Немецкая классическая философия

I. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы И. Канта?

2. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

3. Поступай так, как считаешь нужным;

4. Все поступки должны быть направлены на общее благо;

5. Все поступки должны быть целесообразны;

6. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;

7. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

II. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Г. Гегеля?

– тождество; – абсолютная идея;

– противоречие; – относительная идея;

– количество; – пространство;

– качество; – различие;

– мера; – материя.

III. Что для И. Фихте является высшим принципом деятельности?

– объективный закон; – необходимость;

– целесообразность; – свобода выбора;

– нравственный закон.

IV. Ноуменальная реальность, с точки зрения И. Канта, означает……………?

1. рассуждения об абсолютном мировом целом;

2. аффицирование человеческих чувств;

3. сверхопытную реальность;

4. трансцендентальное божество.

V. Кант считает, что «вещь-в-себе» характеризует……………..?

1. непознаваемую суть вещи;

2. дуализм восприятия мира;

3. противоречия социальной жизни;

VI. Назовите основные труды Иммануила Канта?

1. «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»;

2. «Основа общего наукоучения»;

3. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»;

4. «Система трансцендентального идеализма».

VII. Назовите основные формы чувственного представления в философии Канта?

1. пространство и время;

2. движение и перемещение;

3. случайность и необходимость.

VIII. Категорический императив И. Канта является……………..?

1. политическим правилом;

2. этическим правилом;

3. логическим правилом.

IX. Способность души, объединяющая область природы и область свободы в философии Канта получила название………………?

1. способности суждения;

2. способности мистического экстаза;

3. способностью беспристрастности.

X. Гегеля по праву считают создателем грандиозной системы……………?

1. материализма;

2. объективного идеализма;

3. сенсуализма;

4. априоризма.

XI. Гегель впервые в истории философской мысли дал систематическую разработку…………………………?

1. метафизического метода мышления;

2. диалектического метода мышления;

3. герменевтического метода мышления;

4. феноменологического метода мышления.

XII. Источником развития согласно философии Г. Гегеля является…………….?

1. противоречие;

2. Божественная воля;

3. разум;

4. аффицирование.

XIII. Исходное положение философии Гегеля……………….?

1. тождество бытия и мышления;

2. учение о первоначалах;

3. жизнь – это страдание.

XIV. Абсолютная идея в философской системе Георга Гегеля проходит ……….?

1. два этапа;

2. три этапа;

3. пять этапов.

XV. Единством категорий «качества» и «количества» в философии Гегеля является………………………………………?

1. случайность;

2. бытие;

3. ничто;

4. мера.

XVI. «Понятие» по мысли Гегеля является ……………..?

1. одной из форм мышления;

2. результатом абстрагирующей деятельности рассудка;

3. противоречием между «бытием» и «ничто»;

4. процессом «становления».

XVII. Философия природы по Г. Гегелю является учением …………….?

1. об абсолютной идее;

2. об идее в форме инобытия;

3. нравственном законе.

XVIII. Философия природы подразделяется у Гегеля на три больших раздела:…………………………………?

1. механика, физика, органическая физика;

2. химия, квантовая физика, математика;

3. физиология, география, биология.

XIX. Фейербах является основателем……………………?

1. стихийного материализма;

2. диалектического материализма;

3. антропологического материализма;

4. механистического материализма.

XX. В теории познания Фейербах продолжал линию …………………..?

1. материалистического сенсуализма;

2. объективного идеализма;

3. субъективного идеализма;

4. минимализма.

XXI. Из всех человеческих чувств Л. Фейербах выделял «чувство любви», имея в виду………………..?

1. платоническую любовь;

2. нравственную любовь;

3. любовь к Богу.

XXII. Назовите основной труд Людвига Фейербаха?

1. «Диалоги»;

2. «Сущность христианства»;

3. «Да и Нет».

XXIII. Философия Гегеля утверждает, что «развитие» осуществляется…………?

1. параллельно;

2. поступательно;

3. циклично;

4. линейно.

