Научное познание, его уровни, формы и методы
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются по: 1. - методам познав. активности; 2. - характеру достигаемых результатов.
Эмпир. исследование предполагает: выработку программы исследований, организ-ию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер. данных, их классификацию. Связан с чувственным познанием, но является уровнем логического познания.
Теорет. познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.
В концентрированном виде науч.познание представлено в научном открытии – это обнаруж-ние таких св-в и з-нов дейс-сти, кот раньше были неизвесны (нельзя открыть ничего нового, если мы не знаем, что уже открыто). Научное открытие всегда происходит на грани знания и незнания. Основывается на целенаправленном переборе данных с использов-ем определ.методов и практических способов проверки.
Формы научного познания:
1. Всякое науч.познание начин-ся с попытки решения какой-то задачи, в основе кот. всегда лежит известное предположение, постановка проблемы. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это науч.вопрос, с кот. мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории; к-й отчасти предполагает решение. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение.
2. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает исследов. программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы, т.е. гипотеза – это предварительное решение проблемы. Она всегда множественна, м.б. в виде конц-ций.
3. Теория – примеряет противопол-ые гипотезы. Науч.теория хар-ся: базовыми принципами и полож-ми; наличием сис-мы понятий, в кот. раскрывается решение проблемы; наличием методов, способами проверки. Элем-ты теории: 1.Базовые принципы. 2.Система понятий и категорий.
Для получения необходимых фактов в науке используются такие приемы познания исследуемого объекта:
Наблюдение – целенапр-ное, преднамеренное восприятие явлений, касающихся исследуемого объекта.
Эксперимент – это метод научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях с целью получения информации о его свойствах и связях.
Моделирование – это эксперимент, проводящийся не на самом объекте, а на другом, который в том или ином отношении сходен с первым, воспроизводит те или иные его свойства и связи. Это воспроизведение определенных свойств и связей исследуемого объекта в другом, специально созданном объекте – модели – с целью их более тщательного изучения.
Методы научного позн-ия:
1.общие - мат-зм и диалек-ка;
2.общенаучные – логич. процессы, методы формализации, идеализации, математ-ции, моделир-ния и др.
Истина
Истина – это верное, правильное отражение действ-сти в мысли, критерием кот. в конеч счете явл-ся практика. Хар-ка истинности отн-ся именно к мыслям, а не к самим вещам и ср-вам их языкового выраж-ия.
В.И.Ленин: Истина – это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от сознания и воли людей и соответствует отражаемым предметам, явлениям материального мира. Объективная истина - правильное отражение объективной действительности в сознании людей. Это такое содержание человеч. знаний, кот не зависит от воли и желаний субъектов.
Выделяют абсолютную и относительную истины:
Абсолютная истина – это такая объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений материального. Поэтому она никогда не может быть опровергнута. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин, то есть таких понятий, положений, теорий, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, ступень на пути к овладению абсолютной истиной.
Конкретность истины – св-во истины, основанное на учете и обобщении конкр. усл-вий $-ия того или иного явл-ния, зав-ть истины от определ усл-ий места, времени и т.д. Предположение «Сумма внутр. углов треуг-ка равна 180˚» истинно лишь для совр.геометрии, но ложно для евклидовой геометрии. Поэтому нет абстракт. истины, истина всегда конкр-на. Критерий истины – сред-во проверки того или иного утверж-ия, гипотезы, теоретич. построения. Крит-ем истины явл-ся обществ прак-ка.
Практика
Практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путём активного преобразования объективно существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое, ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с неживой и живой природой, с социальной действительностью, его включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, она представляет собой всегда общественную деятельность. Практика предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего $-ия. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:
1) Реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств.
2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.
3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.
Формы практической деятельности:
1)Производств.практика (материальн производств деят-сть) – форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеят-ти человека в целом;
2)Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей;
3)Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами;
4)Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком – артефактов.
В истории мировой философии вопрос о критерии истины всегда занимал одно из центральных мест. Определяя источник, пути, способы познания окружающего нас мира, мыслители постоянно ставили перед собой вопрос: как отделить истинное от ложного, как определить достоверность наших знаний?
Засл. К.Маркса и Ф.Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они первые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что общественно-трудовая и прежде всего производственная деятельность дюдей является не только важнейшей основой всего процесса познания, но и решающим критерием истины и конечной целью познания. Только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными.
Положение о практике как объективном критерии истины необх. понимать в том смысле, что Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.
Но даже те положения, которые раньше были полностью подтверждены практикой, должны в дальнейшем подвергаться уточнению, конкретизации или коренной ломке в соответствии с новейшими достижениями общественной практики и передовой науки. Было бы поэтому неправильно абсолютизировать роль практики как криртерия истины, ибо процесс познания действительности бесконечен и практика призвана подтверждать относительную истиннность полученных знаний, а не устанавливать метафизические абсолюты, “вечные ” и “неизменные” истины. Критерий практики так же, как и само познание, имеет исторически относительный характер.
Следовательно критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем абсолютный и относительный характер всехб наших знаний. Момент абсолютности в практике как критерии истины состоит в том, что она в конечном счете выступает единственным критерием, при помощи которого мы отделяем правду от лжи, истину от заблуждений. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику(В.И.Ленин).