Проблема человека в истории философии
Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, оцениваем его и намечаем цели своей деятельности. Понимание человека и его места в мире определяет нашу мировоззренческую ориентацию, а, значит, и способ решения тех или иных проблем.
У античных мыслителей образ мира космоцентричен.
Космоцентризм – основная черта античного мировоззрения: древние греки считали мир живым, одушевленным космосом физических тел, а человека – его частью.
Греки используют понятие «душа», но понимают под ней нечто квазителесное, скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. При этом душа может трактоваться материалистически (согласно Демокриту, она состоит из легких огненных атомов) и идеалистически (душа-идея у Платона). Душа распределена по всему телу, значит, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, стрелять из лука, бороться. Прекрасному телу соответствует прекрасная душа, поэтому становится понятно изумление греков перед феноменом Сократа: знаменитый мудрец обладал не очень привлекательной внешностью.
Средневековый образ мира теоцентричен.
Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения: источником и первоосновой мира считается бог.
Человек не верит в себя, он верит в бога. Потусторонний мир – главное, а наш земной мир – это только этап движения к богу. Средневековый образ человека резко делится на бессмертную душу и смертную плоть. Душу нужно совершенствовать, упражнять, а тело необходимо уничижать: ограничения для тела нередко выливались в пренебрежение к нему и даже истязания (посты, ношение власяницы или вериг, самобичевание и т.п.). Хотя следует отметить, что в христианстве существует идея о том, что человек создан «по образу и подобию божьему», значит, облик человека тоже должен почитаться.
В эпоху Возрождения мировоззрение антропоцентрично.
Антропоцентризм – основная черта мировоззрения эпохи Возрождения, где человек стоял в центре мира и считался подобным Богу своей способностью творить.
Бог отодвигается на второй план, человек начинает всматриваться в самого себя. Мыслители этого времени говорят о богоподобии человека – ведь он тоже может творить. Такое преклонение перед человеком привело к разным последствиям: с одной стороны появилась целая плеяда титанов Возрождения, замечательных творцов и мыслителей (вспомним Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарку и др.), с другой стороны – вереница беспринципных и беззастенчивых эгоистов, не останавливающихся ни перед чем в достижении своего благополучия и власти (семейство Борджиа).
В Новое время с его культом рационализма образ человека снова меняется. Главной сферой человеческой деятельности считается познание, основное, что отличает человека от животных – его разум, а тело – только машина, автомат. Мышление – единственная очевидная реальность, непосредственно нами воспринимаемая, отталкиваясь от этого, мы приходим к пониманию мира. «Мыслю – следовательно существую,» - провозглашает Р. Декарт.
В 19 веке основное внимание начинает уделяться деятельностной природе человека. Человек не сводится к сознанию, это лишь одна из способностей целостного человека. Идеалист Гегель главной деятельностью человека считает деятельность мышления, а материалисты Л. Фейербах и К. Маркс таковой считают предметную деятельность. Только преобразуя мир, человек познает его и изменяет себя и общество. Животное тоже изменяет мир самим фактом своего существования, но имеются существенные различия: животное не производит, а человек производит; животное действует сообразно мерке и потребности своего вида, а человек способен действовать по мерке любого вида; животное действует в соответствии с физической потребностью, узко утилитарно, а человек – универсально, его потребности далеко уходят от только физических. В результате мы можем заключить, что животное тождественно своей жизнедеятельности, оно не выходит за пределы природно-биологического круга, а человек делает свою жизнедеятельность своим предметом, его деятельность свободна и сознательна. Человек – не вещь среди вещей, но субъект – творец мира и самого себя, творит он не произвольно, а в рамках заданных природой и историей обстоятельств.
В 20 веке интерес к человеку не уменьшается: появляются новые философские направления, которые исследуют ранее остававшиеся в тени стороны жизнедеятельности человека. Фрейдизм обращает внимание на роль сферы бессознательного, экзистенциализм изучает эмоциональные структуры повседневного существования. Представители философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен и др.) обратились к проблеме человека как природного существа. Совершенен ли он? И обнаружили, что человек плохо укоренен в природе, природные инстинкты и социальные требования зачастую противоречат друг другу, разум во многих случаях выступает как роковая сила, ведущая к несчастьям и т.д. Именно это природное несовершенство человека создает его уникальное свойство – открытость, незавершенность человека как создания, поэтому человек и способен преодолевать свою видовую ограниченность.
Как же возникло такое необычное существо?