Введение. Дисциплина: «Основы философии»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Основы философии»

Студентка Лыжина Юлия Михайловна
Курс Группа 64
Специальность     Преподаватель 050144 «Дошкольное образование» Е.В. Сорокина    
   
   

Архангельск 2014

Введение

1. Философия и мировоззрение

Существует три типа мировоззрения:

А) Мифологический тип мировоззрения - это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в одухотворении окружающего реального мира.

При данном типе мировоззрения мир рассматривается с антропоморфной точки зрения, то есть с точки зрения человека.

Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.

Мифологическое мировоззрение выражается в символах.

Б) Религиозный тип мировоззрения.

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удваивании мира на мир реальный и мир божественный.

Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.

Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

В) Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.

В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.

Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.

Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.

Философия - «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной[1].

2. Философия как форма познания

Одна из задач философии применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания природы самого познания, выявлении его форм, структуры и типологии. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и уровней знания сводилось в основном к выделению «чувственного» и «рационального (логического)» познания. Объективно такой подход был оправдан, ибо без ощущений, без чувственности невозможно никакое познание действительности, равно как и без соответствующей мыслительной, логической обработки полученных результатов.

Развитие теории познания подтвердило значимость и других способов получения знания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Существуют и другие подходы.

Что же такое чувственное и рациональное?

В понимании и объяснении чувственной природы познания многое сделали сторонники сенсуализма. Ведущую роль в познании они отводили чувственности – ощущению и восприятию. В соответствии с этим ощущения являются источником знаний.

Ощущение – исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Механизм ощущений более углубленно стал изучаться с появлением науки психофизики, именно с ее помощью была установлена минимальная интенсивность действия раздражителя, необходимая для получения ощущения – нижний и абсолютный пороги.

Исходными предпосылками познания ощущения становятся только в процессе восприятия.

Восприятие - это такое отражение человеком (и животным) предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. Восприятие человека формируется в процессе практической деятельности на основе ощущений. По мере индивидуального развития и приобщения к культуре человек выделяет и осознает предметы путем включения новых впечатлений в систему уже имеющихся знаний.

3. Основной вопрос философии

Вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному.

Это также вопрос о том, что считать материальным, а что духовным.

Формулируя основной вопрос философии, диалектический материализм исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному[2].

Наши рекомендации