Природа, специфика и функции категорий философии

Исходный тезис этой лекции может быть сформулирован так: каждый человек мыслит понятиями обыденного познания, а наука оперирует научным понятиями, или категориями.

Всякая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсенал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание сущности и свойств своего объекта. Сюда относятся исходные принципы как краеугольные положения данной науки, методы познания и категориальный аппарат (понятия). В эту систему входят и законы науки, представляющие собой итоги и выводы исследования.

С помощью своего понятийного аппарата наука проникает в «мир сущностей» и вскрывает основу (сущность) предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюдения. Категории и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутренние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной области внешнего мира. Категории – это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются в рамках обыденно мышления («стол», «дом», «одежда» и т.п.).

Философские категории являются фундаментальны­минаучными понятиями, поскольку на них опирается весь познавательный процесс. Они активно используют­ся во всехсферах научного познания. Эти категории от­ражают наиболее существенные свойства и закономер­ные связи окружающего человека мира.

Категории философии являют собой сложный синтеззнаний о мире, так как философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В.И.Ленин, когда писал следующее: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек вы­деляет, категории суть ступеньки выделения, т.е. позна­ния мира, узловые пункты в сети, помогающие позна­вать и овладевать ею».

Поскольку философские категории отражают единый и неделимый мир, то взятые вместе, они образуют собой некую систему(«сеть») понятий. В этой сети категории как формы («клеточки») и ступени нашего мышления органически взаимосвязаны, как и все стороны самого мира. Они вытекают друг из друга (например: «чело­век» — «личность» — «индивидуальность» и т.п.) и до­полняют друг друга («общество» и «природа», «причи­на» и «следствие» и т.д.). Система философских катего­рий представляет собой как бы портрет, теоретический образ внешнего мира, где человек занимает определен­ное место.

В системе категорий философии условно можно выде­лить несколько рядов,т.е. совокупностей категорий. Пер­вый ряд составляют универсальныекатегории, которые отражают («схватывают») внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как «бы­тие», «материя», «время» и др., которые раскрывались в предыдущих темах лекций. Второй ряд составляют част­ныефилософские категории, отражающие отдельные сфе­ры, грани мира. К ним относятся такие понятия, как «об­щество», «человек», «познание» и др.

Первые попытки анализа и систематизации философ­ских категорий были предприняты античной философией. Наиболее развитое для того времени учение о категориях создал Аристотель. Составленная им таблица включала в себя 10 категорий философии — «сущность», «количест­во», «качество», «отношение», «место», «время» и другие.

В Средние века учение о понятиях активно развива­лось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими течениями. Основной пред­мет спора между ними состоял в том, существуют ли об­щие понятия о вещах вне самих вещей (реализм), или же эти понятия есть всего лишь обозначения (имена) этих вещей, как это полагали номиналисты.

Творчество И.Канта явилось новым этапом в разви­тии представлений о природе и функциях философских категорий. Они рассматривались им как инструменты,с помощью которых человек обобщает и синтезирует ре­зультаты эмпирического познания. По определению Кан­та, категории — это некое «чистое», «подлинное» зна­ние. Он отдельно выделял и рассматривал категории, которые формируются и действуют на уровне чувствен­ного познания («созерцание», «опыт»), рассудочного мышления («анализ», «время», «движение») и разума («мир», «Бог» и др.). Кант предложил систему из 12 наиболее употребляемых в философии категорий — «единство», «реальность», «множество» и др. К числу высших понятийон отнес такие; как «мир», «Бог», «душа», которые являются, по мнению философа, пред­метом веры а не науки.

Г.Гегель предложил более подробную систему фило­софских категорий. Она должна выражать, по его убеж­дению, движение мысли от абстрактного к конкретному, «шествие» абсолютной идеи в мире. Эта система включи­ла в себя 21 категорию - такие, как «ничто», «становле­ние», «сущность», «отрицание», «противоположность», «противоречие», «взаимодействие», «причина», «следст­вие» и др. Учение Гегеля о философских категориях спо­собствовало утверждению в философии системного ме­тодакак важного проявления диалектического мышле­ния. Благодаря гегелевской классификации мир предстал как некое единое и динамичное целое, в котором все взаи­мосвязано и взаимообусловлено, вытекает друг из друга.

В марксизме философские категории рассматривают­ся как результат обобщения опыта практической и по­знавательной деятельности человека. К числу наиболее важных марксизм относит такие, как материя, развитие, общество, противоречие и др. Все они активно служат целям формирования диалектико-материалистической кар­тины мира.

