Каковы основные принципы диалектики?

Основными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи, взаимообусловленности явлений.

Следует иметь в виду следующее: принятие этих принципов еще не всегда означает, что ученый или политик стоит на диалектических позициях, особенно в наши дни, когда с этими принципами нельзя не согласиться под давлением научных фактов. Видимо для того, чтобы согласие с идеей развития было не случайным, поверхностным, а продуманным, нужно признать и выделить в диалектике ее главную идею, позволяющую правильно разобраться и в принципе развития. Такой главной, центральной идеей диалектики является ее учение о взаимодействии, тождестве противоположностей, т.е. о противоречивости всего сущего.

Диалектико-материалистическая теория развития наиболее полно и глубоко отражает диалектику. Диалектическая концепция развития поэтому и является одной из наиболее содержательных, что дает ответ на коренные вопросы – об источнике движения и развития, их характере, механизме, форме и направленности. Диалектика «дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», «к уничтожению старого и возникновению нового» (Ленин В.И. ПСС. Т. 29. С. 317).

Противоположная диалектической метафизическая концепция развития не видит источника развития в объективном мире и переносит его в надприродное, сверхъестественное, упрощенно понимает само развитие как простое увеличение или уменьшение либо простое уничтожение, не может понять противоречивость движения
и развития как внутренний источник их и потому этот источник ищет за пределами предметов и явлений. Примеры метафизического понимания развития: «плоский эволюционизм», «катастрофизм», идея «развития по прямой линии», концепции «круговорота», «негативная диалектика» Франкфуртской школы, понимание развития просто как движения, когда противоречие как его сущность выхолащивается, сведение движения только к его прогрессивной стороне, т.е. как движения от низшего только к высшему, от простого к сложному, оставляя в тени опять-таки его противоречивость, сложность и т.д.

Согласно метафизической концепции, таким образом, остается в тени само движение, его двигательная сила, источник, внутренний мотив. Диалектическая же концепция главное внимание устремляет именно на понимание источника самодвижения. Первая концепция поэтому односторонняя, нежизненна (ибо ее подход далек от реальных процессов объективной действительности). Вторая – всестороння, жизненна, потому что в большей степени соответствует объективной логике действительности, которая сама по себе противоречива, изменчива, диалектична.

Теперь остановимся на характеристике понятия «развитие». Прежде всего, отметим, что развитие – это момент движения, т.е. изменения вообще. Но не всякое движение, изменение есть развитие. Развитие – это необратимое изменение реальности или отдельных ее элементов от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному. Например, движение общества от более низкой, менее развитой и менее сложной цивилизации к более высокой, сложной и более развитой: от традиционного общества, основанного на ручной технике, к индустриальному обществу механизированного труда и систематического применения науки в производстве, а затем – к постиндустриальной цивилизации (или технотронному, информационному обществу), основанному на автоматизированном высокопроизводительном труде и интеллектуальной технологии. Пример развития в науке – удвоение массы новых знаний за 10–15 лет по сравнению со всем предшествующим периодом.

Развитие характеризуется следующими наиболее общими, основными особенностями:

1. Развитие – это объективный процесс.

2. Оно необратимо в конечном итоге, в целом и основном (например, нельзя от старости вернуться к молодости; нельзя историю общества повернуть вспять; Гераклит – «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»).

3. Развитие – это «двойной» процесс: одновременное сосуществование, взаимодействие, взаимоисключение старого и нового, простого и сложного, низшего и высшего, настоящего и прошлого.

4. Это очень сложный, неоднозначный, крайне противоречивый процесс, сочетание восходящей тенденции и нисходящей и даже деградационной. Прогресс в целом может сопровождаться и зачастую сопровождается понижением уровня развития отдельных систем, элементов, т.е. регрессом, переходом от высшего к низшему, от совершенного к менее совершенному и т.д. – развитие, прогресс поистине не представляет собой движение по Невскому проспекту.

Для понимания диалектического принципа всеобщей связи
и взаимообусловленности явлений необходимо раскрыть понятия «связь», «взаимодействие».

В мире нет ничего, стоящего или изменяющегося особняком. Любой предмет – звено в бесконечной цепи, испытывает на себе влияние, действие многих других предметов и сам влияет на них, проявляется через них. Эта цепь, это взаимовлияние носит всеобщий характер. Связь – это взаимозависимость одного явления от другого, взаимообусловленность существования явлений, относительно разделенных в пространстве и (или) во времени, относительно самостоятельных.

Связи бесконечно многообразны (наука и практика вскрывают все большее их количество и своеобразие). Связи можно выделять и классифицировать по самым различным основаниям.

В неорганической природе действуют механические, физические, химические связи. В живой природе – биологические связи.
В обществе – производственно-экономические, классовые, национальные, родовые, семейные, государственные, международные, научные, культурные и другие связи имеют место не только внутри основных форм движения материи, но и между ними, между природой и обществом.

