Основные аспекты понятия наука. Структура и социальные функции науки

Понятие наука употребляется в трех смыслах:

- наука – это вид духовного производства, специфическая сфера творческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности

- наука – это сформированная к данному моменту система объективного и предметного знания.

Научное познание отличается от обыденного по следующим признакам:

1) в науке выработаны специфические способы достижения истинности знания, начному знанию должны быть присущи системность и обоснованность.

2) наука применяет специфические методы (выделения и фиксации объектов научного познания); помимо знаний об объектах наука формирует знания о методах собственной деятельности

3) в науке существует система специфических ценностных и целевых установок (установка на поиск объективной истины, установка на получение нового знания)

4) наука предполагает целенаправленное формирование специалистов

Наука – особый социальный институт в структуре общества. На рубеже 19-20вв. сложилась единая система наука-техника-производство.

Социальные функции науки:

1. культурно-мировоззренческие (период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, зо время борьбы теологии и науки;

2. функция непосредственно производительной силы (эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного «земного» характера;

3. функция социальной силы — научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историческом порядке функции возникали и расширялись.

В начале 19 века основоположник философии позитивизма - французский философ Агюст Конт предложил следующую классификацию наук (нельзя путать последовательность): 1) математика, 2) астрономия, 3) физика 4) химия 5) физиология, биология 6) социология

По предметному принципу научные дисциплины подразделяются на 4 группы:

- науки общественные и гуманитарные, - естественные (науки о природе), - науки технические , - логико-математические науки

По целевой направленности науки делятся на: - фундаментальные, - прикладные: нацелены на применение результатов фундаментальных наук для решения как позитивных, так и социально-практических задач

Научное познание включает в себя: а) основание научного познания (философские основания науки, научная картина мира, идеалы и нормы научного познания); б) уровни: эмпирический и теоретический.


63. понятие о диалектической логике. Принципы диалектической логики.диалектическая логика, в отличие от формальной изучает мышление в двух аспектах: 1. Единство формы и содержания мысли и 2. Взаимодействие и развитие понятий.

Идея диалектической логики принадлежит Георгу Гегелю. Изложены в «Наука логики». Эти идеи получили воплощение в «Капитале» Маркса. В любой версии диалектической логики заложена следующая основная мысль: только в развитой теории отдельные понятия, входящие в эту систему, обретают свой конкретный точный смысл.

Диалектическая логика включает в себя два важнейших принципа:

1.принцип единства исторического и логического. Реализован в «Капитале» Маркса.

- историческое – описание фактического процесса становления и развития изучаемого объекта.

- логическое – теоретическая модель развитого и развивающего объекта во всех его существенных закономерных связях.

Суть принципа: логика объекта – история его становления, но представленная в основных существенных соотношениях.

2. восхождение от абстрактного к конкретному – важнейший научный прием научного исследования, состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия. Принцип восхождения – также движение от одностороннего, содержательно бедного знания к целостному, всестороннему осмыслению предмета мышления.

Этапы восхождения:

1) В исходном пункте предмет познания выступает как нерасчлененное целое, воспринимаемое непосредственно

2) Происходит выделение, обособление абстрактных определений предмета с помощью теоретического анализа.

По Гегелю: абстрактный – односторонне познанный, частичный, ущербный и конкретный – содержательно полный, всесторонне изученный.

3) Синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета. В итоге мы знаем предмет во всем многообразии взаимосвязей его отдельных сторон.

Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих многообразных определений (Маркс)

64. Теория научных революций.Вопросы проблемы развития науки ставятся в постпозитивизме – Томас Кун, «Структура научных революций».

Кун считает, что развитие науки проходит два этапа: эволюционный и революционный.

В рамках этой концепции наука – деятельность научных сообществ. Наука на эволюционном этапе – нормальная наука. Ее характеризует безраздельное господство определенной парадигмы.

Парадигма – модель, принятая профессиональным сообществом ученых и временно не подвергается сомнению. В парадигму входят: система ценностей, система языковых средств, система базисных категорий и идей, образцы научного объяснения и выполнения исследований.

