T-II Становление тоталитаризма и жанр антиутопии в литературе ХХ века
Темы практических занятий по ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(3 курс, факультет журналистики БГУ)
Т-I Первая мировая война и её рецепция в литературе ХХ века
(Романы Э.Хемингуэя «Прощай, оружие», Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен»,Р.Олдингтона «Смерть героя»)
1. Понятие литературы «потерянного поколения».
2. Писатели-представители «потерянного поколения».
3. Содержательные аспекты концепта «потерянности».
4. Герои, их идеалы, истории их «потерь» в романах Хемингуэя и Ремарка.
5. Пути формирования героя «потерянного поколения»: прошлое, настоящее, любовь и дружба на войне.
6. Поэтика, символика, художественные особенности романов.
Дополнительные задания:
Творческая работа (сочинение, доклад, сообщение, анонс) на тему: «Рецепция темы «потерянного поколения» в современном русском романе о войне (В.Маканин «Кавказский пленник», У. Проханов «Чеченский блюз», «Идущие в ночи»); «Первая мировая война в белорусской прозе (М.Горецкий «Записки на империалистической войне»).
Сочинение-эссе по роману Э.Хемингуэя «Прощай, оружие» на темы «Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора», «Война – способ самопознания и экзистенциальное событие внутреннего мира», «Концепция любви в контексте современного трагического мира». «Особенности поэтики Хемингуэя».
Глоссарий: тема, тип героя, мотив, концепт потерянности, рецепция, актуализация, принцип «айсберга».
T-II Становление тоталитаризма и жанр антиутопии в литературе ХХ века
( Романы К. Чапека «Война с саламандрами», Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984», сказка-памфлет «Скотный двор», В. Пелевин «S.N.U.F.F.)
1. Утопия и антиутопия (границы и параметры жанров).
2. Гротескно-философский, антифашистский роман К.Чапека: идея романа, способы её воплощения; форма романа-предупреждения.
3. Историко-политические предпосылки замысла художественных миров в романах- антиутопии.
4. Социальные и политические структуры общества в романах.
5. Принципы манипулирования общественным сознанием в романах.
6. Политический и социальный смысл романов.
7. Жанрово-стилистические особенности романа антиутопии (осуждение тоталитаризма, вождизма; принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии; гротеск, сатира, аллегория; способы выражения авторской позиции).
Дополнительные задания:
Составление словаря«тоталитарной», «массово-потребительской» терминологии на основе прочитанных произведений, например: авторитаризм, роботизация, дегуманизация, стандартизация и т.п. Семантико-лингвистический анализ оруэлловского «новояза».
Доклад (письменное сообщение, анонс): «Ф. Бэкон и его «Новая Атлантида», «Утопия» Т. Мора», «Город Солнца» Т. Компанеллы», «Сатира и утопия «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта», «Научно-фантастические предсказания Г.Уэллса».
Презентация: «Утопии и антиутопии в современной литературе» (Р.Бредбери «451о по Фаренгейту», К.Воннегут «Бойня N5», Э. Берджес «Механический апельсин», «Вожделеющее семя», Р. Мерль «Разумное животное», А. Кабаков «Невозвращенец», Л. Петрушевская «Новые Робинзоны», В. Аксенов «Остров Крым», В. Войнович «Москва 2042», Ф. Искандер «Кролики и удавы», Т. Толстая «Кысь» и др.); «Поиски утопии в белорусской литературе (К.Чорны «Пошуки будучыни»?).
Глоссарий: жанр, утопия, антиутопия, дистопия, жанровый канон, хронотоп, аллегория, аллюзия, реминисценция, гротеск, пародия, тоталитаризм, массовое общество (производство, потребление, сознание и т.д.).
T-III Философия экзистенциализма и французский экзистенциальный роман (романы Ж. Сартра «Тошнота», А. Камю «Посторонний», «Чума»)
1. Истоки экзистенциальной философии (Киркегор, Ницше). Экзистенциализм К.Ясперса и М. Хайдеггера. Русская «версия» Н. Бердяева, Л. Шестова.
2. Философско-эстетическая концепция французского экзистенциализма.
3. Философская и литературная деятельность французских писателей-экзистенциалистов Ж-П. Сартра и А. Камю.
4. Идеи свободы выбора, абсурда, смерти в эссе и трактатах писателей.
5. Роман «Тошнота» Ж.Сартра: герой как реальный персонаж и персонифицированная схема; идеи тотальной абсурдности бытия; художественные особенности экзистенциального романа-идеи.
6. Роман «Посторонний» А. Камю: образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда; смысл заглавия; композиция (принцип зеркальности и его функции в романе); структура романа; метафизический и социальный смысл романа; семантика названия; художественное своеобразие экзистенциального романа.
Дополнительные задания:
Реферат-докладна тему «Ницше как предтече экзистенциализма», «Экзистенциализм – это гуманизм» Ж-П. Сартра как манифест атеистического экзистенциализма».
Творческое сочинение (эссе, письмо-рассуждение) на темы: «Тошнота» как художественная версия экзистенциализма», «Проблема нравственного выбора в романе А. Камю «Чума», «Историческая основа аллегоризма в романе А. Камю «Чума», «Метафизический и социальный смысл романа «Посторонний», «Образ Мерсо и способы его создания».
Глоссарий: антропология, феноменология, экзистенция, экзистенциализм, модус, идентификация, персонификация, роман-идея, герой-схема, стилистический минимализм.