Первые философствующие инженеры
В 1903 г. русский инженер и философ техники П.К. Энгельмейер сделал доклад – библиографический очерк «философии техники» - Политехническому обществу. В докладе была сделана попытка представить зарождение новой отрасли философской науки.»современную нам эпоху недаром называют технической: машинная техника распространяет своё влияние далеко за пределы промышленности и воздействие её сказывается чуть ли не на всех сторонах современной жизни культурных государств… И вот: мыслители и ученые самых разнообразных сфер начинают изучать этот, доселе не вполне ещё оцененный фактор. И здесь по мере изучения открываются все новые и новые умозрительные горизонты. Тем не менее, все, что до сих пор сделано, можно назвать только расчисткой места для будущего здания, которое можно пока, за недостатком более подходящего слова, назвать философией техники». (Энгельмейер П.К. Философия техники: Библиографический очерк // Бюллетень Политехнического общества. 1913. № 3. С. 198-200). Кого же П.К.Энгельмейер называет в качественных предшественников?
Эрнст Гартиг (1836-1900) – известный технолог. Он ратовал за создание новой науки «технологики», направленной на логическую разработку тех понятий, которые возникли в технических науках эмпирическим путем. Так, по Гартигу понятие кузнечной ковки является высшим и подчиняющим по отношению к понятиям молоток, наковальня, горн. Это, в сущности, телеологическая логика.
Франц Рело (1829-1905) был не только ученым, но и практиком; его отец был основателем первой фабрики машин в Германии. И Франц работал на заводе отца учеником. Ф. Рело один из соавторов книги «Конструирование в машиностроении». Результатом лекционной и исследовательской работы Ф. Рело стали фундаментальные труды «Теоретическая кинематика», «Конструктор», «Техника и культура». Он утверждал: «Искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины». (Рело Ф. Техника и её связь с задачею культуры. СПб., 1885. С. 13). Ф. Рело четко противопоставил современную западную техническую культуру, которой принадлежит будущее (манганизм) и восточную культуру (натурализм), которая уже вытеснена на периферию истории человечества.
Идею крупного немецкого инженера Алоиза Ридлера (1850-1936) Энгельмейер сформулировал следующим образом: «инженеру надо преподавать в школе глубокую умственную культуру». А. Ридлер утверждал: «Технические науки требуют иного отношения к себе, чем чисто математические. Весь комплекс условий надо брать таким, каким природа дает его, а не таким, каким он подходил бы для точного решения. Если он не дает возможности решения, следует изменить его сознательно в известных или приблизительно оцениваемых пределах ошибки. Из-за слишком высокой оценки точных решений начинающий не понимает необходимости только приблизительно оценивать; он не понимает, что оценивание гораздо труднее, чем «точное» вычисление с «пренебрежением» неудобными условиями. Оценить – значит принимать во внимание границы познания и вероятности и сообразно с этим сознательно изменять основы вычисления. В этом заключается дело, здесь лежит трудность». (Ридлер А. Цели высших технических школ // Бюллетень политехнического общества. 1901. № 3. С.133).
Эрнст Капп (1808 – 1896) в книге «Основные направления философии техники» сформулировал принцип «органопроекции»: человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий. Аналогичным является и «антропологический критерий»: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех исканий, всегда есть человек. Благодаря тому, что человек мыслит себя в природе и из природы, а не над ней и вне её, мышление человека становится согласованием его физиологической организации с космическими условиями. Когда машину внешним образом сравнивают с человеком, то схожими оказываются лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, то сразу обнаруживается её сходство с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если разрушена важная часть машины. Это и есть «органопроекция» живого и действующего как организм существа. Далее, железные дороги являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Телеграф естественно сравнить с нервной системой. Концепция органопроекции – первая попытка ответить на вопрос: что такое техника и каков её генезис.
Альфред Эспинас в книге «Возникновение технологии» называет технологией некоторое будущее учение о полезных искусствах, которое даст возможность извлечь основных законы человеческой практики в некоторую «общую праксеологию». Ни одно изобретение, - подчеркивает Эспинас, - не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже предварительно обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусства порождают технологию. Совокупность частных технологий образуют общую, систематическую технологию, которую Эспинас именует праксеологией. Общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации. Он выделяет морфологию и физиологию технологии. История технологии представляет собой философию действия Основные категории действия – желать, опасаться, начинать, кончать, пробовать, достигать, терпеть неудачу. Чем больше человек осознает роль мышления и опыта в изобретении, тем роль богов уменьшается.
Фред Бон в книге «О долге и добре» ставит вопрос: «Что я должен делать, чтобы эта машина действовала?». Чтобы ответить на этот вопрос автор пытается выяснить сущность техники и технического. «То, что в науке выступает как условие и обусловленное, как причина и действие», в технике принимает вид средства и цели». Ф. Бон предупреждает, что никогда невозможно было бы построить паровую машину лишь на основе знания теории теплоты. Можно знать все законы индукции, но не быть в состоянии сконструировать динамомашину. Другими словами, невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо высказывания различных наук превратить в технические высказывания. Сложность технических задач, по утверждению Ф. Бона, заключается в выборе средств. Техника ищет средства, если дана цель, затем возникает задача так присоединить к данному процессу другой процесс, чтобы была достигнута данная цель, затем установить связь между средством и целью, и наконец, найти для данного средства цель. Любая целенаправленная деятельность имеет свою технику. Не следует противопоставлять технику науке, они обе совместно строят здания теории и как таковые противостоят практике. Отличается техника от науки лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. Техника имеет целью удовлетворение потребностей человека, а в таком случае высшей технической целью является достижение счастья. Именно техника отвечает на вопрос: « что я должен делать, чтобы быть счастливым?». Тот, кто рассматривает счастье как общую и высшую цель стремление, должен стать на технический путь.
Первым философом техники в России был Петр Климентьевич Энгельмейер (1855 -1940). Он выступил с тремя докладами по философии технике и теории творчества в Болонье в 1911 году. На вопрос, каковы основные задачи философии техники, Энгельмейер ответил: «Это будет новая наука, которая выяснит роль техники как фактора культуры». (103, с. 113). Являясь теорией культуры, философия техники выделяет технику в один ряд с теорией познания, этикой и эстетикой, и, наконец, она развивается в целое «техническое мировоззрение». Основная задача философии техники – формирование гуманитарного представления о технике и не только в инженерной среде, но и в обществе в целом. По мысли П.К. Энгельмейера преподавание философии техники должно быть обязательным по крайней мере в высших технических учебных заведения. В этом – один из путей гуманизации науки и техники через образование.