О всеобщей связи и развитии
Цели: 18, 24, 29
Возникновение диалектики как учения, основные этапы развития. Диалектика и метафизика. Диалектика и догматизм. Суть диалектики. Основания материалистической диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Диалектика как учение о всеобщей связи. Категории связи. Понятие системы. Принцип причинности. Концепция детерминизма. Диалектика как учение о развитии. Понятие развития. Законы и категории развития. Противоречивость бытия и познания. Диалектическое отрицание. Диалектическая и формальная логика. Предмет диалектической логики. Принцип историзма. Прогресс и регресс.
Содержание семинарских занятий
1. Проблема философской методологии. Варианты решения философской методологии в истории философии. Философская и естественнонаучная методология: общее и особенное.
2. Диалектика как наука. Основания научности. Средства диалектики: принципы, законы, категории.
Контрольные вопросы
1. Предмет диалектики. Историко-философские определения диалектики.
2. В чем принципиальные расхождения метафизики и диалектики?
3. Метафизика: неверное или ограниченное видение мира?
4. Существует ли необходимость метафизического видения мира?
5. В чем необходимость диалектического представления мира?
6. В чем суть диалектики? Понятие субъективной и объективной диалектики. Их взаимосвязь.
7. Что выражает основное положение диалектики, каково его значение для науки и практики?
8. Понятие принципа и его необходимость в научном познании?
9. Принципы диалектики. Отличие принципов диалектики и частных наук.
10. Понятие связи и развития.
11. Можно ли считать диалектику наукой?
12. Понятие закона. Взаимосвязь законов диалектики и законов частных наук.
13. Как связаны движение и развитие?
14. Что выражают законы диалектики в описании процесса развития?
15. Что такое диалектика вещи?
16. Кто «научил» человека диалектике и зачем она ему нужна?
17. Какой вклад в понимание мира делает диалектика?
18. Почему оказывается возможным в диалектике рассмотрение законов бытия и мышления?
19. Каковы предположительно последствия игнорирования диалектики, если человек с нею незнаком?
20. В чем принципиальные отличия усвоения человеком диалектики и метафизики мира?
Отвечая на вопросы, студент:
– получает представление о диалектике как науке;
– использует личный опыт в анализе перехода от метафизического анализа окружающего мира к диалектическому;
– сравнивает метафизическое и диалектическое видения окружающего мира;
– учится диалектическому пониманию мира;
–обобщая личный опыт, находит его диалектическое и метафизическое содержание;
– оценивает последствия абсолютизации метафизического мышления для науки и практики;
– убеждается в необходимости диалектического видения мира;
– приводит доказательства диалектики природы, общества и мышления.
Проблемные задания
1. По мнению Сократа, диалектика – это искусство вести спор с целью достижения истины. Присутствует ли в этом толковании предмет диалектики в его современной трактовке? Может быть, столкновение в противоположном – особенность только спора?
2. Какое значение в существовании вещи имеет противоречие? Присуще оно всем вещам или только отдельным? Учитывает ли практика использования вещи наличие противоречия?
3. Что дает человеку знание о противоречии? Каковы последствия в практике использования вещи, если противоречие осознается или не осознается?
4. Можно ли утверждать, что диалектика вещи всегда присутствует в практике использования вещи?
5. Прав ли Платон, утверждая, что существующее есть результат сведения противоречивых частностей в единое целое и общее?
6. Выражает ли диалектику природы Спиноза, утверждая, что она есть причина самой себя?
7. Являются ли выражением сути вещей антиномии Канта, когда об одной и той же вещи высказываются прямо противоположные суждения? Например, можно ли об одном и то же человеке говорить, что он хороший и одновременно плохой? Обязательно ли такое антиномичное видение мира?
8. Раскройте содержание и практический смысл понятия «диалектика взаимосвязи».
Тема 6.Философская теория познания
Цели: 13, 19, 25, 26, 30, 33
Познание как объект философского познания. Проблема познаваемости мира в истории философии. Познание как отражение. Субъект и объект познания. Агностицизм. Знание и познание. Объект и предмет познания. Знание, отражение, информация. Знание и вера. Формы познания: чувственное и рациональное. Чувственная форма познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональная форма познания: понятие, суждение, умозаключение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Объяснение и понимание. Понятие истины. Объективность истины. Принцип конкретности истины. Понятие абсолютной и относительной истины. Практика как основа, цель и критерий познания.
Понятие науки. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Развитие науки и рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Содержание семинарских занятий
1. Познание как философская проблема. Гносеологическая проблематика в истории философии. Развитие познания и практика.
2. Формы научного познания. Диалектика взаимосвязи. Проблема взаимосвязи форм познания в истории познания.
3. Учение об истине. Истина как диалектический процесс: абсолютная и относительная истина. Истина и практика.
4. Практическая необходимость научного видения мира. Философские проблемы науки. Взаимосвязь философии и частных наук. Научные революции и их структура. Наука и практика.
Контрольные вопросы
1. Понятие познавательного отношения человека к окружающему миру.
2. Как представляется философией процесс познания с точки зрения своего предмета?
3. В чем видит философия проблему познаваемости мира?
4. Каковы основные элементы процесса познания?
5. Основные этапы процесса познания.
6. В чем необходимость взаимосвязи чувственной и рациональной форм познания?
7. Что выражает диалектика чувственного и рационального? Каковы последствия абсолютизации одной из форм?
8. Каково значение практики для процесса познания?
9. Что есть объективная истина? Существует ли субъективная истина?
10. Значение истины в практике человеческого существования.
11. Существует ли вечная истина?
12. В чем содержание абсолютной и относительной истины?
13. Возможна ли абсолютная истина в практике человеческого существования?
14. Почему истина – процесс? Почему истина в изменении?
15. Возможно ли логическое, не проверяемое практикой доказательство истины?
Отвечая на вопросы, студент:
– находит предмет философского анализа в познавательном отношении человека к окружающему миру;
– выявляет структуру познавательного процесса;
– обнаруживает противоположные стороны познавательного процесса;
– учится различать истину объективную и субъективную;
– объясняет необходимость абсолютной и относительной истины;
– показывает возможность логического доказательства истины.
Проблемные задания
1. Покажите взаимосвязь истинности философского и естественнонаучного знаний. Обосновать место философии в процессе познания действительности.
2. Понятие конкретности истины. Почему «…абстрактной истины нет, истина всегда конкретна?» Раскройте значение этого положения для практики научного и обыденного мышления.
3. На основе анализа текстов представьте мнение философов о том, что является непосредственной целью познания. Как понять изречение: «Если ты знаешь, что ищешь, то зачем ищешь? А если не знаешь, то как надеешься найти?» Как практика разрешает (если разрешает) этот парадокс?
4. Мы часто обращаемся к здравому смыслу. Как это представление соотносится с научным познанием, философским осмыслением мира?
5. Как и всякая теория, теория познания диалектического материализма имеет исходные положения. В чем они выражаются? Имеют ли они универсальный характер?