Предмет и функции философии

Леонид Дмитриевич Дымченко Валерий Викторович Дмитриев

Основы философии

Предмет и функции философии - student2.ru

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=10181891

«Основы философии. учебник»: СпецЛит; Санкт-Петербург; 2013

ISBN 978-5-299-00506-6

Аннотация

Процесс формирования новой системы образования в нашей стране предусматривает обновление как содержания учебного курса «Основы философии», так и формы его освоения.

Данный учебник – это изложение курса «Основ философии» в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов III поколения по специальностям среднего медицинского образования: 060102 Акушерское дело, 060501 Сестринское дело, 060101 Лечебное дело, 060301 Фармация, 060203 Стоматология ортопедическая, 060205 Стоматология профилактическая.

Учебник предназначен для студентов медицинских колледжей и техникумов.

В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко

Основы философии. учебник

ВВЕДЕНИЕ

Философию нередко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности философия, ее история являются частью духовной жизни общества, общечеловеческой культуры, которая так же многообразна, как окружающий человека мир.

Именно действительность и вызывает философские проблемы, без решения которых человек не способен совершенствоваться, не способен приобрести важные для его полноценной и сознательной жизни духовные идеалы и ценности. Философия дает не только богатый фактический материал для размышления, не только формирует общее представление о мире, она учит человека мыслить разумно и творчески.

Процесс формирования в нашей стране новой системы образования значительно пересматривает как содержание учебного курса «Основы философии», так и форму его освоения.

Учебник дает представление о месте философии в духовной жизни общества, ее функциях, основных проблемах и выдающихся философах.

Авторы стремились дать понятие не только о научной и философской, но и о религиозной картине мира, о том, как философия и религия решают «вечные» человеческие проблемы.

Поэтому данный материал может быть использован также для организации занятий по основам религиоведения.

В учебнике приведены таблицы, схемы, тестовые задания, темы рефератов, терминологический словарь и список литературы.

Раздел I

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Предмет и функции философии

Мировоззрение – система взглядов, определяющая отношение человека к миру, дающая ориентиры и регулирующая его поведение. Мировоззрение – результат интегрального образования, совокупность знаний, убеждений, ценностей и норм.

Выделяют несколько уровней мировоззрения:

– бытовое – формируется под непосредственным влиянием материальных условий жизни;

– религиозное, как результат веры в сверхъестественное;

– естественно-научное, как результат научного освоения мира;

– философское, как синтез философии и науки.

Первая форма мировоззрения – миф.

Мифы – древние сказания разных народов о делах богов и героев. Миф давал целостное миропонимание, единство реальности и фантазии, знания и веры. Миф рассказывал о прошлом и предсказывал будущее. Религия – столь же древнее мировоззрение, как миф. Специфика религии – наличие культовой системы, т.е. обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф становится религиозным, когда включается в культовую систему.

Функция религии – преодолеть относительные изменчивые аспекты человеческой жизни и возвыситься до абсолютного и вечного. Религия стремится придать смысл, значение и устойчивость человеческому бытию.

Философия буквально означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI–V вв. до н.э.).

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер. Философия – система общетеоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, отношение человека к миру и другим людям.

Философия – это теоретический уровень мировоззрения.

Философские учения – логически связанные между собой принципы и идеи, которые могут объединяться в философские системы. Выделяют различные типы философских систем, не только по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.

Философия Древнего Востока и Античности – космоцентризм. Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность.

Философия Средневековья. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через Бога.

Философия Возрождения (XIV–XVI вв.). Антропоцентризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.

Философия Нового времени (XVII–XVIII вв.). Естественнонаучное освоение мира. Философия – методология науки.

Немецкая классическая философия. Творческий субъективизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.

Марксизм. Диалектический материализм.

Философия ХХ в. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.

Сквозь философские системы проходят философские направления, т.е. совокупность философских учений, принципиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм).

Развитие философии – результат борьбы различных философских систем и направлений.

Предмет философского размышления и способ решения философских проблем исторически и естественнонаучно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нравственного совершенствования личности до социально-политического преобразования общества; от историко-материалистического анализа до экзистенциально– персоналистического подхода к проблемам мира и человека. Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему. Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на основе обобщения всего многовекового человеческого познания. Задача философии – привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления – не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.

В итоге можно выделить следующие основные функции философии.

Мировоззренческая – разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека.

Методологическая – ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.

Гносеологическая – разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления.

Наши рекомендации