Притча о человеческой душе и о теле
Модуль 1. История философии
Тема Древняя философия
Анализ текста
Диалог Будды с его учеником о душе и реинкарнации[1]
Ученик: Веришь ли ты, Учитель, что душа возрождается и эволюционирует в течение жизни и что согласно закону кармы она пожинает то, что посеяла? Я тебя спрашиваю об этом потому, что, как мне сказали, согласно твоему учению душа не существует, и что твои последователи стремятся к полному уничтожению “я”, как высшей радости нирваны. Если же “я” осталось только комбинацией элементов, то при смерти “я” должен разложится и исчезнуть. Если “я” есть только комбинация идей, мыслей, чувств и желаний, то, что же будет со мной, когда разложится мое тело? Где же есть эта бесконечная радость, о которой говорят твои последователи - просто пустое слово без всякого смысла - иллюзия. Когда размышляю над своим учением, я вижу только “ничто”, уничтожение, не существование, как конечную цель человека. Мне кажется, что ты проповедуешь высокое учение, но я не вполне понял его. Итак, разреши мне еще вопрос: Если не существует души, то как может существовать бессмертие? Если прекратить активность души, тогда прекратятся и наши мысли.
Будда: Наша способность мыслить исчезнет, но наши мысли продолжают существовать. Исчезнет размышление, но останется знание. Если человек желает ночью написать письмо, он зажигает свет, пишет письмо, а когда оно написано, тушит свет. И хоть свет потушен, но осталось написанное письмо. Так и размышление прекращается, но остается опыт, знание, и таким образом, продукт наших добрых действий не утрачивается.
Ученик: Скажи мне, Учитель, что будет с моей личностью, когда она разложится на составные части. Если мои мысли исчезнут и моя душа станет уже не моей, что же это за личность, дай мне объяснение.
Будда: Представим человек, который чувствует также, как думает, как и ты, действует, как и ты. Будет ли он тоже само, что и ты?
Ученик: Нет. В моей личности есть нечто, что ее полностью отличает от других личностей. Может быть, другой человек, который чувствует, думает, действует и даже называется, как я, но он не будет я.
Будда: Правильно, этот человек не будет тобой. Твоя личность природа не заключается в материи, из которой создано твое тело, а в форме или конфигурации твоего тела, в твоих чувствах и твоих мыслях. Твоя личность есть комбинация элементов. Ты существуешь повсюду, где находится эта комбинация. Таким образом, ты признаешь в известном смысле ты признаешь в известном смысле тождественность с собой той твоей личности, существование которой продолжается в зависимости от твоей кармы (то есть предыдущих поступков). Как же следует назвать это продолжение существования, смертью ли или уничтожением, или жизнью, или продолжением жизни?
Ученик: Должно назвать жизнью или продолжением ее, ибо это продолжение моего существования. Но что меня беспокоит, это продолжение моей личности, т.к. всякий другой человек, будет ли он тождествен со мной или нет, есть личность совершенно другая.
Будда: Насколько сильна у тебя привязанность к личности. Но это и есть твоя ошибка, которая тебе причиняет беспокойство. Кто привязан к личности, должен пройти многие рождения и смерти. Ты будешь умирать постоянно, ибо природа личности есть непрерывная смерть.
Ученик: Как это?
Будда: Где находится твоя личность? Личность, которую ты так почитаешь, меняется беспрерывно. Много лет тому назад ты был ребенком, потом юношей, а теперь ты мужчина.
Ученик: Я вижу мою ошибку, но все же для меня еще не все ясно. Мне кажется несправедливым то, что другие пожнут то, что я сейчас имею.
Будда: Неужели ты не понимаешь. Что эти другие личности есть ты сам. Ты, и никто другой, пожнешь то, что сеешь. Ни в высотах неба, ни в недрах земли ты не скроешься от результатов твоих действий.
Тема: Философия Киевской Руси
Кирилл Туровский
Притча о человеческой душе и о теле