Тема 4. Структура и формы научного познания
Основные структуры научного познания представляют собой концептуальные конструкты и отношения между ними.
Формами научного познания являются:
научный факт,
проблема,
гипотеза,
теория,
научно-исследовательская программа.
Фактом науки является то, что принципиально можно соотнести с научным контекстом, это такая форма научного знания, которая фиксирует достоверную информацию, установленную в процессе научного исследования
Свойства научного факта
- обоснованность с помощью приемлемых в научной методологии способов,
- теоретическая значимость,
- онтологическая универсальность, т.е. факт типичен, он экстраполируется на неограниченную совокупность однородных случаев, если соблюдаются условия, относящиеся к его сущности.
Научный факт не фиксирует реальность непосредственно, он конструируется либо на эмпирическом уровне, с помощью эксперимента или наблюдения, либо на теоретическом уровне с помощью соответствующих методов. Научный факт одновременно служит и результатом научного исследования и исходным основанием для теоретических обобщений.
Научный факт не имеет абсолютной сущности и значимости вне теоретической системы.
Научные факты инвариантны и обязательно совместимы в рамках конкретной теории
Научная проблема – суждение, содержащие в себе теоретически осознанный вопрос, для которого не существует известного алгоритма решения. При этом возможное решение проблемы должно иметь существенную новизну.
Основой возникновения проблем является несогласованность теоретического ресурса и эмпирического базиса.
Гипотеза – форма научного знания, содержащая некое вероятностное предположение. Если оно получит подтверждение, гипотеза трансформируется в новое теоретическое знание. Гипотеза, не получившая подтверждения, считается заблуждением и может быть «отложена» до появления новой фактуальной информации. Принятием гипотезы называют окончательное решение о её статусе.
Теория – система обоснованных, концептуальных научных представлений.
Сущность теории можно представить через набор её основных функций:
1) Функции, связанные с когнитивными действиями:
- описательная,
- систематизирующая,
- интерпретирующая,
объяснительная.
2) Методологические функции:
- любая теория содержит в себе ряд терминов и способов исследования, задающих направленность, цели и способы научного поиска,
- теория, как правило, обладает эвристическим потенциалом, то есть может быть исходной точкой для постановки новых проблем.
3) Конститутивные функции:
- создание предметной области исследований,
- расширение границ рационального постижения действительности.
4) Технологические функции, присущие только части теорий:
- проектирование новых или преобразование уже существующих объекты,
- предоставление инструментальных способов управления поведением исследуемых объектов.
Научно-исследовательская программа – понятие, введенное И. Лакатосом и отражающее более крупные и долго живущие структуры, чем научные теории. Научно-исследовательская программа представляет собой последовательность сменяющих друг друга теорий, объединенных некоторой совокупностью базисных идей. Научно-исследовательская программа содержит следующие элементы: «жесткое ядро», представляющее собой исходные положения частнонаучного характера, сохраняющиеся без изменения во всей последовательности теории; «эвристики» – связанные с утверждениями ядра методологические принципы; «защитный пояс» – совокупность вспомогательных гипотез, направленных на устранение разногласий с материалами эмпирических проверок.
Научно-исследовательские программы конкурируют, при этом прогрессирующими признают те из них, которые обладают большими объяснительным и прогностическим потенциалом.