В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Рабочая программа учебной дисциплины

«История и философия науки»

    Направление подготовки:
  Образовательно-квалификационный уровень выпускника: магистр
  Форма обучения: очная и заочная

Донецк 2016

УТВЕРЖДАЮ:

__________________

“_____”______________ 2016 г.

М.П.

Программа учебной дисциплины«История и философия науки» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки: «…» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР «07» августа 2015 г. № 750».

Разработчик: профессор кафедры философии, д. филос. н. Волошин В. В.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры философии

Протокол № 3 от 20 октября 2016 г.

Зав. кафедрой Т. А. Андреева

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией биологического факультета

Протокол № ___ от “____”____________ 2016 г.

Председатель учебно-методической

комиссии факультета ________________

Область применения и место дисциплины в учебном процессе.

Курс «История и философия науки» является нормативной дисциплиной цикла профессиональной и практической подготовки магистров по направлению «…» (профиль подготовки «…»). Для успешного освоения курса необходимы знания, умения и навыки, сформированные ранее изученными дисциплинами, такими как «Естественно­научная картина мира», «История», «Философия», «Социология», «Логика». Освоение дисциплины окажет помощь в практической научной деятельности, в том числе, работе над квалификационной магистерской диссертацией, прохождении учебной, педагогической и преддипломной практик. Знания в области истории науки, онтологии, теории познания, логики и методологии научного познания актуализируют исследовательскую деятельность магистра, совершенствуют познавательный инструментарий, расширяют мировоззренческий горизонт.

2. Нормативные ссылки(отсутствуют)

Структура дисциплины

Характеристика учебной дисциплины очная форма обучения на базе заочная форма обучения на базе
ОСО СПО (ускор.) ОСО СПО (ускор.) ВПО (ускор.)
Уровень высшего профессионального образования  
Образовательно-квалификационный уровень: Магистр
Направление подготовки  
Профиль  
Количество содержательных модулей (тем)
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы Дисциплина базовой части образовательной программы
Формы контроля Зачет
   
Показатели очная форма обучения на базе *заочная форма обучения на базе
ОСО *СПО (ускор.) ОСО СПО (ускор.) ВПО (ускор.)
Количество зачетных единиц (кредитов)        
Количество часов        
Год подготовки        
Семестр        
Количество часов          
- лекционных        
- практических, семинарских          
- лабораторных          
- самостоятельной работы        
в т.ч. индивидуальное задание          
Недельное количество часов, т.ч.          
аудиторных          

Описание дисциплины

Цели и задачи

Цель: освоить проблемные области философии науки, фактическое и мировоззрен­ческое содержание этапов генезиса научного познания, с дальнейшим использованием полу­ченных знаний и навыков в теоретической и практической профессиональной деятельности.

Задачи:

- определить предметную, структурную, междисциплинарную, функциональную кон­фигурацию образовательного курса «Истории и философии науки», усвоить его понятийно-категориальный аппарат;

- интерпретируя науку как систему знаний, исследовать проблемное пространство эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические вопросы современной философии и науки;

- в историко-философском ракурсе рассмотреть эволюцию науки, сформулировав и ре­шив проблемы роста научного знания;

- исследовать архитектонику науки, теоретические и практические составляющие ее логико-методологического арсенала;

- раскрыть ключевые темы социально-культурного измерения науки.

Требования к результатам освоения дисциплины.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):

общекультурных (ОК):

- способность к абстрактному мышлению, критическому анализу информации (ОК-1);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

- дисциплинарную матрицу курса, его место в системах научных и философских знаний, а также семантику ключевых научно-философских понятий, терминов, категорий;

- дефиниции и классификации концептов «знание» и «наука», маркеры естествен­нонаучной картины мира, содержание фундаментальных учений, теорий, гипотез и дискус­сионных сегментов философии науки;

- интенсионал темы «особенности возникновения, закономерности развития, динамика и направления самоопределения науки»;

- предметное и проблемное содержание конвенционально фиксированных периодов исторического развития науки;

- метафизические и онтологические основания науки, ее эпистемологические коорди­наты и маркеры, структуру научного знания и формы научного познания;

- логико-методологические аспекты научного знания и познания в дескриптивной и нормативной программах;

