Инструкция. Первый этап.Группы работают отдельно друг от друга
Первый этап.Группы работают отдельно друг от друга. Каждая готовит список из 16 прилагательных, которые как можно точнее характеризуют другую группу. Первые восемь из них должны быть положительными, они облегчают и делают приятным взаимодействие с этой группой. Остальные восемь будут описывать негативные качества группы, которые усложняют взаимодействие и делают его напряженным.
Каждая группа выберет одного представителя, назовем его спикером, который запишет список прилагательных на большой лист бумаги и зачитает его, когда обе группы соберутся вместе. На это отводится 45 минут.
Второй этап. Теперь спикеры по очереди продемонстрируют плакаты со списком и зачитают 16 прилагательных. Обычно другая группа яснее видит то, что вам трудно оценить у самих себя. После того как оба спикера зачитают списки, пусть все участники минуты две подумают о том, что услышали.
Третий этап. Мы все остаемся в этой комнате и работаем в мини-группах по четыре человека. В каждом квартете должны быть представлены по два человека из той и другой команды. Так у вас появится возможность все спокойно проанализировать. У вас будет целый час, чтобы обсудить то, как вы видите друг друга. Поговорите о том, что поможет вам лучше понять друг друга, что, возможно, стоит поменять, что может сделать каждая группа, чтобы облегчить взаимодействие. (60 минут.)
Четвертый этап. Для подготовки к последнему этапу каждый из вас на листе бумаги запишет, что он узнал из обмена мнениями, какие выводы сделал сам лично. Пожалуйста, не пишите на листе свое имя. Потом я соберу ваши записи и зачитаю их. (10 минут.)
Теперь я начну зачитывать ваши записи. С их помощью вы сможете определить, насколько мы продвинулись в процессе обмена информацией. Выслушав все впечатления, мы придем к выводу, есть ли темы, которые следует тщательно обсудить. Вместе мы подумаем, нужно ли планировать определенные действия, чтобы решить в ближайшем будущем пока еще существующие проблемы между группами...
Могут быть обсуждены оставшиеся открытыми вопросы и пожелания. Участники обеих групп должны знать, что эта встреча — не последняя возможность «сломать барьеры», а лишь начало конструктивного взаимодействия.
Примечание. В подходящие моменты напоминайте, как сложно составить адекватный образ другой группы. Сложившиеся у нас представления о других легко могут стать барьером для взаимодействия. Поэтому прямой контакт важен в первую очередь для того, чтобы уточнить свое видение другой группы.
22. Секрет сотрудничества
Эффективное сотрудничество возможно только тогда, когда партнеры хорошо понимают друг друга. Конечно, важно, чтобы рабочие цели были ясны каждому из партнеров, но этого недостаточно.
Каждый сотрудник должен уметь придерживаться подходящего ему рабочего ритма, чтобы как можно полнее использовать свои ресурсы. Одновременно ему надо развивать в себе умение чувствовать рабочий ритм партнера. Каждый из нас работает с разной интенсивностью. Наверное, невозможно найти двух человек с идентичными эмоциональными особенностями или интеллектуальными способностями. Поэтому партнеры должны учиться чувствовать, когда нужно сделать паузу, чтобы понять, на каких этапах работы они находятся.
Это упражнение дает всем участникам уникальную возможность научиться чувствовать партнера.
Материалы:бумага, карандаши.
Вступительное слово ведущего.Эффективное сотрудничество — это загадка. К важнейшим его предпосылкам, вероятно, относится уважение партнера, возможно, даже восхищение им. Позитивная установка по отношению к партнеру поможет нам стать более эмпатичными, что незаменимо для налаживания связей между нашим рабочим процессом и совершенно иначе протекающим рабочим процессом другого человека.
Эти «мосты» между нами и другими состоят из двух компонентов. Мы должны давать партнеру соответствующую информацию и собирать сведения о том, как он действует и как обрабатывает предоставленные ему данные.
В предлагаемом упражнении вы сами попробуете сделать это Инструкция.Сначала определитесь, с кем бы вы хотели улучшить ваши взаимодействия... Разбейтесь на пары и сядьте за стол. Один из вас — участник А, второй — Б.
В этом необычном процессе у каждого из вас будет своя роль. Вы сможете исследовать те важные аспекты процесса взаимодействия, с которыми вряд ли встретитесь в чистом виде в обычной жизни. Распределение ваших ролей выглядит так: в первом раунде участник А закрывает глаза и пытается нарисовать картину, которую задумал участник Б. Чтобы А сумел это сделать, Б будет руководить его действиями, но только при помощи слов. Он поможет А найти карандаш и точно скажет ему, с какого места он должен начинать рисунок.
