Тринитарные аспекты в творениях святого Иринея Лионского

В целом для христианства второй пол. 2 века характерны след. особенности Триадологии:

ü О Боге говорится в апофатических терминах: Бог непознаваем, беспределен, недосягаем…

ü Мало упоминается о Третьем Лице Троицы – Святом Духе, иногда отождествляется Второе и Третье Лица Святой Троицы.

ü Характерна склонность к субординатизму.

ü В бытии Логоса выделяется некий пограничный пункт – творение мира (св. Иустин Философ говорит о Логосе внутреннем и Логосе изреченном), что подразумевает изменяемость Его бытия (изменяемость подразумевает несовершенство).

ü В употреблении уже был термин «Троица» - впервые встречается в творениях св. Феофила Антиохийского (в греч. письменности) и Тертуллиана (в латинской письменности).

В учении о Троице св. Ириней основывается на Триадологии своих предшественников – апологетов, но привносятся: а). Особенности малоазийского богословия (для малоазийского богословия характерна идея строгого единства Отца и Сына); б). Особенности, обусловленные антигностической напрвленностью (гностики разделяли простое существо Бога: каждое свойство Бога олицетворялось ими в отдельном существе-личности – эоне).

Главная особенность Триадологии св. Иринея, обусловленная антигностической направленностью – немногословность в учении о Троице: он обращает внимание, что тайна Троицы непостижима для человеческого ума (это девиз всей Триадологии св. Иринея). Он отказывается от всяких объяснений в области Личных свойств Лиц Святой Троицы – это непостижимо (в отличие от гностиков, которые уверенно рассуждали о процессе рождения Сына от Отца, «как будто они при этом были акушерами»).

У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который близок к учению великих отцов IV в. Но в контексте II в. она была весьма примечательным исключением, и даже в течение III в. она далеко не успела стать общепринятой. Читая св. Иринея, можно подумать, что он писал после I Вселенского Собора — настолько его концептуальные построения были необычными для его времени. Конечно, в первую очередь, такой “современностью” его творений для посленикейского богословия объясняется довольно хорошая сохранность его творений — весьма необычная для богословских произведений отцов II в.

У св. Иринея совершенно однозначно различаются в Троице Отец, Сын и Святой Дух. Становится совершенно невозможным отождествление Сына и Духа — тогда как среди современников св. Иринея мы едва ли найдем хотя бы одного, который бы их не отождествлял. У св. Иринея впервые слова, обозначающие имена Лиц Святой Троицы — Отец, Сын и Дух Святой, — окончательно становятся понятиями в нашем смысле слова, то есть, имеющими какой-то свой смысл безотносительно к тому, говорим ли мы о Боговоплощении и Откровении Бога или же нет.

Современники св. Иринея, не говоря уже о предшественниках, излагали учение о Боге только в связи с Его откровением к людям и, особенно, в связи с Боговоплощением. Триадологическая полемика с гностиками потребовала от Церкви учения о Боге безотносительно к Его откровению. Первый и весьма решительный шаг тут был сделан св. Иринеем. У него еще нет учения о Боге безотносительно к откровению вообще — такого учения нужно будет ждать до второй половины IV в. (до Великих Каппадокийцев). Однако, сами главные категории троичного богословия — именования ипостасей — определяются им уже безотносительно к откровению. У св. Иринея значение имени “Сын”, равно как и имени “Дух”, более не зависит от факта Боговоплощения. Ему важно утвердить, что за этими именами стоят разные реальности — хотя и в едином и единственном Боге.

Важнейшее определение дано в ПЕ 4,38,3: “действует Бог (имеется ввиду Отец) через Сына в Духе Святом”. “Отец носит вместе творение и Свое Слово, а Слово, носимое Отцом, подает Духа всем, соответственно воле Отчей <...>. Превыше всего — Отец, и Он — глава Христа; чрез все — Слово, и Оно — глава Церкви; во всем — Дух, и Он есть вода жива, которую Господь подает всем православно верующим в Него и любящим Его”. Это потом будут повторять другие святые отцы, напр., св. Кирилл Александрийский в V в. Подобные формулировки св. Иринея были непосредственно вдохновлены св. Феофилом. Это особенно заметно в случае ПЕ 4,20,1: “Отец всегда имел при Себе Слово и Премудрость — Сына и Духа, — Которыми и в Которых Он свободно сотворил всё”. Ср. у св. Феофила ( 2 Авт., 15), где дается определение вводимого им термина “Троица — Бога, и Его Слова и Его Премудрости”. Св. Ириней последовал за св. Феофилом в именовании Духа Премудростью, но, в отличие от св. Феофила, у него уже станут невозможными фразы наподобие “Сын, Иже есть Дух”.