Исходя из целого ряда других оснований, можно перечислить еще целый ряд видов связей (см.: Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. Гл. V. § 1): однозначно-детерминистские, жесткие и вероятностные, корреляционные; динамические и статистические; связи порождения и связи преобразования; прямые и обратные; связи функционирования, связи развития и связи, обеспечивающие перенос вещества, энергии или информации и многие другие. (Попутно заметим, что в своих современных, последних изданиях учебников А.Г. Спиркин, к сожалению, отошел от глубокой всесторонней характеристики диалектики).

Но среди всех видов связей есть основные, наиболее общие, имеющие место во всех без исключения сферах действительности: и в природе, и в обществе, и в мышлении одновременно, взятых вместе: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые
и случайные, внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, системно-структурные, формальные и содержательные, закономерные и т.д. Эти связи выделяются на основе философско-методологических обобщений, выражаются с помощью философских категорий и являются, прежде всего, предметом философской науки, методологии.

Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. (См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 81.) Взаимодействие – как вид отношений, связи может быть непосредственным или опосредованным, внутренним или внешним. Одним из видов взаимодействия являются причинно-следственные связи, когда одно явление порождает другое, выступает как его причина, а второе является его следствием. Следует различать ведущую, определяющую сторону взаимодействия и производную, определяемую (например, взаимодействие материи и сознания, причины и следствия, где материя
и причина выступают как ведущая сторона взаимодействия, а сознание и следствие как производная. Категория взаимодействия тесно связана с категорией структуры, так как взаимодействие, выступая в качестве интегрирующего фактора предметов и явлений, обусловливает единство элементов в составе целого.

Понятия связи, взаимодействия выработаны тысячелетней практикой человечества. Исследование форм связей и взаимодействия, учет их в практической деятельности является первостепенной задачей: необходимо по возможности охватить все связи предмета, чтобы познать его и эффективно действовать на основе этого знания. Игнорирование или недостаточный учет принципа всеобщей связи и взаимодействия, односторонний подход, шарахание из крайности в крайность чреваты пагубными последствиями как в познании, так и на практике. Агностицизм, субъективизм, фатализм
и т.п. – есть примеры такого игнорирования данного принципа в познании, а на практике подобным примером может служить возникновение экологического кризиса и т.д.

Что такое закон?

Следующий важный вопрос, на который необходимо обратить внимание – это вопрос о философском понимании закона, ибо сущность, характер и упорядоченность любых связей, взаимодействий, движения и развития реализуются в законах и закономерностях. Закон – это философская категория, выражающая общие, внутренние, необходимые, существенные, относительно устойчивые, повторяющиеся связи и тенденции явлений, обусловливающие при определенных обстоятельствах их существование и развитие. В мире нет ничего, что так или иначе не было бы подчинено законам, универсальной закономерности (случайность есть форма проявления необходимости, законов). Познание законов, универсальной закономерности составляет главную задачу науки.

Какой же характер связей выражается в законе?

Общность связей означает, что закон выражает сходное, единое в многообразных явлениях мира.

Существенность как черта закона есть выражение глубоких, внутренних, определяющих бытие объектов связей и взаимодействий.

Необходимый характер закономерных связей означает то, что эти связи обусловлены самой природой предметов, поэтому при известных обстоятельствах они устанавливаются и действуют неотвратимо, обязательно.

Устойчивость, повторяемость закономерных связей – выражение определенного порядка связей, сохраняющихся отношений
в изменяющихся объектах, отношениях, воспроизводимых в сменяющих друг друга циклах движения и развития предметов, целых областей действительности. Общесоциологические законы выражают связи, которые повторяются, сохраняются на протяжении всей истории человечества.

Законы чрезвычайно многообразны. Тем не менее их можно классифицировать на основные типы.

В зависимости от степени общности выражаемых связей действительности различают законы всеобщие, общие и частные (специфические).

Всеобщие законы действуют во всех областях действительности. К ним относятся законы диалектики.

Общие законы определяют связи в одной или нескольких формах движения материи, связи, общие у больших классов явлений действительности (например, законы физические, химические, биологические, общественные). Частные законы действуют в тех или иных конкретных областях и процессах основных форм движущейся материи, уровнях развития их или в отдельных, специфических классах явлений. Таковы законы, изучаемые любой частной наукой.

В зависимости от характера выражаемых связей различают законы структурно-функциональные и законы развития. Структурно-функциональные законы выражают характер связей между элементами определенной системы, назначение или специфику действия, жизнедеятельности (в живой природе) ее элементов. В этих законах выражается организация, определенная связь элементов, общая целому классу систем. К примеру, законы функционирования общества – разделение и перемена труда, законы управления общественными процессами и т.д.

Законы развития относятся к процессам изменения характера и проявления связей в предметах и между предметами, обусловливают возникновение, качественные изменения, развитие и переход любых систем в нечто другое. В природе – это закон сохранения
и превращения энергии. В обществе примером таких законов является закон соответствия производственных отношений характеру
и уровню развития производительных сил.

Разделение законов на законы развития и структурно-функциональные не абсолютно. В действительности движение, развитие всегда происходят как изменение организации, структуры системы, выступают как способ их бытия.

