Постмодернізм. Переосмислення відомих сюжетів
Постмодернизм— термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Характерной особенностью постмодернизма является объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.
Постмодернізм в романі Зюскінда "парфюмер"
Постмодернизм обращается к языку метафор, стремясь к многочисленной интерпретации. Манипуляция сознанием с помощью слов, зрительных образов и запахов, на чем, собственно, и основаны фантастические сюжеты произведений, призваны показать бессилие человека: одно и то же действие в начале и в конце может в начале боготворить, а потом уничтожить. Герой Патрика Зюскинда сначала отторгается обществом, а потом сам стремится убежать от ненавистных ему людей, но, в конце концов, возвращается к ним, чтобы их поработить. Это взаимное неприятие и, одновременно, притяжение двух противоборствующих сторон в романе «Парфюмер» порождает ужасные преступления, и даже чудовищная смерть героя не может искупить их. Гений оказывается способен на злодейство и виной тому – мир, сделавший его изгоем. Гренуй мстит этому миру, убивая невинных жертв, ведомый желанием властвовать над людьми. Творческое начало пересиливает в герое жажду господства, он осознает свое бессилие как творца. Несмотря на то, что ему подвластны чувства и мысли десятков тысяч людей, стать одним из них, имея собственный, а не украденный запах, он не в силах.
Метафора запаха как индивидуальной и невосполнимой сущности человека может порождать любые интерпретации. Взять хотя бы столкновение гения и общества-толпы. С одной стороны – стремление одного человека подчинить себе целый мир, а с другой – непреодолимое отвращение большинства к любому отклонению от общепринятой нормы. Причиной этого столкновения становится странная неполноценность Гренуя, которую он безуспешно пытается компенсировать. Все в мире имеет запах, точно так же, как любой предмет несет информацию о себе. Что-то благоухает, что-то дурно пахнет. Ароматы смешиваются, более резкие подавляют тонкие запахи. Невозможно определить состав того или иного смешанного аромата. Люди пользуются одеколоном, дорогими духами, чтобы забить свой собственный запах и распространять что-либо более приятное (как им кажется) для окружающих. «Центральный момент романа Зюскинда – массовая оргия вместо публичной казни – является красочным намеком на всесилие информации в современном мире»
Постмодернізм У. Еко «Ім'я троянди»
В постмодерністському світовідчутті прикмети кризи, песимізму,спаду, а звідси «Світ постмодерністського мистецтва - світ« симуляторів »,помилкових видимості, світ означають, що звільнилися референтів.
З самого початку роману автор вступає в гру з читачем і текстом
«Характерні прикмети постмодернізму», бо вже перша глава вступу має виразне назву «зрозуміло рукопис», мовляв все і завжди так починали.
Продовжуючи гру У. Еко в «Примітках автора» дає хронологічні уточнення, розбиття дня політургійним годинах, прийняту в монастирях.
Вже в «Пролозі» письменник починає грати з «чужим текстом». Так, перша фраза "Споконвіку було Слово, а Слово в Бога, і слово було Бог» змушує згадати Євангеліє від Івана 1:1. До самого кінця роману
«Звучать» тексти творів середньовічних авторів, причому автор сміливо вводить латинь. Тут же читач відразу дізнається про Вільгельма.
Роман, стверджує письменник, - це цілий світ, створений автором і ця космологічна структура живе за своїми законами і вимагає від автора їх дотримання: «Персонажі повинні підкоряться законам світу, в якому вони живуть.
Тобто письменник бранець власних передумов. У. Еко пише про гру автора з читачем.
Постомодерністське переосмислення в романі Турньє "Пятниця або тихоокеанський лімб"