Классификацияфилософских категорий выявляет три слоя понятий.

Первая группа(«ряд») включает в себя категории, которые выражают направленность познающего субъек­та на объект познания, или «объектно направленные по­нятия». К ним относятся такие, как «бытие», «материя», «пространство», «время», «причина» и др. Данные кате­гории отражают единый и динамичный мир, взятый вне и независимо от человека. В этом ряду следует выделить и категории диалектики,такие, как «связь», «взаимо­действие», «изменение», «движение», «развитие», «от­рицание» и т.д. С их помощью философия исследует вза­имосвязи и процессы развития в материальном мире.

Вторая группа(«ряд») представлена такими катего­риями, которые выражают духовный мир человека как существа разумного и творческого. Это — «субъективно направленные», или смысложизненные категории. К ним относятся такие, как «цель», «идеал», «вера», «надеж­да», «любовь», «свобода», «смысл жизни человека», «смерть», «бессмертие» и другие. Данный ряд категорий наиболее точно и глубоко характеризует человека как существо не только познающее, но и самопознающее. Они раскрывают и особое признание человека в мире — тво­рить по законам красоты, любви и добра.

Третья группа(«ряд») — это такие категории, кото­рые выражают одинаковую направленность как на объект (мир) так и на субъект (человек), или «равно направ­ленные». Они раскрывают духовно-практическую деятель­ность человека, активное познание им окружающего мира и преобразование его. Этот ряд представлен категориями процесса познания («истина», «заблуждение», «знание» и др.) и практики («деятельность», «труд», «техника» и т.д.).

Характеризуя функции философских категорий, сле­дует в первую очередь выделить следующие.

Мировоззренческая означает, что философские ка­тегории есть те формы, в которых синтезировано (вопло­щено) обобщенное знание о внешнем мире и месте чело­века в нем. Без них невозможно формирование теорети­ческой картины мира. С их помощью этот мир раскры­вается перед познающим человеком как единое и дина­мичное целое, как огромный Космос. Особую роль в со­здании философской картины мира играют такие древ­ние категории, как «бытие» и «материя», «природа» и «человек», «время», «пространство». Они дают возмож­ность в самом общем виде осмыслить вопрос о сущности мира и месте в нем человека.

Методологическая («эвристическая») функция предполагает, что категории выполняют поисковую роль в познании человеком мира. Категории — это как бы орудия и инструменты, находящиеся на стороне позна­ющего субъекта, в его интеллектуальном арсенале. Они задают человеку общую ориентацию в мире, угол зрения. Таковой может быть, например, нацеленность на познание мира как единого целого, а не суммы разрозненных вещей; изучение человека как существа деятельного и т.д. Философские категории ориентируют также на познание отдельных фрагментов бытия - на изучение причинно-следственных связей, логики развития общества и т.д. Кроме того, категории помогают мыслящему человеку определять и свое отношение к окружающему миру: любить или ненавидеть этот мир строить или разрушать его, выявлять смысл своего существования или отрицать на­личие такого смысла.

Логическаяфункция указывает на то, что категории любой науки, в том числе и философии, являются эле­ментами («клеточками») процесса научного мышления. Человек мыслит понятиями и категориями, и в этом тоже состоит его специфика и уникальность. Категории составляют структуру (строение, скелет) мыслительного процесса. Они присутствуют и в самом языке как знако­вой системе. Богатство мышления и языка зависит, следовательно, от применяемого в нем категориального (по­нятийного) аппарата.

Функция формирования духовной культуры обще­ствауказывает на то, что без научных и философских категорий невозможно складывание и функционирова­ние таких форм духовной культуры, как язык и наука, система образования и воспитания человека. Философ­ские категории есть как бы «кумулятивные узлы» этой культуры. Они концентрируют в себе предельно обоб­щенное знание, полученное в ходе всей истории познава­тельной деятельности человека. Без них невозможно раз­витие культуры мышления, т.е. способности познавать внешний мир и себя в нем, достигать максимальной пол­ноты этого знания.

Практическая,или «технологическая» функция фи­лософских категорий состоит в том, что их разработка и усвоение человеком помогают ему овладевать внешним миром практически. Подчинение мира своей власти про­исходит с помощью знаний о нем, например, знания о причинно-следственных связях в природе, о сущности вещей и процессов. Освоение философских категорий есть, следовательно, необходимое условие для сознательнойдеятельности человека.

Наши рекомендации