Предмет и структура философии. Основной вопрос философии
Представления о предмете философии исторически изменялись. Создание понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII–VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости».
В настоящее время философия представляет собой:
1) науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания;
2) особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения;
3) систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.
Предметом философии является круг вопросов, которые изучает философия, в том числе: 1) о сущности, происхождении и формах бытия; 2) о сознании, его происхождении и взаимоотношении с материей; 3) об особенностях познания; 4) о человеке, его сущности и существовании в обществе и природе; 5) об обществе, его функционировании и развитии, о будущем и другие вопросы.
Общую структуру предмета философии отражает структура философского знания:
1) онтология — учение о наиболее общих категориях и законах бытия;
2) гносеология, или эпистемология — учение о познании;
3) философская антропология — учение о человеке;
4) социальная философия — учение о наиболее общих законах развития общества;
5) этика — учение о морали;
6) логика — учение о законах мышления;
7) эстетика — учение о нормах и законах прекрасного;
8) аксиология — учение о ценностях;
9) герменевтика — учение о смыслах.
Существуют различные взгляды на то, что же является основным вопросом философии. Например, для классической индийской философии он связан с поиском практических путей освобождения человека от страданий, власти майи (иллюзии), кармы (закона воздаяния) и от необходимости постоянных перерождений в земном мире — мире страданий. Философия для индийских мудрецов была средством достижения бессмертной жизни в высших духовных мирах. В средневековой религиозной философии самым главным считалось познание Бога. Немецкий философ И. Кант формулирует несколько важнейших вопросов философии: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», которые в итоге обобщаются в вопросе «Что такое человек?».
В марксистско-ленинской философии в качестве основного вопроса философии рассматривается соотношение сознания и материи. В таком виде эта проблема была поставлена Ф. Энгельсом и позже прочно закрепилась в диалектическом материализме. В данном случае вопрос имеет два аспекта. Первый: что первично — сознание (дух) или материя (онтологический аспект). В зависимости от ответа философов разделяют на материалистов, которые считают, что материя первична, а дух, сознание — вторично (школа чарвака, Левкипп, Демокрит, Кондильяк, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин и др.), и идеалистов, которые считают, что дух, сознание первично, а материя вторична (Будда, Платон, Аристотель, схоластический реализм, Декарт, Лейбниц, Шеллинг, Гегель, Соловьёв, Бердяев и др.). В рамках идеализма выделяют объективных и субъективных идеалистов. В рамках материализма — стихийный древний материализм, механистический материализм Нового времени и диалектический материализм XIX — XX веков.
Второй аспект основного вопроса философии: способно ли сознание адекватно отражать бытие? Или другими словами, познаваем ли мир? Философов, полностью или частично отрицающих познаваемость мира, именуют агностиками (школа софистов, Д. Юм, некоторые течения в позитивизме и неопозитивизме, Дж. Сантаяна и др.).
С точки зрения некоторых философских направлений марксистская постановка основного вопроса философии является некорректной. Например, сторонники эзотерической философии (Мх. Мория, Мх. Кут Хуми, Е. П. Блаватская, Е. И. Рерих и др.) рассматривают дух и материю в качестве основных атрибутов единой космической субстанции. «Материя есть кристаллизованный дух», т.е. видоизменённое (уплотнённое и дифференцированное) состояние космической субстанции, которая в своих онтологически-утончённых и высокоорганизованных формах именуется духом. Материальность и духовность есть противоположные диалектичные характеристики свойств субстанции. В онтологическом смысле они не могут быть разделены. Поэтому вопрос «Что первично — дух или материя?», с точки зрения эзотерической философии, по своему характеру тождественен вопросу «Что возникает раньше — курица или яйцо?».
Методы философии
Основными методами философии, то есть путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм.
Диалектика — метод философского познания, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, вне связи с другими, статично и однозначно. То есть игнорируется факт постоянных изменений, развития и ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям.
Догматизм — восприятие окружающего мира через догмы — раз и навсегда принятые убеждения, носящие абсолютный характер. Данный метод был присущ, прежде всего, средневековой религиозной философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. В средние века эклектика использовалась в религии.
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но выданных за истинные, суждений нового суждения, логически верного, но ложного по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не достижение истины, а победу в споре. Софистика использовалась как приём ораторского искусства, для доказательства «чего угодно кому угодно».
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — как свойство, проявление материи. Материализм существует и развивается на всём протяжении истории философии. Материалистический метод господствовал в советской философии и широко распространён в современной российской философии.
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала идеи, а материи – как производной от идеи, её воплощением. Данный метод особенно распространён в западной философии.
Эмпиризм — метод и направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса и знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. В первую очередь эмпиризм присущ англо-американской философии. Рационализм — метод и направление в философии, согласно которому основой и бытия и познания является разум. Рационализм господствовал в континентальной европейской философии XVII–XIX вв.
С точки зрения иррационализма окружающий мир есть хаос, он не имеет целостности, внутренних законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется неразумным движущим силам, например, аффектам, воле и т.п. Иррационализм окреп в европейской философии в XIX веке и распространён до настоящего времени.