведущих жанров романа XVIII века в «Тристраме Шенди». Переосмысление образа рассказчика в жанре автобиографии (Дефо, Ричардсон), поэтики композиции просветительского семейно-бытового романа (Филдинг, Смоллетn), пафоса сентиментального романа (Ричардсон). Примеры композиционного новаторства и деконструкции основных цитаделей романного письма и их цель. Влияние философских идей Локка и Юма на повествовательную технику в романе. Концепция личности в романе. «Философия» шендизма. Идеализм и ирония, чувствительность и интеллектуальность в образе дядющки Тоби. Новый поворот темы идеального джентельмена. Отсутствие открытого дидактизма. Своеобразие «целостного» героя Стерна в контексте идейного климата XVIII века.
Роль аллюзий и цитаций в формировании композиции романа. Концепция времени-памяти в романе и предвосхищение модернизма.
Юмор Стерна. Восприятие романа в XVIII и XX веках. Стерн и русская культура. Интерпретационная многозначность романа.
«Сентиментальное путешествие»: специфика тематики и формальные новации. Сказовость повествования и ее функции. Стерн и Смоллетт: пародия на жанр путевых заметок Историко-культурные реалии и их восприятие героем. Саморефлексия как движущая сила повествования. Апология «сентиментального» мироощущения и ирония над «сентиментальным выражением».
Тема 13. Поэтика метапрозы в романе Л.Стерна «Тристрам Шенди»
(см. план семинарско-практического занятия №7)
Тема 14. Готический роман
«Готика» в узком и широком смыслах. Историко-культурные причины появления готического романа. Утрата социальной остроты. Утверждение трагического фатализма. Тема рока и ее лейтмотивы. Интерес к литературе средневековья как антитеза чрезмерному рационализму и аналитичности XVIII века. Традиции рыцарского романа. Готика и быт англичанина (готический замок, башни, садово-парковые ансамбли, интерьер). Готика как синонимом национального, а не варварского. Готическая драма.
Различение novel и romance.
Два основных подхода к готическому роману. Семиотический подход: мотивы, система персонажей, композиция, конфликт, поэтика пейзажа, поэтика названий, стилистика. Тематико-идейный подход в трактовке готического романа. Тема откровения. Тема подавленного желания. Связь с якобинским театром. Утрата глубокой разработки характеров. Развитие композиции романной формы и форм драматизации повествования.
Программный характер предромантической прозы.
Дальнейшее развитие готического романа. Предромантизм и романтизм: сходства и различия. Тенденция к самопародии (Остен, Уайльд, Шоу, Спарк). Научная фантастика. Кинематография ужасов (точка зрения М.Фуко). Сближение с детективом (Ле Фаню) Сближение с бытовым романом и романом идей (Пикок)
Гораций Уолпол. Эстетические взгляды и литературные предпочтения.
Тема 15. Роман Г.Уолпола «Замок Отранто» как модель готического текста
(см. план семинарско-практического занятия №8)