У А больше нет никаких ориентиров, кроме указаний партнера, к тому же ему запрещено разговаривать. Естественно, что А может как-то общаться с Б, но только языком телодвижений. Б должен пытаться оценить возможности партнера и стараться давать ему ясные указания, помогая в этом сложном задании. И взависимости от того, насколько Б доверяет себе и партнеру, он может представить более простую или более сложную картину.
Вы оба должны автоматически обращать внимание на то, что чувствуете в данный момент: сложилась ли между вами атмосфера интереса, доверия, готовности к риску и творчеству? Чтобы у вас была определенная свобода взаимодействия, я не буду ограничивать вас временными рамками. Если Б решит, что картина готова, он просит партнера открыть глаза, и А сможет рассмотреть свое творение. Оба партнера вкратце могут поведать друг другу, что они чувствуют и думают в этот момент...
Теперь партнеры меняются ролями. Сейчас глаза закрывает Б, а участник А дает ему указания, решает, когда картина готова.
Б открывает глаза и смотрит на дело своих рук. Оба партнера могут выражать при помощи рисунков свои непосредственные впечатления. Затем каждый возьмет лист бумаги и запишет, какие впечатления он вынес из этого упражнения и какие выводы сделал. В заключение мы кратко подведем итоги всей группой.
Примечание. Вы должны быть готовы к тому, что некоторым парам потребуется минут 45, а другие справятся раньше.
Подведение итогов.Во время общего подведения итогов участники могут воспользоваться своими записями. Обратите их внимание на то, что во многих случаях готовых рецептов сотрудничества не существует. Каждый партнер уникален, и надо учиться все время подлаживаться под эту уникальность
23. Эксперт и новичок
От опытных участников команды мы с полным правом ожидаем, что они являются экспертами во многих областях. Они должны обладать отличными профессиональными навыками, не бояться принимать решения и уметь выбирать из множества вариантов наилучший. К тому же им не помешает и «социальная чуткость». Но нам надо помнить и о склонности старожилов команды раз за разом применять уже испытанные стратегии, даже для совершенно новых и часто не сравнимых с предыдущими ситуаций, — именно здесь и возникают сложности. Эксперты должны быть готовы к тому, чтобы забыть весь свой предыдущий опыт и рассмотреть ситуацию с совершенно новой точки зрения, даже с неким любопытством. Это справедливо в том числе для конкретных заданий, в решении которых члены команды должны сотрудничать друг с другом.
В данном упражнении, используя свое воображение, участники попробуют по-новому взглянуть на неожиданно возникшую для них проблему.
Материалы: бумага, ручки.
Вступительное слово ведущего. Иногда мы сталкиваемся с неординарными проблемами. В этот момент мы часто ищем в памяти похожие ситуации, припоминаем, как действовали тогда. Вспомнив «проверенную» стратегию, мы радуемся и пробуем применить ее и в этот раз. Если получилось, значит, обращение к прежнему опыту оказалось удачным. Но часто наш опыт только усложняет проблему. Тогда лучше забыть все, что мы знали по этой проблеме, и попробовать подойти к делу с позиции новичка.
Наш дух представлен в двух ипостасях: эксперта, владеющего выверенными рецептами и стратегиями, и новичка с его любопытством и способностью к обучению, которая, если мы на это
решимся, поможет встать на другую точку зрения и по-новому сконцентрироваться на проблеме.
Сказанное актуально и для проблем сотрудничества. Чтобы успешно взаимодействовать с другими, мы можем воспользоваться уже сформировавшимися навыками, но возникают ситуации, когда прийти к цели можно, только вооружившись любопытством и наивностью первопроходца.
Я хочу предложить вам упражнение, в котором вы попробуете пойти по второму путь — пути новичка.
Инструкция. Возьмите лист бумаги и запишите ассоциации, которые возникают у вас при слове «сотрудничество». Ключевыми словами вы можете обозначить проблемы сотрудничества, которые решали в прошлом. Не забывайте также записать и темы, которые занимают вас в настоящее время. (10 минут.)
А теперь сконцентрируйтесь, пожалуйста, на своей ипостаси эксперта по вопросам сотрудничества и отметьте, каково это — посмотреть на проблемы с другой стороны. Встаньте и пройдитесь по комнате... Вы можете взять листок со своими записями и сверяться с ними.
Углубитесь в свои знания о совместной работе и получите удовольствие от того, как много всего вспоминается вам. Время от времени подходите к кому-нибудь из коллег и сообщайте ему что-нибудь из своих знаний. Ваш партнер ни в коем случае не должен комментировать сказанное, он благодарит вас, и вы расходитесь в разные стороны. Радуйтесь тому, что в этой области вы дока. Обратите внимание на ощущения своего тела, на то, как вы дышите, держитесь, какое у вас выражение лица. (3—5 минут.)