В рамках одной парадигмы происходит приращение научного знания (критерий научного прогресса по Куну – количество решенных теоретических головоломок).

Научное сообщество состоит из тех людей, которые признают определенную парадигму и занимаются нормальной наукой.

Для господствующей парадигмы характерен иммунитет, т.е. невосприимчивость к аномальным фактам (фактам, которые не укладываются в рамки существующей парадигмы). При этом ученые фиксируют аномальные факты и, когда их количество становится достаточно большим, то ряд ученых теряет доверие к старой парадигме и пытается найти контуры новой. Период кризиса в науке означает начала этапа научной революции.

Научная революция характеризуется распадом старой парадигмы, конкурирующей между теориями, которые претендуют на звание новой парадигмы, и победы одной из них. Победа новой парадигмы означает начало нового этапа нормальной науки.

Идея Куна о несоразмерности парадигм. Критерии рациональности и научности специфичны для каждой парадигмы.


65. становление понятия «материя» в истории философии. Атрибуты материи

Этапы развития представлений о материи:

- субстратный: материя понимается как первовещество. Субстрат – это совокупность вещественных элементов, взаимодействие которых обуславливает многообразие вещей и их свойств (ранняя греческая философия)

- субстанциально-динамический (характер для философии 17 – 18вв): материя понимается как взаимодействие тел

- информационная модель определения материи, в которой раскрывается феноменальный смысл понятия материи: в самом начале 20в в связи с развитием естествознания появилось такое философское понятие как эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Эмпириокритицизм занимается критикой опыта. Эмпириокритицизм – это второй период в развитии философии позитивизма. Представители эмпириокритицизма выступали против понятия материи. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» сформулировал определении материи.

Материя – это философская категория для обозначения объективно реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Говоря о материи, не следует забывать подходы Платона и Аристотеля.

Атрибуты материи – это неотъемлемые, необходимые, существенные свойства материи. К ним относятся: движение – это способ существования материи; пространство – время; системность (структурность); отражение.

Движение как способ существования материи, охватывает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы (Энгельс). Основные свойства движения: - объективность; - всеобщность; - неуничтожимость: движение в количественном и качественном отношении сохраняется; - абсолютность: движение абсолютно, а покой относителен. Понятие форма движения материи введено Энгельсом – это движение, охватывающее такие явления, которые обладают качественным единством и подчиняются одним и тем де закономерностям. Современная классификация форм движения: - физическая; - химическая; - биологическая; - социальная

В истории философии оформились два подхода трактовки пространства и времени в объективном смысле:

- субстанциальная концепция (И. Ньютон): пространство и время это самостоятельные независимые друг от друга сущности; свойства пространства и времени не зависят от протекающих на их фоне материальных процессов

- реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн): пространство и время это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами.

Диалектико-материалистический подход заключается в том, что содержание пространства – времени образуют материальные процессы (движущаяся материя), характер этих процессов и определяет основные свойства пространства – времени.

Пространство и время настолько взаимосвязаны, что не могут существовать друг без друга.

Всеобщие свойства пространства – времени: - объективность;- всеобщность; - неразрывная связь с движением, зависимость пространства – времени от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - единство прерывности и непрерывности в структуре пространства – времени

Пространство – это структура сосуществования. Свойства пространства макромира: - протяженность: способность объекта иметь размеры, - однородность: отсутствие выделенных точек, - изотропность: равноправие всех возможных направлений

Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность сменяющих друг друга событий. Свойства времени макромира:длительность, одномерность, однородность, необратимость

В современной науке сформировались две противоположные позиции: - признание объективного существования, так называемых, не физических форм пространства – времени: биологическое пространство и время, социальное пространство и время - отрицание объективного существования подобных форм

Проблема материального единства мира: - субстанциальный: всеобщая взаимосвязь материальных явлений, - атрибутивный: на всех уровнях организации материи присущи одни и те же атрибуты, - генетический: материальные явления порождаются материальными явлениями, - номологический: существуют законы, охватывающие своим действием качественно-различные уровни действительности

Наши рекомендации