Основные права пациента международной и российской практики.

Первый кодекс прав пациента был принят 1972 в США

В 1981 ВМА приняло Лиссабонскую декларацию о правах человека.

1994- ВОЗ приняло декларацию о политике в области обеспечения прав пациента в Европе.

1996- Совет Европы принял конвенцию о правах человека и биомедицине.

В лиссабонской д. сказано все работники здравоохранения несут коллективную ответственность за признание и осуществления основополагающих прав пациента.

Важнейшими являются:

· Право на высококачественное мед помощь

· На уважение личности

· Право на выбор врача

· Согласие или отказ от мед вмешательства после получения адекватного информирования

· Право на достойную смерть

Исходным правовым положением в области определения прав пациента в нашей стране является ст41 Конституции. В которой сказано: каждый имеет право на охрану здоровья и мед помощь». Что означает, что государство берет на себя обязательство обеспечить меры по охране здоровья своих граждан и условия получения мед помощи.

В 1993 – принят ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

В ст17 написано, что все граждане РФ обладают неотъемлемым правом на своевременную и качественную мед помощь.

В ст30 изложены права пациента на уважительное и гуманное отношение, на обследование, лечение в условиях соответствующих сан-гигиенич нормах, на облегчение боли, доступными способами и средствами, на сохранение тайны.

В ст31 гарантируется что каждый гражданин имеет право получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья.

В биоэтике важнейшим понятием выступает автономия личности пациента, состоящая из следующих аспектов:

§ Уважение личности пациента, недопустимость навязывания ему своих взглядов.

§ Предоставление пациенту необходимой информации

§ Возможность выбора из альтернативных вариантов

§ Самостоятельность в принятии решений

§ Возможность осуществления контроля за ходом исследования или лечения

§ Терапевтическое сотрудничество, т.е. отвлеченность пациента в процессе оказания ему мед помощи.

Среди перечисленных аспектов центральным является право на информацию и вопрос о том в какой форме и V,доводить сведения до пациента, является одним из наиболее дискуссионным.

Существует 2 основных точки зрения:

I. Учитывая право личности на информацию следуе уточнять пациету точный диагноз и возможный исход заболевания.

II. Информация должна поддаваться дозированно с учетом характера и стадии заб, а также личностных особенностей больного, его отношения к заболеванию, методам обследования и лечения.

В ст31 трактуется:

I. Что пациент имеет право на полную информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе, методах лечения, возможном риске, возможных вариантах мед вмешательств их последствиях и результатах.

II. Пациент имеет право на отказ от инф которая не должна сообщаться против его воли.

Смерть мозга

Это состояние развивающееся иногда в процессе реанимации, характеризующееся необходимым отсутствием всех функций головного мозга включая продолговатый при сохраняющейся деятельности сердца.

Впервые такое состояние 1959 описано во франции и первоночально обозначалось термином «запредельная кома».

Филосовский вопрос о том жив чел или мертв одновременно оказывается вопросом этическим, продолжать реанимацию или прекращать. Потому что в течении столетий смерть констатировалась только после остановки сердца и прекращения дыхания, поэтому сложность констатации смерти чел при смерти мозга заключается в том, что в обществе остаются сторонники, которые считают таких больных живыми.

С естественно научных позиций смерть это постепенный процесс на клеточном уровне, а ткани имеют различную способность сопротивляться кислородочной недостаточности.

Цель клинической деятельности не поддержание отдльными клетками, а сохранение целостности функционирования целого организма.

В конце 1960г были изучены медико-клинич критерии смерти мозга и выработанно процедуры надежной диагностики.

ВМА в 968 признало что необратимое прекращение всей деятельности головного мозга есть смерть чел.

К данной проблеме католическая церковь относится как церкви чел трактуя что душа чел уже рассталась с телом. Практически такой же позиции придерживается православная церковь.

В иудаизме придерживаются позиции согласно которой понятие абчолютно безнадежный больной несостоятельностью, т.к.оно исключаает веру в чудо, т.е. проявление божественной мудрости.

В 1984 в СССр был принят документ признающий смерть на основании смерти мозга.

Наши рекомендации