XIV. Вся история с точки зрения Гегеля есть……………..?

1. история саморазвития разума;

2. история жизни великих царей;

3. история действий людей.

XV. Цель всемирной истории по Гегелю заключается в познании………….?

1. мировым духом самого себя;

2. субъектом своего сознания;

3. ощущение собственной значимости.

XVI. Всемирная история, согласно Гегелю, есть воплощение…………в реальной жизни народов.

1. корысти;

2. свободы;

3. доброты;

4. мужественности.

XVII. В философии Гегеля человек создает средства для удовлетворения своих потребностей лишь путем…………..?

1. труда;

2. требования;

3. воли;

4. любви.

XVIII. Философская система Шеллинга получила в истории философии название……………………………?

1. предхристианский платонизм;

2. трансцендентальный идеализм;

3. субъективный идеализм;

4. солипсизм.

Русская философия

I. Укажите основные направления в русской философии XIX – начала XX веков?

– космизм; – славянофильство;

–антропологический материализм; – религиозная философия;

– прагматизм; – марксизм;

– экзистенциализм; – философия жизни;

– интуитивизм; – западничество.

II. Перечислите основных русских философов?

1. Деррида Ж., Батай Ж., Бланшо М., Хабермас Ю.;

2. Достоевский Ф. М., Бердяев Н. А., Лосев А. Ф., Иванов В. И.;

3. Тертуллиан, Боэций, Афанасий Александрийский, Эриугена И. С.

III. Ломоносов придерживался концепции…………….?

1. креационизма;

2. атомизма;

3. орфизма;

4. монизма.

IV. Ломоносов М. В. был убежден, что все в природе…………….?

1. развивается;

2. статично;

3. противоречиво.

V. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения……………………………?

1. научного и религиозного объяснения мира;

2. метафизического и диалектического познания мира;

3. имманентного и трансцендентного начал в бытии.

VI. В учении о бытии Ломоносов являлся последователем…………..?

1. атеизма;

2. деизма;

3. теизма;

4. плюрализма.

VII. Радищев А. Н. в основном разрабатывал……………………?

1. онтологические проблемы;

2. гносеологические проблемы;

3. социально-философские проблемы;

4. антропологические проблемы.

VIII. Философская концепция Чаадаева П. Я. получила в истории философии название……………………….?

1. монизма;

2. плюрализма;

3. дуализма;

4. гедонизма.

IX. Назовите ярких представителей «славянофильства» в русской философии?

1. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А.;

2. Хомяков А. С., Киреевский И. В.;

3. Толстой Л. Н.;

4. Достоевский Ф. М.

X. Славянофильский идеал общественного устройства – это …………..?

1. крестьянский мир;

2. мир дворян;

3. царство Бога на Земле.

XI. «Соборность» согласно философии Хомякова А. С. означает…………….?

1. «единство во множестве»;

2. «множество в единстве»;

3. «единое» и «многое»;

4. «единичное» и «множественное».

XII. Киреевский И. В. развивал учение о…………………….?

1. единичного Духа;

2. Абсолютном Духе;

3. цельности духа.

XIII. Аксаков К. С. сформулировал концепцию ………………?

1. земли и государства;

XIV. Чичерин Б. Н. выразил мысль о том, что русскому человеку нужна……?

1. благость;

2. свобода;

3. революция.

XV. Основной закон развития русской исторической жизни Кавелин К. Д. выразил формулой: ………………………..?

1. родовой быт – семья и вотчина;

2. семья и вотчина – личность и государство;

3. родовой быт – семья и вотчина – личность и государство.

XVI. Согласно Соловьеву С. М. все народы в своем историческом развитии проходят два периода:………………?

1. период чувства и период мысли;

2. период ощущения и период разума;

3. период чувства и период духа.

XVII. Социальным идеалом Чернышевского Н. Г. является…………?

1. тирания;

2. монархия;

3. социализм;

4. демократия.