А сейчас остановитесь там, где стоите. Затем снова начните ходить по комнате, только теперь думайте об интересующей вас теме с другой стороны, с точки зрения новичка. Лучше всего вспомнить какую-нибудь ситуацию из прошлого или настоящего, в которой у вас были или есть затруднения и которую вы не смогли или еще не можете разрешить, опираясь на свой опыт. Подойдите к одному из коллег и кратко расскажите ему об этой ситуации. Попросите его высказать свое мнение и дать вам совет. Забудьте обо всем, что знали или слышали об этой проблеме. Попытайтесь совершенно открыто, с ясностью в мыслях и наивностью новичка выслушать партнера. Попробуйте научиться чему-то новому.
А теперь вы снова ходите по комнате и концентрируетесь на проблеме взаимодействия, вспоминая ситуации из вашей жизни. Найдите кого-нибудь из команды, кто, по вашему мнению, не является экспертом в занимающей вас проблеме. Почувствуйте, как вы держитесь, дышите, каково выражение вашего лица, позвольте себе не знать ничего, а только быть любознательным и открытым. На эту часть упражнения мы отведем столько времени, чтобы у каждого из вас была возможность по меньшей мере один раз встать на точку зрения новичка. (10—15 минут.)
Остановитесь. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте пару глубоких вдохов... (1 минута.)
При каждом выдохе от вас уходят напряжение, ненужные мысли, все, что вас отвлекает; с каждым вдохом вы вбираете в себя светящуюся и искрящуюся энергию.
Дыша спокойно, вы позволяете энергии входить в вас и уходить напряжению...
А сейчас представьте, что вы находитесь внутри красивого просторного воздушного шара. Пусть он будет такой величины, чтобы вам не было в нем тесно, чтобы вы могли чувствовать себя уютно. Он должен быть не слишком большим, не слишком маленьким, а такого размера, чтобы вы могли в нем свободно дышать, чтобы вам было просторно.
Шар сделан из материала, не пропускающего энергию наружу. Стенки шара достаточно толстые. Они могут быть прозрачными, но крепкими и непроницаемыми.
Внутри шара находится ваша личная энергия. Она вытекает из вас и отражается от внутренней стенки шара, возвращаясь к вам. Находясь в этом шаре, вы можете прочувствовать свою сущность, свою силу и уникальность еще лучше. Вы не должны больше ничего делать. Просто расслабьтесь, дышите и ощущайте шар вокруг себя.
А теперь подумайте о ситуации из вашей жизни, ради которой вы хотели бы научиться лучше сотрудничать: представьте, что эта ситуация окружена собственным шаром соответствующего размера. Его стенки тоже прозрачны, так что вы полностью можете рассмотреть эту ситуацию. Как она выглядит из вашего шара? Какие краски, звуки, движения, формы и образы ассоциируются с этой ситуацией?
При рассмотрении этой ситуации у вас появилось первое впечатление, которое поможет вам лучше понять ее и найти к ней подход... (2 минуты.)
Мы делаем следующий шаг, позволив обоим шарам слиться в один.
Как это происходит? Что вы хотите сделать? Что могут сделать другие в этой ситуации? Что вы думаете по поводу этой ситуации и своего в ней участия?.. (2—3 минуты.)
А теперь, если вы хотите, отделите шары друг от друга. Пусть шар с ситуацией просто останется парить в воздухе.
Сделайте пару глубоких вдохов и позвольте собственному шару тихо растаять в воздухе. Потянитесь немного, откройте глаза и вернитесь сюда, в эту комнату, освеженными и расслабившимися. Возьмите лист бумаги и запишите, что вы узнали и что вы сейчас чувствуете. (5—10 минут.)
Разбейтесь на пары и расскажите друг другу о своем опыте. (15 минут.)
Заключительное слово ведущего. Чтобы освоиться с этой техникой, вы можете чаще использовать ее. Из позиции сконцентрированного спокойствия и в контакте с собственными внутренними ресурсами вы получите свежие впечатления и увидите новые перспективы при взгляде на сложные ситуации. Устойчивое положение внутри шара — отличное вспомогательное средство, чтобы встать на позицию любознательного новичка, быть открытым для посланий собственной интуиции и собственного бессознательного.
24. Новый член команды
Все реально работающие команды, переходя на ту или иную стадию, подводят итоги своей деятельности. Но поскольку вообще сложно собрать команду, способную добиваться успеха, проблематика, связанная с ее переходными состояниями, не рассматривается с необходимой тщательностью.