Итак, заимствованная от св. Феофила концептуальная форма — сама по себе, еще тогда весьма новая — наполняется у св. Иринея еще более новым содержанием. Однако, когда мы тут говорим о новизне, не следует думать, будто существенно новым было богословское учение как таковое. Новыми были только его концептуальные формы, которые потребовались в связи с новыми запросами времени.

Св. Ириней отвергает учение апологетов о Логосе внутреннем и Логосе изреченном и говорит, что такое представление ведет к признанию изменяемости Бога. Св. Ириней подчеркивает мысль о совечности Отца и Сына и Их неизменяемости.

Он определяет Божество как совокупность всех идеальных свойств.Отсюда также следует вывод о невозможности какого-либо развития или изменения в жизни Божества.

На основе богословских рассуждений о совечности и неизменяемости Отца и Сына св. Ириней впервые в христианской письменности говорит о вечном рождении Сына от Отца.!!!!!!!!!

Но также богословие св. Иринея сохраняет черты, характерные для Триадологии всех апологетов:

ü Как и предшественники св. Иринея о Существе Божием говорит в апофатических терминах

ü Сохраняются некоторые черты субординатизма: Сын «получает господство и власть от Отца», «подчинен Отцу», является «Слугой Отца» (так считает И.В. Попов, но это спорно).

ü Представление о Святом Духе как орудии Божиего Откровения в мире. В целом рассуждениям о Святом Духе св. Ириней, как и все апологеты, уделяет немного внимания. Особенностью Пневматологии св. Иринея является то, что он говорит о святом Духе, главным образом, в рамках сотериологии: подчеркивает, что Святым Духом усвояются человеку плоды искупления, в человеке через наитие Святого Духа возрождается подобие Божие.

Т.о., отличительные черты триадологии св. Иринея: непостижимость тайны Св. Троицы, Единство Отца и Сына, основанное на вечности и неизменяемости Бога (Божественность Логоса, Его вечное раждение от Отца).

4. Сотериология

Представлена в противовес гностикам (цель гностических доктрин – спасение)

В основе сотериологии гностиков – дуализм: спасение состоит в освобождении духа от власти материи. В этом гностики и видели миссию Христа. Соответственно, они не могли признать реальности Боговоплощения и реальности крестных страданий Спасителя.

Антропология св. Иринея служит ключом к пониманию его учения о Воплощении, искуплении и спасении:

Образ и Подобие: В отличие от позднейших отцов Ириней утверждает, что образ Божий находится не только в душе, но и в теле человека: быть по Образу Божию, значит быть по Образу Бога Слова Воплощенного. Жизнь «по Подобию» человеку сообщает Святой Дух, соединяющий человека с Богом.

Состав человеческой природы: В противовес гностикам он утверждает, что ни душа, ни тело в отдельности не составляют целого человека, но являются только его составляющими: «Ибо, ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека; ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком. Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека. И поэтому Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: "Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5.23)» (ПЕ 5, 6,1). Т.о. человек спасается в единстве духовной и телесной природы. Трихотомист: человек состоит из тела, души и Духа. Дух в человеке – то, что делает человека Подобным Богу (грехопадение – утрата Подобия, т.е. утрата залога Духа Святого). Предлагаемая Иринеем схема очень динамична, каждый элемент в ней несет свою особую функцию: духу принадлежит господство над телом, душа же подвижно располагается между ними; чем ближе к духу «поднимается» душа, тем больше человек приближается к Богу, чем ниже она «спускается», тем ближе человек к животному.

Грехопадение: необходимость спасения связана с грехопадением прародителей. Ириней описывает, что произошло с прародителями в раю. В основе грехопадения лежат: 1. Свободная воля человека – он впервые проявил непослушание к Богу. 2. Обольщение со стороны диавола («глава и вождь греха»).

Последствия грехопадения: Потеря человеком залога Духа Святого, дающего бессмертие (человек стал жить не «по Подобию»), результат чего – отчуждение человека от Бога, превращение в «сосуд власти диавола» и смерть

Т.о. человек впал в аномальное состояние – изменилась природа человека: «Ибо вместе со вкушением они приняли и смерть, потому что вкусили в непослушании, непослушание же Богу приносить смерть. Поэтому, с того времени они были преданы смерти, сделавшись ее должниками… Он утратил естественное свойство и детское расположение и пришел в понимание худшего. Через непослушание потерял одежду святыни, какую имел от Духа».

