Воля к власти и ее проявления
Типы людей | Проявление воли к власти |
Слабые | Как воля к свободе |
Сильные | Как воля к еще большей власти, а если им не удается ее добиться, то как воля к справедливости |
Самые сильные | Как любовь к человечеству, что на самом деле прикрывает стремление к подавлению чужой воли |
Судьба учения. Учение Ницше оказало серьезное влияние на философию жизни, экзистенциализм, постмодернизм и т.д., а также на художественную интеллигенцию. Отдельные идеи Ницше и, в частности, учение о «сверхчеловеке» («белокурой бестии» были использованы в идеологии фашизма, но со значительным искажением.
Бергсон
Биографические сведения. Анри Бергсон (1859— 1941)— французский писатель, психолог и философ (еврей по происхождению). Родился в Париже в семье музыканта и композитора. Окончил лицей Кондорсе, где особо увлекался математикой, философией и музыкой, а затем Высшую Нормальную школу; позднее преподавал в ряде лицеев и высших учебных заведений.
Философия Бергсона может оцениваться, с одной стороны, как развитие философии жизни,с другой стороны, он является одним из основоположников интуитивизма,особого направления в современной философии.
Основные труды. «Материя и память» (1896); «Творческая эволюция» (1907), «Духовная энергия» (1919, «Два источника морали и религии» (1932 г.), «Мысль и движущееся» (1934, сборник выступлений, речей и докладов).
Философские воззрения. Учение о сознании. Сознание, по мнению Бергсона, есть многослойный поток переживаний: это непрерывная, постоянно изменяющаяся творческая реальность1. Скрепляет, цементирует этот поток, эту изменчивость субъективное время, т.е. длительность и непрерывность, постоянное взаимодействие прошлого и настоящего. При этом в единое целое как бы «стягиваются» постоянно взаимопроникающие слои этого потока (сознания). Таких слоев в сознании множество: от самых глубинных (дорефлексивных) и до поверхностных — интеллектуальных. Именно последние связаны с социальной жизнью личности.
Интуиционизм. Сознание как «движущаяся непрерывность» не может быть понята посредством интеллекта, она доступна только опыту, первичной интуиции.Первым шагом в познании является «чистое восприятие», и уже над ним надстраивается интеллект, производящий практические операции, осуществление которых связано с социальным опытом субъекта.
Учение о творческой революции. Исходным в данном учении является понятие «жизненного порыва»,источник которого находится в Сверхсознании, или в Боге. Эволюционный процесс представляет собой постоянную борьбу жизненного порыва и косной материи, препятствующей ему. Эта борьба идет сразу по многим направлениям, по различным параллельным линиям; и те линии, где сопротивление материи оказалось сильнее и победило жизненный порыв, оказались тупиковыми: здесь возникло движение по замкнутому кругу. Там же, где жизненный порыв пересилил материю, идет поступательное прогрессивное развитие.
Бергсон рассматривает три основных направления движения жизненного порыва: чувствительность, интеллект и инстинкт, сосредоточивая внимание на двух последних. Интеллект и инстинкт изначально оказываются двумя различными формами жизни, с противоположными функциями и целями. На базе инстинкта развивается интуиция, которая есть инстинкт, «сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно».
Интеллект и интуиция
Интеллект | Интуиция | |
Объект исследования | неорганизованная косная материя, отношения между вещами | живые системы и жизненные процессы |
Характер деятельности | рациональный: понимание или механическая фабрикация «мертвых понятий» | иррациональный: непосредственное восприятие |
Цель деятельности | механические изобретения, создание искусственных орудий | постижение жизненного порыва и развитие его |
Но при этом интеллект и инстинкт не существуют в чистом виде, независимо друг от друга; они постоянно взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга.
Философия будущего. Бергсон считает, что в основе различных философских учений лежат частные интуиции, и, создав их синтез, мы можем прийти к философии будущего.
Судьба учения. Философские идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую и особенно французскую философию первой половины XX в. Можно проследить также влияние отдельных идей Бергсона на творчество П. Тейяра де Шардена, А. Тойнби, Дж. Сан-таяны и некоторых других современных философов.