- основания этики и социологии науки, тематическое пространство рубрик «наука и культура», «наука и образование»;

Уметь:

- анализировать базовые положения философских и научных парадигм, находить предметные и проблемные поля в различных теориях философии науки;

- обнаруживать взаимосвязь и взаимодействие философской и научной мысли;

- находить актуальные тематические рубрики в истории науки, эвристические проблемы на территории онтологии, эпистемологии, логики, методологии, этики и социо­логии науки;

- критически интерпретировать содержание философских и научных понятий и категорий, формулировать дефиниции и конструировать классификации;

- использовать теоретические логико-методологические программы на практике – для интерпретации сциентистских объяснительных схем, номологического и фактуального базиса, проведения научных исследований, подготовки и написании магистерской квали­фикационной работы;

- применять научную методологию для формулировки и решения мировоззренческих и образовательных задач, экстраполировать знания по социологии, этике, деонтологии науки в практическую область.

Владеть:

- устойчивой и когерентной системой знаний в области истории науки в формате ее философского постижения;

- алгоритмами критического анализа научных парадигм, учений и теорий, способами осмысления и критики философских и сциентистских когнитивных массивов;

- навыками концептуализации, конструирования онтологических допущений, методо­логической рефлексии, совершенствования познавательного потенциала в матрице деятель­ности творческого субъекта познания;

- аналитикой структурных элементов научного знания, уровней и форм научного познания;

- сциентистскими этическими и коммуникационными нормами и алгоритмами;

- логико-методологическими программами научного исследования, инструментарием, необходимым для постановки научной проблемы, формулировки научной гипотезы, построения научной теории.

Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

Порядковый номер и наименование темы   Краткое содержание темы
Тема 1. История и фило­софия науки: введение в дисциплину Объект, предмет, цель изучения, функции дисциплины «История и философия науки». Структура курса. Междисциплинарные связи изучаемой дисциплины. Многообразие дефиниций концепта «исто­рия». Понятие хронотопа. Сущностные и функциональные опре­деления философии. Предметные поля и структура философии. Понятие натурфилософии. Этимология слова «наука». Полисемия концепта «наука». Наука и науки. Философия и наука в мировоз­зренческом контексте. Уровни мировоззрения. Понятие картины мира. Особенности естественнонаучной картины мира. Вопрос о демарка­ции философии и науки и их взаимодействии с другими формами общественного сознания. Место философии науки в «семье» фило­софских дисциплин. Понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины и ее методологический арсенал. «История и философия науки» в образовательном пространстве. Наука как деятельность. Прикладные аспекты дисциплины «История и философия науки».  
Тема 2. Наука в эписте­мологическом ракурсе Варианты отношений между понятиями «эпистемология», «гно­сеология», «теория познания». Предмет, структура, цели, задачи, ключевые проблемы, междисциплинарные связи и концептуальный каркас эпистемологии. Нормативная и дескриптивная эпистемология. Направления современной эпистемологии: эволюционная, генети­ческая, натуралистическая, аналитическая, компьютерная, социальная. Проблема определения концептов «знание» и «познание». Комби­нативная классификация знания. Знание и вера. Познание как отраже­ние действительности и духовное производство. Константы познания. Научная когнитосфера как предмет эпистемологии. Существенные признаки научного знания. Эпистемологические определения науки. Классификация науки. Эпистемологические дефиниции философии науки. Структура науки. Уровни научного познания. Вопрос об основаниях науки. Направления самоопределения наук в истори­ческой динамике. Понятие научного исследования. Истина как идеал знания и категория культуры. Проблема критериев истины. Исто­рический и типологический аспекты понятия «истина». Истина в теологии, философии, науке. Основные теории истины. Истина как норма и как дескрипция.  
Тема 3. Онтологические проблемы современной философии и науки Понятие «первой философии». Вопрос о взаимоотношения онто­логии и эпистемологии. Онтология: предмет и понятийно-катего­риальный аппарат. Метафизика. Проблема демаркации науки и мета­физики. Вопрос о метафизических основаниях научных теорий. Онтологические основания познавательных программ. Категория «бы­тие» в истории философии. Типология понятия «бытие». Техника как «бытие второй природы». Понятие «субстанция». Типы субстан­циализма. Понятие материи в истории философии и науки. Пространство и время как философские и научные категории. Дви­жение и развитие. Онтологические импликации квантовой физики. Современная философия сознания. Понятие квалиа и «трудная проблема сознания». Онтология и языковые каркасы. Онтология как семантическая конвенции. Теория онтологической относительности У. Куайна. Понятие «онтология +». Поссибилизм и эпистемология. Концепт «возможный мир», специфика его использования в различных отраслях научного знания. «Возможный мир» как онто­логическое допущение и эпистемологическая метафора. Типология возможных миров. Понятие а-альтернативы и ее сциентисткие импликации. Эпистемологический потенциал и ограничения пос­сибилизма.  
Тема 4. Генезис науки в историко-фило­софском контексте А) Наука как динамичная система. История науки «внутренняя» и «внешняя». Интернализм и экстернализм. Закономерности развития науки. Протонаука и технологии Древних цивилизаций. От мифа к Логосу: возникновение философии и теоретических научных знаний в период «осевого времени». Античная наука-философия. Космо­центризм досократиков. Формирование математики. Сократический метод. Атомизм Демокрита. Эпистемология Платона. Метафизика Аристотеля. Основания аристотелевской физики. Естествознание в эллинистический период. Система Птолемея. Черты средневековой картины мира. Номинализм и реализм. Онтология и эпистемология Фомы Аквинского. У. Оккам и Р. Бэкон. Б) Общая историко-культурная характеристика Возрождения. Открытия в области науки и техники. Развитие математики. У истоков современной астрономии. Гелеоцентризм. Николай Коперник. Тихо Браге, Иоганн Кеплер. Галилео Галилей. Натурализм и пантеизм. Возрождение античного атомизма. Философия Нового времени. Проблема метода познания. Научные открытия и развитие техники в XVII-XVIII вв. Исаак Ньютон. Становление науки современного типа. Естествознание и натурфилософия. «Критика чистого разума» и переворот в философии. У истоков современной химии. Форми­рование эволюционного типа мышления. Начала биологии. Научные открытия и развитие техники в XIX в. «Первый позитивизм» и становление философии науки. В) Основные черты современной западной философии. Научные открытия и развитие техники в первой половине XX в. «Второй пози­тивизм». Э. Мах. Рождение квантовой физики и формирование новой концепции мировидения. Частная и общая теория относительности. А. Эйнштейн и Н. Бор: спор о природе реальности. Генетика и био­физика. Развитие математики, логики, лингвистики. Пролиферация методологических программ. Возникновение кибернетики. Неопози­тивизм. Становление и эволюция аналитической философии. Б. Рас­сел. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. «Венский кружок». Основные направления НТР. Освоение космического пространства. Тенденции в развитии науки и философии науки второй половины XX – начала XXI вв. Постпозитивизм. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Парадоксы «анар­хистской методологии». Синергетика – новая сциентистская парадиг­ма. Когнитивный подход в философии науки. Постнеклассическая наука и картина мира.  
Тема 5. Проблема роста научного знания Структурный и динамический анализ научного знания. Исто­рические и социологические аспекты научного познания. Кумулятив­ная модель роста научного знания. Т. Кун и формирование альтерна­тивной модели. Определение, структура, типы, функции парадигмы. Научное сообщество как носитель парадигмы. «Допарадигмальная наука». «Нормальная наука». Научные аномалии и головоломки. Научная революция и смена парадигм. Экстерналистские аспекты научной революции в концепции Т. Куна. Типология научных революций. История научных революций. Непрерывная динамика и научный прогресс. Виды прогресса по Ф. Китчеру. Принципы оценки и сравнения массивов научных знаний. Формулировка проблемы несоизмеримости и варианты ее решения. Научная преемственность. Релятивность и релятивизм. Типы релятивизма и проблема его мини­мизации. Определение конструктивизма. Проблема рациональности в философии науки. Научное творчество. Контекст открытия и контекст обоснования. Модели научного поиска. Интуиция и инсайт. Понятие эвристики.  
