Как в целом можно охарактеризовать китайскую философию?
Выделяется четыре периода развития китайской философии:
1) древний (XI – III вв. до н. э.);
2) средневековый (III в. до н. э. – XIX в.);
3) новый (середина XIX в. – 4 мая 1919 г.);
4) новейший (с 1919 г. – по настоящее время).
Китайскую философию можно охарактеризовать двумя словами: | |
гармония | традиция |
И в даосизме, и в конфуцианстве красной нитью проходит идея гармонии с природой и всеобщей взаимосвязи. Мудрость черпается именно в этих понятиях, без которых немыслима гармоничная жизнь. Китайцы черпают вдохновение в ощущении гармонии происходящего. | Другой чертой является приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения становится сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущим поколением. Накопленная мудрость берется за основу, что порождает социальную стабильность. |
Китайская философия насчитывает более чем два с половиной тысячелетия. К 221 г. до н. э., когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причем основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н. э. Поэтому рассмотрим две крупнейшие философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.
В чем заключается особенность морально-этического
Учения Конфуция?
Конфуцианство– это морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в государстве и в мире.
Основателем конфуцианства был древнекитайский философ Конфуций (Кун-фу-цзы) (551 – 479 гг. до н. э.). Огромный вклад в становление этого учения внес последователь Конфуция Мэн-цзы(372 – 289 гг. до н. э.).
Основным текстом конфуцианства является «Четверокнижие», включающее сборник речей Конфуция «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также книги «Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великое учение».
Сущность учения Конфуция кратко можно передать следующим образом:
1) афоризмом о том, что «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»;
2) идеей, согласно которой все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их.
3) идеей, сущность которой в том, что идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.
4) учением о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.
Этико-философская концепция конфуцианства строится на трёх ключевых понятиях:
1) Тянь (небеса). Ощущение мирового порядка, духовная цель человечества. Правитель Китая именовался тяньцзы (сыном неба), т.к. его основной обязанностью было поддержание миропорядка. Свое учение о личных достоинствах и общественном устройстве Конфуций считал небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со вселенной. Однако он не допускал никакого бесплодного теоретизирования по поводу тянь; человек должен был просто осознать свою цель и воплощать ее в жизнь. По мнению Конфуция, мы живем во вселенной, существующей согласно определенному порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти законы. Как только человек осознает это правило, он встает на небесный путь. В данном случае путь является переводом термина Дао, который стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве.
2) Чжэн (гуманность, человечность). Смысл данного понятия Конфуция пояснял так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Человеколюбие – это почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.
3) Ли (соблюдение ритуала: обрядов, порядка, традиций). Человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование общества невозможно. Данный принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция – благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни.
В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жалобы, с которыми к нему обращались в соответствии с традиционными основами общественной жизни.