Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия высту­пает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения дей­ствительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, ко­нечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соот­ветствии со своей спецификой и пониманием предмета фило­софии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — это теоретическое мышление, выраженное в философских катего­риях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о ме­тодах философии, следует прежде всего указать на материа­лизм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступа­ют как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или со­знание, дух или природа, т.е. материалистические или идеа­листические предпосылки. В первом случае общий процесс по­знания рассматривается как отражение в сознании объектив­ной действительности; во втором — как самопознание созна­ния, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онто­логия во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских мето­дов — диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее по­нимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматри­вали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо от­метить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диа­лектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внима­ние на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на “диалектику вещей”, на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой пони­мали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о “диалектике понятий”, о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она вы­ступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классическим представи­телем идеалистической диалектики (равно как и диалектичес­кого идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками мате­риалистической диалектики (равно как и диалектического ма­териализма) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изо­лированному рассмотрению тех или иных моментов или фраг­ментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу:

либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо из­вестный лозунг: “Кто не с нами, тот против нас”. При рассмот­рении движения метафизика тяготеет к сведению многообраз­ных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который, в свою очередь, является проявлением мета­физического материализма.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод позна­ния, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и “огрубление”, “упрощение” на­ходящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. Методо­логическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета иссле­дования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообу­словленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносео­логические корни всех односторонних теоретических концеп­ций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и про­тивопоставляется материальному в качестве абсолютно авто­номного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе мате­риального.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию ока­зывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выра­жение метафизического способа исследования. И если в пер­вом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму. Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по наше­му мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в noзнании (Эпикур, Гоббс.Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно кото­рому основой познания и действия людей является разум (Спи­ноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм — философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам пости­жения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Берг­сон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механиз­мы, логика и организация знания. В частности, рассматрива­ются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, струк­тура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методоло­гия познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два ка­чества философии тесно взаимосвязаны между собой. Фило­софская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следу­ет смешивать.

Наши рекомендации