Грехопадение прародителей отразилось на всем человечестве: основание наследственной передачи греха – единство плоти, связывающей Адама с его потомками («И во гресех роди мя мати моя»). В преступлении Адама Ириней видит врата, через которые грех вошел в человеческий мир, внес порчу в человеческую природу и сделал весь род Адама подвластным греху и смерти. Т.о. все человечество – в аномальном состоянии и нуждается в спасении. Н.З.: Рим. 5:12: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Спасение – возвращение человеческой природы в изначальное состояние – исцеление человека.

Почему Бог спасает человека: диавол – источник зла – не является самостоятельным, независимым о Бога. Он неизбежно обречен на поражение в противостоянии Богу, Если бы человек не мог быть возвращен к Богообщению – это бы значило, что Бог не всемогущ.

Возможность спасения коренилась и в нравственном состоянии павшего человека. Ириней считает, что прародители испытывали покаяние: он приводит свой комментарий библейского сюжета: «Ибо обольщенный другим под предлогом бессмертия, он тотчас объемлется страхом и скрывается не так, как будто бы мог избегнуть Бога, но смущенный тем, что, преступив заповедь Его, он недостоин явиться пред Бога и беседовать с Ним. "Страх же Божий есть начало премудрости" (Пр. 1.7; 9.10); сознание преступления произвело раскаяние, а раскаивающимся Бог дарует Свое милосердие. Ибо (Адам) на деле показал свое раскаяние чрез препоясание, покрыв себя смоковничными листьями? … Он… сделал одеяние, соответственное с его непослушанием, пораженный страхом Божиим; и укрощая сильное стремление своей плоти надел узду воздержания на себя и на свою жену, боясь Бога, и ожидая Его пришествия: Поелику - говорил он - я чрез непослушание потерял одежду святыни, какую имел от Духа, то сознаю теперь, что я достоин такой одежды, которая не доставляет никакой приятности, но колет и уязвляет тело. И он всегда бы носил эту одежду, смиряя себя самого, если бы милосердый Господь не облек их одеждами кожаными вместо смоковничных листьев» (ПЕ 3,23,1).

Т.о. Бог проявляет милосердие по отношению к павшему человеку, а не наказывает его. «Бог проклял не самого Адама, но землю в отношении к его делам, как некто из древних сказал: "Бог перенес проклятие на землю, чтобы оно не осталось на человеке"».

Боговоплощение.

Необходимость Боговоплощениея:

Ослабленный грехом человек не мог уже не грешить и не мог возвратиться к Богу, т.е. не мог самостоятельно восстановить утраченное Богоподобие. Это мог сделать только Бог, но не нарушая свободной воли человека. Поэтому Бог Сам становится человеком.

Сущность спасения через Боговоплощение: СпасениеИриней понимает как возвращение к первозданному состоянию – возвращение человеческой природе свойств, утраченных при грехопадении. А это возможно только при соединении человека с Богом – что и происходит во время Боговоплощения: Божественная нетленная природа, оставившая человека после грехопадения вновь соединяется с человеческим естеством и восстанавливает его в первозданной чистоте. Т.о., Боговоплощение – неотъемлемый центральная идея спасения – исцеления человека от греха, сущность спасения. «Слово Божие обитало в человеке, чтобы приучить человека принимать Бога, и Бога - обитать в человеке».

Ириней обращает внимание, что Спаситель должен быть обязательно Богочеловеком. Если Христос только человек (так говорили евиониты «Христос обычный человек, родившийся от Иосифа») – то человеческая природа остается прежней, без изменений. Если Он только Бог (так говорили гностики) – то Его Божество никак не влияет на человеческую природу.

Но это могло произойти только без нарушения свободной воли человека. Приготовление человечества ко спасению – вся ВЗ история. ВЗ – цепь промыслительных действий (в отличие от гностиков, различавших Бога ВЗ и Бога НЗ. Ириней обр. внимание на единство двух Заветов). Явление архангела Гавриила Деве Марии – испрашивание человеческого согласия на спасение.

Ириней первым высказал мысль о связи Боговоплощения с обожением человека. «Слово Божие сделалось тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он». Ириней не затрагивает вопроса об образе соединения во Христе двух природ, но его сотериологическое освещение этого вопроса имело важное значение в будущих спорах.

Наши рекомендации