XVIII. Этическая концепция Чернышевского Н. Г. основывается на…….?

1. разумном эгоизме;

2. гедонизме;

3. этноцентризме;

4. пассионарности.

XIX. Анархистское направление в народничестве развивал ……………?

1. Бердяев Н. А.;

2. Толстой Л. Н.;

3. Шестов Л. С.;

4. Бакунин М. А.

XX. Основой общественного прогресса с точки зрения Ткачева П. Н. является прогресс в…………..?

1. политике;

2. экономике;

3. науке;

4. семье.

XXI. Лавров П. Л. развивал идею о соотношении………….?

1. социологии и истории;

2. географии и политики;

3. политики и истории;

4. социологии и политики.

XXII. Исторический процесс у Михайловского Н. К. выглядит в виде………….?

1. дифференциации социальной среды;

2. дифференциации политической среды;

3. дифференциации политической среды.

XXIII. Достоевский Ф. М. был сторонником идей……………?

1. монархизма;

2. теократии;

3. христианского социализма;

4. анархизма.

XXIV. Единственным средством радикального уничтожения зла может быть по мысли Толстого Л. Н. только……………………..?

1. борьба;

2. непротивление злу насилием;

3. революция.

XXV. В качестве основных форм влияния народов друг на друга Данилевский Н. Я. предложил следующие формы: «пересадку», «прививку» и ……?

1. «удобрение»;

2. «тезис»;

3. «благо».

XXVI. Согласно учению Леонтьева К. Н., сильная…………………..есть высшая точка развития государственности.

1. теократическая власть;

2. деспотическая власть;

3. военная власть;

XXVII. Центральной идеей в учении Соловьева В. С. является ………..?

1. идея «всеединства»;

2. идея космизма;

3. идея мессианства.

XXVIII. Главный смысл и содержание философии Флоренского П. А. составляет ………………….?

1. живой религиозный опыт;

2. идея соборности;

3. учение о всеединстве.

XXIX. Наиболее полной разработкой вопросов «плоти» и «пола» в русской философии занимался…………..?

1. Лосский Н. О.;

2. Лосев А. Ф.;

3. Розанов В. В.;

4. Филипп Пустынник.

XXX. Лосским Н. О. создана философская система……………..?

1. фундаментальной онтологии;

2. онтологической гносеологии;

3. деструктивизма;

4. максимализма.

XXXI. Перечислите основных представителей философского направления «русский космизм»: ………………………?

1. Бердяев Н. А., Ильин И. А., Толстой Л. Н.;

2. Федоров Н. Ф., Циолковской К. Э., Вернадский В. И., Чижевский А. Л.;

3. Булгаков С. И., Струве П. Б., Плеханов Г. В., Шпет Г. Г.

Философия XX века

I. На какие уровни бытия делится реальность в философии К. Поппера?

2. материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие и мир объективного духа;

3. эмпирическая, трансцендентная и трансцендентальная;

4. творящая и тварная.

II. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма?

– эмпиризм; – рационализм;

– интерес к анализу обыденного языка; – интерес к проблемам языка науки;

– мировоззренческий нигилизм; – интерес к проблемам логики;

–художественный способ философствования;

– внимание к проблемам чувственно-практического опыта;

– антропоцентризм;

– внимание к проблеме истины в познании.

III. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма?

– интерес к проблеме личности;

– отождествление свободы и существования;

– представление бытия как целостности субъекта и объекта;

– интерес к проблеме времени;

– рационализм;

– прагматизм;

– трагизм;

– дуализм;

– атеизм;

– скептицизм.

IV. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии?

– открытие клетки; – учение Ч. Дарвина;

– закон инерции; – закон сохранения и превращения;

– возникновения пролетариата; – научная революция;

– промышленная революция; – нем. классическая философия;

– рациональная философия Р. Декарта; – метафизический материализм.

V. Объясните, в чем заключается суть «пограничной ситуации» в философии экзистенциализма?

1. выбор между жизнью и смертью;

2. выбор между жизнью и бессмертием;

3. тоска по бытию.