По специфике детерминации различают динамические и статистические законы. Динамические законы выражают такую необходимую связь в системах, при которой данные их состояния однозначно определяют все последующие состояния. В итоге знание начальных условий изменения подобных систем является достаточной предпосылкой предсказания последующих их изменений. Это, например, законы движения планет солнечной системы и другие законы классической механики.

Законы, в которых не однозначно, а с определенной вероятностью реализуются те или иные связи, называются статистическими. Они действуют во всех неавтономных системах с большим числом элементов, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий, и составляют чрезвычайно обширный круг законов природы и общества, в обществе – это, например, законы народонаселения, экономические и многие другие.

Различают еще три класса законов: законы природы, общества и познания, а также объективные законы и законы науки как их отражение в познании.

Законы природы проявляются сами по себе, как стихийная сила. Законы же развития общества, хотя и носят объективный характер, могут проявить себя только через действия людей, через их дела и поступки, а люди обладают волей, действуют, руководствуясь сознанием.

Тот факт, что все в мире подчинено законам, не умаляет роли сознательной деятельности людей. Любые связи и законы в различных условиях реализуются противоречиво, своеобразно. Следовательно, они открывают различные возможности развития тех или иных процессов. И, естественно, человек, познав законы, тенденции
и возможности, может активно влиять на дальнейший ход развития. Кроме того, законы действуют на базе определенных условий, а человек своей практической деятельностью может изменять, преобразовывать эти условия, «заставляя» тем самым законы работать на себя.

Что такое категория?

С логической точки зрения законы выражаются в понятиях, категориях, через систему категорий. Категория в переводе с греческого языка – высказывание, свидетельство, обвинение, признак, что далеко от современного научного понимания этого слова. Категории – это понятия, т.е. обобщенные образы предметов, в которых отражены их общие, существенные свойства. Например, понятие «лес» вообще и конкретный лес, понятие «товар» вообще и конкретный товар – комбайн, и т.д. Человек, как мыслящее существо, относится к миру с пониманием, т.е. отражает, познает его с помощью понятий и практически действует, также оперируя понятиями, т.е. всегда осмысливая свои действия, сообразуя их со своими знаниями, аккумулированными в понятиях.

Но не всякие понятия – категории. А какие же?

Как и любые понятия, категории выражают общие свойства предметов. Но в категориях выражается наиболее общее, всеобщее (например, понятие «лес» и категория «форма»).

Значит, понятия различны по своему объему.

Одни выражают единичные предметы, другие – совокупность предметов. Причем, эта совокупность может быть практически исчислимой или неисчислимой, т.е. предельно широкой. Категории – это понятия наиболее широкие, т.е. охватывающие предельно широкий круг предметов. Они выражают всеобщие связи и свойства предметов. Кроме того, они выражают и необходимые связи и свойства (например, мочка уха – всеобщее для людей, но не необходимое).

Следует также иметь в виду, что категориями являются не всякие общие понятия, а понятия научные, т.е. вскрывающие сущность, причину явлений (например, обыденное понятие «материя» как материала для изготовления костюма и научно-философское понятие материи, как объективной реальности). Категории – продукт теоретического обобщения многовековой практики, а также орудие научного познания, сгустки, квинтэссенция знания.

Итак, категория – это научное понятие, отражающее наиболее общие, существенные, необходимые свойства, стороны, отношения явлений объективного мира и познания.

Будучи результатом обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики, категории являются узловыми пунктами познания, «ступеньками», моментами проникновения мышления в сущность вещей.

Следует выделять три класса категорий: специфические (специальные), общие (общенаучные) и всеобщие.

1. Каждая конкретная наука вырабатывает и использует свою, специфическую систему категорий. В физике это, например, вещество, масса, энергия, инерция, гравитация, поле и т.д. В биологии – вид, род, изменчивость, клетка, рефлекс и т.д. В экономической теории – товар, стоимость, деньги, кредит, капитал и т.д.

2. Существуют категории, присущие ряду или многим наукам, т.е. общенаучные категории: информация, саморегуляция, симметрия и др.

3. Всеобщими являются философские категории, выражающие связи, свойства и отношения всей действительности, всех ее сфер, вместе взятых – и природы, и общества, и мышления (материя, бытие, сознание, противоречие, качество, количество, мера, отрицание и т.д.).

Наука использует все три класса категорий, применяя их конкретно. Философские категории выполняют методологическую роль, давая возможность наукам определить общий правильный подход, общее направление исследования, а конкретный процесс познания, добывание знания они осуществляют, опираясь на свои собственные методы и категории, позволяющие «схватить» специфику своего предмета (это можно продемонстрировать на примере подобия следующего порядка: сравнив роль компаса и конкретного путника, роль маяка и конкретной команды корабля в бескрайних просторах океанской стихии).

Категории как отражение постоянного процесса познания
и практики также развиваются: уточняются, обогащается их содержание, возникают новые категории (например, не так давно возникли категории: система, функция, структура и др.).

Как в философии, так и в других науках категории взаимосвязаны, т.е. представляют собой систему понятий, и понять их можно одну через другую, т.е. только в определенной системе, в совокупности. Законы науки выражаются через взаимосвязь, систему категорий.

Наши рекомендации