Тема 6. Методология научного познания Определение методологии. Вопрос о методологических основаниях науки. Метод как способ и метод как принцип. Общенаучные и частнонаучные принципы. Принципы системности, детерминизма, историзма, актуализма. Объект и субъект познания. Принцип объек­тивности и его импликации. Объективное и интерсубъективное. Прин­ципы точности, наблюдаемости, простоты. Принцип Куна-Фейера­бенда. Доктринальная методология: джастификационизм. Верифика­ция и фальсификация как принцип и процедура. Понятие фалли­билизма. Принцип Дюгема-Куайна. Принцип дополнительности Н. Бора в физике и философии. Типы дополнительности. Допол­нительность и релятивизм. Общенаучные методы познания. Эмпи­рические методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Опи­сание, сравнение, измерение как исследовательские процедуры. Теоретические методы: абстрагирование, формализация, идеализация. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, генетический, сравни­тельно-исторический, контекстуальный методы. Анализ и синтез. Дедукция и абдукция. Аналогия и ее типы. Методы научной индук­ции. Понятие метаметодологии. Проблема индукции в метомето­дологическом измерении.  
Тема 7. Структура научного знания: логический анализ Проблема критериев структурирования научного знания. Анализ понятий и их референтов – пропедевтика научного познания. Логи­ческий анализ понятий. Эмпирические и теоретические термины в языке науки. Онто-эпистемологическое пограничье: проблема рефе­ренции. Основные референциальные парадигмы: экстерналистски-веритистская, прагматично-коммуникационная, интерналистски-се­мантическая. Программы разрешения проблемы референции: нео­позитивистская, аналитическая, феноменологическая. Допущение воз­можных объектов, учет пресуппозиции и контекста, каузальной исто­рии и временных параметров. «Пустые» понятия и понятия с нулевой денотацией в определенном мире (универсуме размышлений). Учение Э. Гуссерля об уровнях понятий. Построение понятийно-катего­риального аппарата конкретной науки. Проблема элиминации тео­ретических терминов. Классификация научных понятий: сущность, правила, виды, потенциал, ограничения. Логический анализ выска­зывания и умозаключения: сциентистский контекст. Научный закон: определение, операционально-методологический аспект, классифика­ция, функции. Закон и принцип. Понимание и объяснение. Научное объяснение: базис и логическая структура, типы. Дедуктивно-номо­логическая схема объяснения К. Гемпеля. Научное предсказание.  
Тема 8. Формы научного познания: логико-методологический аспект Формы научного познания как логико-методологические «атомы». Научная проблема: определение, критерии классификации, этапы по­становки, формально-логические аспекты. Вопрос о принципиальной разрешимости проблемы. Проблемная ситуация. Псевдопроблема. История науки в контексте динамики проблем. Исходная эмпири­ческая основа научного познания. Теоретическая нагруженность эмпиризма. Научный факт: определение, типы, свойства, структура, формально-логические аспекты. Факт в социально-гуманитарных науках. Факт и событие. Аксиологическая нагруженность историчес­кого факта. Понятие темподесиненции. Первичные допущения. Постулат и аксиома. Гипотеза: определение, классификация, функ­циональность, процессуальность, логико-методологические требова­ния. Гипотеза ad hoc. Научная теория: проблема дефиниции, клас­сификация, структура, функции. Пролиферация теорий. Научно-ис­следовательская программа И. Лакатоса: сущность, структура, функ­ционирование. Проблемно-решающая модель Л. Лаудана. Понятие исследовательской традиции. Дискурс: определение, типы. Особен­ности научного дискурса. Неклассическая логика и методология науки.  
Тема 9. Наука как социальный институт. Наука и образование Социальность познания. Социология науки, социология знания и социальная эпистемология. Институционализация науки как истори­ческий процесс. Стадии формирования научной дисциплины. Понятие научного сообщества. Внутренняя и внешняя регуляция деятельности научного сообщества. Социальная природа научных конвенций. Этика и деонтология науки. Проблема ценностной нейтральности науки. Этос науки. Р. Мертон и М. Фуко. Организация современной науки. Наука и авторитет. Наука в пространстве экономики и социально-политической жизни. Наука и идеология. Наука в контексте геопо­литики. Социальные функции науки. Современная наука: проблемы легитимации, свободы, контроля. Наука и модернизация общества. Феномен техники. Социальный срез научно-технического прогресса. Научная коммуникация. Интеллектуальная собственность. Наука и глобальные проблемы. Понятие образования. Образование в эпоху античности и средневековья. Становление современной системы образования. Философия образования как отрасль знаний. Феномен университета. Структура современного университета. Образование в СССР. Образование в России, ЕС, США. Интеграция науки и обра­зования. Основные проблемы современного образования.  
Тема 10. Наука и культура Культура как система надбиологических программ жизнедеятель­ности. Знание как компонент культуры. Язык как социокод и образ мира. Логика исторического развития понятия культура. Культура и цивилизация: историко-философское измерение. Понятие техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука как элемент культуры. Культурологические аспекты научно-технического про­гресса. Наука и обыденное знание. Социокультурные параметры научной рациональности. Наука и искусство. Научное, художествен­ное и социальное творчество. Эстетическая оценка форм научного познания. Й. Хейзинга: игровые аспекты науки. Герменевтика как наука и искусство. Особенности религиозной картины мира. Рели­гиозное знание: определение, парадигмы интерпретации. Атрибуты религиозного знания и его роль в формировании знаниянаучного. Вера и религиозная вера: эпистемический анализ. Проблема демарка­ции веры и знания. Религия и формирование естественнонаучной картины мира в эпоху античности. Наука в пространстве мировых религий. Наука и Церковь в эпоху средневековья. Религиозный контекст становления новоевропейской науки. «Казус Галилея» и его импликации. «Феномен Ньютона». Наука и секуляризация. Квантовая физика и религии Востока. Наука и религия в современном культур­ном пространстве. Наука, религия и измененные состояния сознания. Наука и паранаучное знание.  

6. Темы семинарских занятий(Практические занятия отсутствуют)

7. Темы практических занятий(Практические занятия отсутствуют)

8. Темы лабораторных занятий(Лабораторные занятия отсутствуют)

Самостоятельная работа

Включает в себя реферирование и конспектирование лекций, освоение первоисточ­ников по философии науки, усвоение понятийно-категориального аппарату, путем подго­товки глоссария, включающего следующие понятия, термины и категории:

Абдукция

Абстракция

Адекватность

Аналитическая философия

Антиномия

Апперцепция

Валидность

Верификация и верификационизм

Дедукция

Демаркация

Дескрипция

Джастификационизм

Диалектика

Индукция и индуктивизм

Интуитивизм

Изоморфизм

Имплицитный и эксплицитный

Инструментализм

Интернализм и экстернализм

Иррационализм

Квант

Когерентность

Когнитивизм и нонкогнитивизм

Конвенционализм

Конструктивизм

Концептуализм

Концептуальный каркас

Кумулятивизм

Логицизм

Метаметодология

Метафизика

Механицизм

Модальность

Натурализм

Неопозитивизм

Номинализм и реализм

Нормальная наука

Онтогенез и филогенез

Основания науки

Позитивизм

Постпозитивизм

Прагматизм

Пресуппозиция

Пробабилизм

Пролиферация

Рационализм

Редукционизм

Релайабилизм (релейабилизм)

Релевантность

Релятивизм

Референт

Рефлексия

Семантика

Сенсуализм

Скептицизм

Смысл

Структурализм

Сциентизм

Телеология

Техницизм

Трансцендентное и трансцен­дентальное

Фаллибилизм (фоллибилизм)

Фальсификация и фальсифика­ционизм

Феноменология

Философия техники

Формализация

Холизм

Хронотоп

Эвиденциализм

Эвристика

Эйдос

Эклектизм

Элиминация

Эмерджентность

Эмпиризм

Эмпириокритицизм

Энтелехия

Энтропия

Эссенциализм

Языковые игры




По наиболее дискуссионным, эвристическим и практически значимым темам возможно написание рефератов. Тема реферата осмысливается студентом в контексте его научных интересов, предпочтений и программы курса. Затем тема утверждается преподавателем. Объем реферата – 10-15 страниц. Шрифт Times New Roman, 14, межстрочный интервал одинарный, поля – отступ 2 со всех сторон, титульный лист. Реферат должен иметь план и список используемой литературы (не 5–10 наименований; не рекомендуется использовать учебники, запрещено – популярные, в т. ч. детские энциклопедии). Структура реферата – стандартная: введение (фиксируются актуальность, объект, предмет, цель, задачи, мето­дология, дается краткий критический анализ литературы), основная часть, заключение. Сноски – внизу страницы.

Наши рекомендации