VI. Одной из самых ярких фигур иррационализма является………….?

1. Поппер Карл;

2. Шопенгауэр Артур;

3. Кун Томас;

4. Шарден Пьер Тейяр де.

VII. Для Шопенгауэра «воля» - ……………………?

1. основа мироздания;

2. путь всего сущего;

3. антиномия бытия;

4. корень зла.

VIII. Къеркегор Серен выдвинул идею…………………….?

1. «физиологического мышления»;

2. «экзистенциального мышления»;

3. «герменевтического мышления»;

4. «диалектического мышления».

IX. Ницше Фридрих сформулировал идею…………………………..?

1. теократии;

2. всеединства;

3. соборности;

4. сверхчеловека.

X. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала:……….?

1. субъективное и объективное;

2. чувственное и рациональное;

3. дионисийское и апполоновское.

4. земное и божественное.

XI. Бергсон Анри является представителем………………………?

1. номинализма;

2. милетской школы;

3. интуитивизма;

4. концептуализма.

XII. Истинность знания с точки зрения Пирса Чарльза является………….?

1. надежным условием результативной практики;

2. недостижима для конкретного человеческого индивидуума;

3. проявление самосознания конкретной личности;

XIII. Пирс Чарльз в истории философии представлен как основатель……..?

1. позитивизма;

2. тейярдизма;

3. прагматизма;

4. феноменологии.

XIV. В теории познания Джемс Уильям исходит из признания исключительной значимости……………?

1. разума;

2. опыта;

3. интуиции;

4. потребностей.

XV. Согласно Дьюи Джону «философия» возникла из……………..?

1. удивления;

2. сомнения;

3. мышления;

4. социальных напряжений и стрессов.

XVI. Разработчиком метода «феноменологической редукции» в XX веке является………………?

1. Феофан Прокопович;

2. Иванов В. И.;

3. Гуссерль Э.;

4. Мах Э.

XVII. Шелер Макс в истории философии XX является представителем……..?

1. экзистенциализма;

2. марксизма;

3. феноменологии;

4. философской антропологии.

XVIII. Высшим выражение космической эволюции в философии Шардена П. является…………..?

1. разумный человек;

2. идеальное общество;

3. социально-политические условия.

XIX. Хайдеггер Мартин утверждал, что для истинного понимания «бытия» в него необходимо………………?

1. «вслушиваться»;

2. «вкрадываться»;

3. «впечатляться».

XX. Настоящая философия, по Ясперсу Карлу, - это, прежде всего…………….?

1. сомнение;

2. удивление;

3. процесс философствования;

4. социальные напряжения и стрессы.

XXI. Жан-Поль Сартр рассматривает феномен воображения как средство…….?

1. отрыва сознания от мира и полагание несуществующего;

2. формирование творческой субъективности;

3. вслушивания в собственное бытие;

XXII. Огюст Конт сформулировал основные положения………….?

1. «позитивной философии»;

2. диалектического мышления;

3. диалогического метода.

XXIII. Бертран Рассел развивал концепцию………………?

1. эмпириокритицизма;

2. постпозитивизма;

3. нейтрального монизма;

4. атомизма.

XXIV. Витгенштейн Людвиг развивал идеи……………….?

1. корпускулярной теории материи;

2. лингвистической философии;

3. позитивизма;

4. томизма.

XXV. Леви-Стросс Клод является представителем……………….?

1. эмпириокритицизма;

2. постпозитивизма;

3. структурализма;

4. франкфуртской школы.

XXVI. Поппер Карл выдвинул принцип «фаллибилизма», означающий……..?

1. признание принципиальной гипотетичности любого научного знания;

2. понимание дуальности человеческого существования;

3. экзистенциальной первостепенности человеческого сознания.

Учение о бытии

I. Мир – это закономерно организованная ……………………………?

1. концепция;

2. система;

3. структура;

4. модель.

II. Какие превращения материи невозможны с точки зрения современной теории бытия?

1. возникновение из ничего и переход в ничто;

2. пр

3. Бытие и движение материи невозможны в не её структурной организаци

4. пр

III. Движение – это…………………………….?

1. способ существования трансцендентного;

2. способ существования сущего;

3. жизнь.

IV. Процесс, качественное многообразие, включающее в себя бесконечность пространства и времени, единство противоположностей, постоянный выход за пределы конечного, процесс его продолжения называется…………….?

1. бессмертием;

2. жизнью;

3. бытием;

4. истинной бесконечностью.

V. Исходной философской категорией является категория……………..?

1. смерти;

2. жизни;

3. бытия;

4. возможности.

VI. Формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира называются……………………………………………………………..?

1. категориями;

2. результатом;

3. акциденциями;

4. модусами.

VII. Связь является ……………. одного явления от другого в каком-либо отношении.

1. свойством;

2. зависимостью;

3. отражением;

4. взаимопониманием.

VII. Определенно направленное, необратимое изменение объекта; или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому называется……………………………………?

1. изменением;

2. развитием;

3. явлением;

4. становлением.

IX. Более высокий уровень развития объекта характеризуется тем, что ……?

1. его движение происходит в более многообразных формах;

2. его движение происходит в менее многообразных формах;

3. его движение происходит в единообразных формах.

X. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные …… и отношения вещей.

1. явления;

2. случайности;

3. возможности;

4. связи.

XI. Форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее развитие получило в истории философии наименование…………………………………?

1. закономерности;

2. динамического закона;

3. взаимовлияния.

XII. Отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития называется………………………?

1. тождеством и различием;

2. субстанцией и акциденцией;

3. эссенцией и экзистенцией.

XIII. Единичное – это ……… во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

1. субъект;

2. объект;

3. субъект-объект;

4. объект-субъект.

XIV. Какие три основных типа целостности выделяет теория бытия?

1. неорганизованная, организованная и органическая;

2. простая, сложная и суперсложная;

3. индуктивная, дедуктивная, интерсубъективная.

XV. Содержание – это ……………всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

1. множество;

2. единство;

3. согласованность;

4. противоречивость.

XVI. Способ выражения и существования содержания называется…………..?

1. формой;

2. взаимовлиянием;

3. взаимодействием.

Учение о познании

I. Учение о познании получило в истории философии название…………..?

1. онтологии;

2. гносеологии;

3. соиальной философии;

4. антропологии.

II. Назовите основные уровни познания?

1. субъективный и объективный;

2. чувственный и рациональный;

3. имманентный и трансцендентный.

III. Истина – содержание знания, которое……………..?

1. противоречиво отражает действительность;

2. адекватно отражает действительность;

3. ясно и очевидно.

IV. Научное познание – это деятельность, ориентированная на получение………?

1. субъективного знания;

2. объективного знания;

3. божественного знания.

V. Назовите основные принципы, законы и категории диалектики?

Диалектические принципы
Конкретность истины, Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного,
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей, Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон отрицания
Основные диалектические закономерности и категории
Сущность и явление, Содержание и форма, Случайность и необходимость, Причина и следствие, Возможность и действительность, Единичное, особенное и всеобщее

VI. В истории философии выделяют следующие всеобщие философские методы:……………………..?

1. междисциплинарные и дисциплинарные;

2. методы естествознания и техникознания;

3. диалектический и метафизический.

VII. Абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания выразилась в философском течении………………….?

1. гностицизма;

2. гносеологического релятивизма;

3. агностицизма;

4. постмодернизма.

VIII. Философское учение о законах развития материи и сознания называется…..?

1. метафизика;

2. каббала;

3. диалектика;

4. онтология.

IX. Всякое взаимодействие и вызываемое им изменение называется………….?

1. перемещением;

2. движением;

3. атрибутом.

X. В современной философии «развитие» представляется как………………..?

1. линейный, однонаправленный процесс;

2. нелинейный, вероятностный процесс;

3. спиралевидный процесс.

XI. Принцип диалектики, нацеливающий на выяснение сложного комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей явлений мира называется принципом……?

1. детерминизма;

2. монизма;

3. развития;

4. системности.

XII. Содержание закона ………………..выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия.

1. единства и борьбы противоположностей;

2. перехода количественных изменений в качественные;

3. отрицания отрицания.

XIII. Противоречие – это ………………….?

1. неразрешимая проблема;

2. источник дальнейшего развития;

3. проявление субъективного в объективном.

XIV. Качество и количество, являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которое выражается категорий…………..?

1. движения;

2. меры;

3. соотношения;

4. случайности.

XV. Всякое развитие характеризуется взаимодействием………………..?

1. сущности и явления;

2. необходимости и случайности;

3. возможности и действительности.

XVI. Закон взаимозависимости предметов выражается через отношение категорий………………………..?

1. возможности и действительности;

2. причины и следствия;

3. общего и единичного.

XVII. Явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения называется……………….?

1. следствием;

2. причиной;

3. заблуждением;

4. случайностью.

XVIII. Неотъемлемой частью процесса человеческого познания является…………., которое осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

1. чувственного мышления;

2. абстрактного мышления;

3. линейного мышления;

4. диалектического мышления.

XIX. При……………………….выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств.

1. абстрагировании;

2. обобщении;

3. метафоричности;

4. изменчивости.

XX. Основным критерием истинности является………………..?

1. допущение;

2. практика;

3. Божественный разум;

4. чувства.

Учение о человеке

I. Человек представляет собой целостное единство……………уровней.

1. биологическое, психического и социального;

2. биологического и социального;

3. психического и социального;

4. биологического и психического.

II. Высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга называется………………….?

1. понятием;

2. свойством;

3. сознанием;

4. личностью.

III. Специфически человеческой способностью является способность к…………………………………………………..?

1. целеполаганию;

2. заблуждению;

3. противоречию.

IV. Осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе называется………?

1. модусом;

2. сознанием;

3. самосознанием;

4. потребностью.

V. Рефлексия – это ………………………., когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

1. размышление личности о самой себе;

2. конструирование социальной реальности;

3. ощущение божественной благодати;

4. антагонистичность современной жизни.

VI. Сознательность – это…………………………….действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

1. физиологическая характеристика;

2. божественная характеристика;

3. нравственно-психологическая характеристика;

4. биологическая характеристика.

VII. Материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации называется………?

1. умозаключением;

2. значением;

3. знаком;

4. лектоном.

VIII. Учение о человеке – это ……………………………?

1. онтология;

2. социальная философия;

3. эпистемология;

4. философская антропология.

IX. Философская антропология возникла в XX веке благодаря деятельности философа………………..?

1. Маркса К.;

2. Куна Т.;

3. Шелера М.;

4. Деррида Ж.

X. Проблема становления человека является проблемой………………..?

1. антропосоциогенеза;

2. филогенеза;

3. социогенеза;

4. биогеоценоза.

XI. В понимании взаимоотношения языка и мышления выделяются две концепции:………………………………………………….?

1. вербальная и невербальная;

2. эволюционная и креационная;

3. метафизическая и диалектическая.

XII. Атрибутивными характеристиками человеческого бытия являются…..?

1. свобода и ответственность;

2. труд и творчество;

3. самоорганизация и саморазвитие.

XIII. Свободный человек имеет защиту от насилия и может выражать свою…..?

1. позицию;

2. волю;

3. веру;

4. вседозволенность.

XIV. Принуждение освобождает человека от…………………….?

1. семьи;

2. общества;

3. ответственности;

4. познания.

XV. Трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире как центральной получила в истории философии название………………………………………………..?

1. теоцентризм;

2. телеологизм;

3. суфизм;

4. антропоцентризм.

XVI. Одной из форм самоутверждения личности, позволяющей осознавать себя свободным, самостоятельным и ответственным является………..?

1. причинность;

2. достоинство;

3. мужество;

4. отражение.

XVII. Формой человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов называется…………………?

1. игрой;

2. тождеством;

3. Единым;

4. сознанием.

XVIII. Структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов называется………………?

1. интенциональностью;

2. интерсубъективностью;

3. позиционностью;

4. транснациональностью.

XIX. Тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен называется………………………?

1. коммуникацией;

2. трансформацией;

3. категоризацией;

4. профанизацией.

XX. Комплекс принадлежащих человеку от рождения прав и свобод, определяющий его правоспособность и меру личной автономии по отношению к действиям других лиц или общественных институтов называется………………………………….?

1. неотчуждаемыми правами личности;

2. естественными правами личности;

3. божественными правами личности.

Учение об обществе

I. Целостная система жизнедеятельности людей называется…………..?

1. потребностью;

2. обществом;

3. технократией;

4. общественным сознанием.

II. В истинно гражданском обществе каждый человек является…….?

1. «винтиком»;

2. высшей ценностью;

3. «маленьким человечком».

III. Исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого получила в истории философии название………………….?

1. страты;

2. планетарного сознания;

3. социальной структуры;

4. идеологии.

IV. Исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих общностью территории, экономической жизни, языка, духовного склада, биологического своеобразия, особенностями характера, темперамента и обычаев является………………..?

1. нацией;

2. экологией;

3. ноосферой;

4. народностью.

V. Чувство и самосознание духовного единства своего народа и притом именно его культурного своеобразия называется……….?

1. правовым сознанием;

2. экономическим сознанием;

3. национальным самосознанием;

4. идеологическим сознанием.

VI. Основу «национализма» составляют идеи………….?

1. национального превосходства и национальной исключительности;

2. божественного предопределения;

3. бессмертия души;

4. идеального государства.

VII. Воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах называется………?

1. общественным сознанием;

2. политикой;

3. онтологией;

4. верой.

VIII. Нравственность – это исторически сложившаяся………..?

1. система правовых норм и принципов;

2. система неписаных законов;

3. формальная обязанность каждого гражданина.

IX. Одной из форм общественного сознания является…………?

1. правовое сознание;

2. Бог;

3. разум;

4. человек.

X. Определенная основа целостного образа жизни человека, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно всю линию жизнедеятельности человека называется…………….?

1. право;

2. политика;

3. менталитет;

4. общественная психология.

XI. Элементами политической сферы общества являются: государство, профессиональные союзы,…………………?

1. политические партии;

2. семья;

3. книги;

4. деньги.

XII. Основная часть общества, представляющая людей занятых в основном созидательной деятельностью называется……?

1. средними слоями;

2. интеллигенцией;

3. массой;

4. маргиналами.

XIII. Социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью называется………..?

1. нацией;

2. народностью;

3. семьей;

4. социальной общностью.

XIV. Формой общественной жизни людей, в основе которой лежит исторически возникшая связь между ее членами называется…….?

1. социальной общностью;

2. менталитетом;

3. массой;

4. классом.

XV. Особое место в системе многообразной деятельности человека занимает……………………..?

1. диалог;

2. наука;

3. экономика;

4. труд.

XVI. Содержание и значение деятельности людей раскрывается в понятии………………….?

1. необходимости и случайности;

2. свободы и необходимости;

3. знака и значения;

4. бытия и небытия.

XVII. Непрерывный процесс создания материальных благ и духовных ценностей называется…………………?

1. производительными силами;

2. общественным производством;

3. производственными отношениями.

XVIII. Совокупность государственных и политических учреждений и институтов, политических отношений, политических и правовых норм, политического сознания называется……………..?

1. экономической системой;

2. авторитаризмом;

3. политической системой;

4. технологическим детерминизмом.

XIX. Главным субъектом политической деятельности является….?

1. государство;

2. семья;

3. собственность;

4. право.

XX. Способ осуществления властью своих функций называется…….?

1. политическим режимом;

2. государством;

3. формой государственного устройства;

4. формой правления.

Наши рекомендации