I. Актуализация знаний. Устный счет. 1. Определите маршрут каждого самолёта.
1. Определите маршрут каждого самолёта.
17 15 1314 12 1310 11 12
9 + 4 8 + 4 7 + 4
12 15 1414 15 1216 14 15
8 + 7 7 + 7 9 + 7
2. Найдите закономерность и заполните таблицу.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем выполнять сложение и вычитание в пределах 20.
Задание 1. Рассмотрите часть календарика.
– На какие числа выпадало в начале августа воскресенье? (2 и 9 августа.)
– Какого числа было следующее воскресенье после 9-го августа? (Следующее воскресенье 9 + 7 = 16 августа.)
– Прошлый вторник был 4 августа. Какого числа следующий вторник? (4 + 7 = 11 августа.)
– Какого числа был предыдущий понедельник в сентябре? (Это было 7 дней тому назад: 12 – 7 = 5 сентября.)
– Задайте друг другу похожие вопросы. Запишите равенства.
Задание 2.
– Сколько дней в одной неделе? (7 дней.) В двух неделях? (14 дней.)
– Запишите и запомните следующие равенства.
7 + 7 = 14 7 + 6 = 13 7 + 4 = 11
7 + 8 = 15 7 + 5 = 12 7 + 9 = 16
Задание 3. Выполните сложение и вычитание.
Задание 4. Что известно в задачах? Что требуется узнать? Выполните краткую запись и решите задачи.
а) Было – 14 куб. Решение:
Отдал – 7 куб. 1) 14 – 7 = 7 (куб.) – осталось.
Взял – 8 куб. 2) 7 + 8 = 15 (куб.) – стало.
Стало – ? куб.
б) Всего – 20 к. Решение:
Ушло – 7 к. и 8 к. 1) 7 + 8 = 15 (к.) – ушло на постройку.
Осталось – ? к. 2) 20 – 15 = 5 (к.) – осталось.
Задание 5.
– Буратино складывал числа и нечаянно испортил записи. Помогите ему восстановить цифры.
+ 7 = 2 + 7 = 1 + 7 = 5
5 + 7 = 1 2 4 + 7 = 1 1 8 + 7 = 1 5
Задание 6. Прочитайте строчку стихотворения И. Бродского.
– Какого числа будет следующий вторник в январе? (2 + 7 = 9 января.)
– Какого числа будет ещё один вторник до 20-го января? (9 + 7 = 16 января.)
– В какие числа до 20-го января будут четверги? (4, 11, 18 января.)
– Придумайте похожую задачу и задайте её товарищу.
Задание 7. Работая в парах, заполните таблицу.
III. Самостоятельная работа по карточкам.
1. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? ( внуков.)
2. Напишите по образцу.
3. Сравните:
91 90 + 3 40 + 3 30 + 4
87 70 + 8 60 + 2 60 + 3
15 10 + 5 20 + 7 70 + 2
4. В заплыве участвовали спортсмены под номерами от 17 до 23. Сколько спортсменов участвовали в заплыве? ( спортсменов.)
5. Вставьте пропущенные цифры.
5 > 35 5 > 85 8 > 48
62 < 2 23 > 3 7 > 74
74 > 4 59 < 9 8 > 8
7 < 79 8 < 83 >
Урок 30
Составление краткой записи условия задачи
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения составлять краткую запись к задаче, выбирать краткую запись к данной задаче.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют составлять краткую запись к задаче, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, складывать и вычитать числа с переходом через десяток разными способами, сравнивать результаты вычислений, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: планируют собственные действия по устранению пробелов в знаниях; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выделяют существенное и не существенное в условии задачи; составляют краткую запись условия задачи; выбирают задания из вариативной части в соответствии с заданным условием; решают логические задачи; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: рассуждают, выбирая ключевые слова при составлении краткой записи условия задачи; отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; участвуют в учебных играх; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока