Наименование и становление либертарной теории и её развитие.
Волочкова Марина Евгеньевна
«Допустить к защите»
«______» __________ 2016 г.
Дата представления работы: «______» __________ 2016 г.
Дата защиты: «______» __________ 2016 г.
Оценка: _________________
Москва, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Наименование и становление либертарной теории и её развитие…...5
2. Либертарно-юридическая теория В.С. Нерсесянца…………………...11
3. Недостатки либертарной теории ………………………..…………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
Список использованных источников …………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы выбора и обоснования типа правопонимания, относятся к наиболее дискуссионным и принципиальным в теории права. Практически всю историю развития юриспруденции можно охарактеризовать как историю противоборства различных подходов к пониманию сущности права как особенного явления социальной жизни.
В России особую остроту таким дебатам обычно придавало обстоятельство - приверженность к определенному типу правопонимания связано не только с теоретико-методологическим предпочтением автора, но чаще с его идеологической и политической направленностью. За научными спорами о понятии права стояли более общие мировоззренческие разногласия между официальной идеологией, выраженной в одобренной государством правовой доктрине, и противоборствующими с ней направлениями общественно- политической мысли.
В отечественной теории права в настоящее время актуальна задача разработки концепции правопонимания, которая могла бы дать теоретически обоснованные и проверяемые признаки правового начала, описывающие границы конституционно-правового пространства для законодателя и правоприменителя. В качестве одной из наиболее спорных концепций права на сегодняшний день рассматривается либертарная концепция права, анализ которой и будет произведен в данной работе.
Либертарно-юридическая теория права и государства (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) - это концепция понимания права и государства, разработанная в 70-90-х гг. ХХ века академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем, представляющая собой самостоятельное направление в российской философии права. Либертарная концепция конкурирует с другими типами понимания права в России, как то: позитивистской теорией права во всех её вариантах, естественно-правовым направлением и другими.
Цель данной курсовой работы:
1. исследовать основные типы правопонимания по В.С. Нерсесянцу;
2. выявление и анализ особенностей либертарно-юридической концепции в контексте современности;
3. обосновать ряд теоретических выводов по исследованию вопросов совершенствования концепции правопонимания для законодателя и правоприменителя.
Споры о понятии права никогда не были схоластическими, оторванными от реальной социальной жизни. Правовая доктрина, основанная на том или ином понятии права, была основным источником действующего права в течение очень длительного периода истории.
Теоретической основой анализа являются труды в области теории права В.С.Нерсесянца, его последователей - В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова и др.
Методологическую же основу составляют общенаучные методы исследования: диалектический, логический, системный, и частнонаучные методы исследования: статистический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, технико-юридического анализа.
Наименование и становление либертарной теории и её развитие.
Споры о понятии права никогда не были схоластическими, оторванными от реальной социальной жизни. Правовая доктрина, основанная на том или ином понятии права, была основным источником действующего права в течение очень длительного периода истории. В настоящее время доктрина, разрабатывающая методы толкования законов и формулирующая правовые понятия, помогающая восполнять правовые пробелы на основе общих принципов права, составляет, по мнению такого авторитетного специалиста как Р. Давид, «очень важный и весьма жизненный источник права»[1]. Тип правопонимания как специфический вид научной парадигмы представляет собой теоретико-методологический подход к формированию образа права, осуществляемый в рамках определенной методологии анализа с позиций того или иного теоретического видения проблемы[2].
Типология правопонимания, как и всякая классификация, зависит прежде всего от того, что положено в её основу. Принципиальное значение при этом имеет выбор базового критерия. По мнению В.С. Нерсесянца, таким критерием является тип взаимоотношения между правом и государством, определяющий расстановку приоритетов в системе «право – государство». При этом он исходит из особенностей юриспруденции как науки, имеющей дуалистический объект исследования; в качестве такого объекта выступают одновременно и право, и государство. Эта двойственность объекта исследований юридической науки должна быть снята при определении ее предмета, в основу которого необходимо заложить единое понятие, совмещающее в себе и право, и государство как составные моменты единого целого[3].
При этом, философский тип правопонимания, ориентированный на выявление сущности права в качестве критерия для оценки правового качества закона и правовой природы естественных прав, выгодно отличается и от позитивистского, и от естественно-правового подходов к праву. И, по-видимому, не случайно наиболее последовательная версия философского типа правопонимания - либертарная концепция права - сложилась именно в России, где потребность в критической оценке законодательной и правоприменительной практики со стороны общества всегда стояла особенно остро. Данный тип правопонимания, в основе которого лежит различение права и закона и трактовка права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов[4], начал формироваться в российской теории права с середины 70-х гг. в острой полемике с позитивистским подходом к праву советского образца.
Либертарная теория права В. С. Нерсесянца получила название от латинского слова libertas (свобода): «потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же «юридический» (от лат. ius - право) в названии концепции означает «правовой» (а не «юриспруденческий», т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. ius naturale - естественное право), с другой - от легизма (от лат. lex - закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве»[5].
Данная теория стала одной из первых правовых концепций, в рамках которой предпринята попытка кардинального пересмотра господствовавших в СССР марксистско-ленинских представлений о праве и государстве.
В 60-х гг. ХХ в. В. С. Нерсесянц активно изучает философию права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (младогегельянство и неогегельянство), а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на государство и право. В 1973 г. В. С. Нерсесянц впервые публикует статью о необходимости различения права и закона для преодоления формально-догматического позитивистского подхода к праву, обосновывая правомерность такого различения цитатами из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. Нерсесянц В.С. пишет: «Не только в своих ранних работах младогегельянского периода, но и в последующих произведениях К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из различения права и закона… С переходом на материалистические позиции К. Маркс и Ф. Энгельс, используя различение права (правовых отношений) и закона (законодательства, государственных нормативных установлений и предписаний), подвергли основательной критике идеи «юридического мировоззрения», идеалистические взгляды (широко распространенные и в наше время) по вопросу о характере, роли и назначении законодательства, его истоках и целях»[6]
В. С. Нерсесянц, защитив докторскую диссертацию, начинает активно разрабатывать проблему различения права и закона и в 1977 г. предлагает главному советскому юридическому журналу «Советское государство и право» статью «Право и закон: их различение и соотношение». Статья получает отрицательные рецензии и не допускается к печати.[7]
В конце 1970 - начале 1980-х гг. ученый отстаивал идеи различения права и закона, особых свойств всеобщей правовой формы, некоторые другие идеи в контексте развития марксистской теории права. Ранее широко неизвестные идеи В. С. Нерсесянца получают известность в советской юридической науке после его выступления на круглом столе «О понимании советского права», который проводился журналом «Советское государство и право» в 1979 г. и в двух номерах за тот же год которого были опубликованы выступления всех участников. В своем выступлении В. С. Нерсесянц подверг резкой критике господствовавший в марксистско-ленинской науке подход к пониманию права («узконормативный», введенный А. Я. Вышинским в 1938 г.), выразил сомнения в теоретической состоятельности (но не ценности) «широкого подхода» к праву, охарактеризовав различия между этими типами понимания права, как «непринципиальные». По сравнению с неопубликованной статьей 1977 г. В. С. Нерсесянц пошёл дальше простого различения права и закона, но указал на необходимость рассматривать категорию «право» через категорию свободы. Эта точка зрения на право существенно отличалась от принятой в советской науке с 1938 г. и резко контрастировала с большинством высказанных мнений о праве на круглом столе[8].
«Понятие «свобода» диаметрально противоположно понятиям «произвол», «своеволие», «насилие»… В условиях государственно-организованного общества свобода возможна и действительна лишь как право, имеющее законную силу…
…В условиях взаимосоответствия свободы, права и закона законной силой обладает лишь норма, представляющая собой меру свободы. Ценность права как раз и состоит в том, что право обозначает сферу, границы и структуру свободы, выступает как форма, норма и мера свободы, получившая благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту»[9].
В итоге, уже в 1979 г. В. С. Нерсесянц со своей концепцией публично и отчетливо дистанцируются от главной линии советской теории государства и права, которая за редкими исключениями (Л. С. Мамут, В. Д. Зорькин) рассматривала право с точки зрения принятых государством норм (законодательство в широком смысле). В 1983 г. В. С. Нерсесянц публикует одну из своих фундаментальных книг - «Право и закон. Из истории правовых учений», в которой впервые на монографическом уровне он формулирует свой подход к различению права и закона и определению понятия права через категории «свобода», «равная мера», «справедливость».
В конце 80-х, в 90-е и последующие годы подход В. С. Нерсесянца к пониманию права в своей основе не претерпел существенных изменений. В качестве самостоятельной, оппозиционной марксизму теория В.С. Нерсесянца была сформулирована в 1990-е гг. в работах «Наш путь к праву», «Право – математика свободы», «Философия права» и др.
В. С. Нерсесянц публикует обстоятельные работы, в которых системно и комплексно излагает основы своего учения о праве и государстве: «Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации» (1990 г. материалы круглого стола), «Наш путь к праву: от социализма к цивилизму» (1992 г.) «Право - математика свободы» (1996 г.), «Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства» (1998 г.), «Философия права» (1998 г.), «Общая теория права и государства» (2000). В этих работах классические рассуждения В. С. Нерсесянца о различении права и закона, о понятии права как формально равной свободе были систематизированы и были дополнены теоретическими положениями о государстве, о правовом государстве, правах человека.
Почти все работы В. С. Нерсесянца, начиная с конца 80-х годов ХХ в. содержат разработку оригинальной идеи об общественном строе после социализма - цивилизме и присущей ему особой форме собственности - гражданской (или цивилитарной). В 2006 г. уже после смерти В. С. Нерсесянца выходит второе, серьёзно дополненное издание его фундаментальной книги «Философия права». При жизни академика В. С. Нерсесянца сформировался основной круг сторонников либертарной теории - российские ученые Н. В. Варламова, В. В. Лапаева, В. А. Четвернин и старший брат академика В. С. Нерсесян. Под руководством В. А. Четвернина защищено несколько диссертационных работ на соискание степени кандидата юридических наук, концептуальной основой которых стала либертарная теория.
Либертарно-юридическая теория, разработанная В. С. Нерсесянцем, основана на рассмотрении государственно-организованных норм в качестве единственной формы объективного существования права. Она представляет еще один вариант интегрального правопонимания, включая идеи позитивистского и естественно-правового подхода к праву. Следует отметить, что в современном правоведении данная теория в той или иной части признается и используется для обоснования собственных правовых концепций достаточно широким кругом теоретиков. Это связано с тем, что В.С. Нерсесянц положил в ее основу выработанный им формальный (объективный) критерий правового, решив таким образом проблему субъективизма естественно-правового подхода и поиска оценочных признаков правового содержания законов и отношений.