По существу, есть три переходные ситуации, требующие нашего внимания:
1) команда закончила выполнять официальное задание;
2) команду покидает один из ее участников или в нее приходит новый сотрудник;
3) команда получает нового руководителя.
В любой из этих ситуаций возникает вопрос, как сохранить достигнутый в команде потенциал успеха. Давайте рассмотрим вариант, когда в команду приходит новый участник.
С теоретической точки зрения можно сказать, что «старая» команда окончила свое существование, как только поменялся ее состав. Но это не всегда так. Некоторые команды успешно «впитывают» в себя новых участников и не прерываясь работают в том же темпе. Но у большинства команд возникает необходимость критически рассмотреть переходное состояние, связанное со вступлением в их ряды нового сотрудника. Задача команды, с одной стороны, состоит в том, чтобы интегрировать нового участника, не отказываясь от концентрации на задаче и важных результатах, а с другой стороны, в том, чтобы не потерять уникальный шанс извлечь урок, опираясь на свежий взгляд новичка.
Обе стороны в таком переходном состоянии имеют одну специфическую задачу. «Старая» команда должна доброжелательно встретить новичка, научиться ценить его стиль, его манеру работать, думать и творить, а новый сотрудник должен завоевать свое место в команде. Если обе части этой задачи сбалансированы, весьма вероятно, что стиль работы команды, ее промежуточ-
ные цели и, возможно, даже основная задача изменятся. Если же новый работник не будет сразу «допущен» в команду, стиль ее поведения не изменится и новичок окажется в изоляции.
В переходных ситуациях обеим сторонам нелегко выносить тяготы интеграции. Новый сотрудник должен серьезно работать над тем (не только в социально-психологическом смысле), чтобы стать полноценным членом команды, решая конфликтные ситуации, развивая доверие, справляясь со своими профессиональными обязанностями. Он должен прежде всего показать, что готов разделять коллективную ответственность; тщательно ознакомиться с основной задачей команды, методами работы и целями. «Старая» команда, как правило, с этими же трудностями справляется очень долго, спрашивая себя, зачем им это надо. Если же «старая» команда так и не готова дать новому сотруднику возможность работать в ней и вносить свой вклад, новичок фактически становится аутсайдером. Это надолго омрачает атмосферу в команде и мешает достигать успехов.
Поэтому каждая команда должна терпеливо отнестись к новому сотруднику, предоставив ему достаточно внимания и времени, позволив постепенно встраиваться в свою структуру.
Это упражнение покажет способ, как «старая» команда может вступить в продуктивный диалог с новым сотрудником.
Материалы:ручки, бумага.
Вступительное слово ведущего.Когда в команду приходит новый сотрудник, для всех и для него тоже это решающее событие. Новый участник команды должен попытаться получить как можно более основательную информацию о команде и найти ответы на многие вопросы.
Как команда определяет свою основную задачу? Какие важнейшие действия намечены на ближайшее будущее? Какими методами оперирует команда? Какие критерии достижения успеха приняты в ней? Каковы действующие правила игры? Какие в ней существуют человеческие и профессиональные отношения? Насколько конфликтна эта команда? Насколько гибко и современ но здесь работают? Каковы шансы нового участника делать общую работу, придерживаясь своего стиля? Как ему стать полноценным членом команды со всеми правами и обязанностями?
Возможно, участники команды зададутся вопросом, чего они вправе ожидать от нового сотрудника. Прибавит ли он сил команде, поможет ли в достижении цели? Будет ли искать что-то новое? Насколько можно будет доверять новичку? Сколько времени и сил потребует его интеграция?
Многие вопросы, задаваемые с точки зрения старых и новых членов команды, уже указывают на то, что изменение состава команды будет стоить сил и времени. Одновременно это дает шанс получить новые импульсы и омолодить команду. Предпосылка — мотивирующий обмен идеями между вами.
Кроме того, перемены могут стать уникальной возможностью осмысления, помогут определить, актуальны ли еще основные элементы команды: задача, цели и методы. Может, надо взглянуть на них свежим взглядом и попробовать заново определить свой курс?
Я приглашаю вас совершить воображаемое путешествие, которое вам поможет посмотреть с иной точки зрения на ситуацию в команде, общий образ ее действий, оценить возможности и сложности новой ситуации.
Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза и сделайте пару глубоких вдохов-выдохов.
Представьте, что руководство вашего предприятия решило дать вашей команде нового сотрудника и специально выделило для вас здание. Вам всем интересно, что это будет за помещение, но никто из вас не знает об этом ничего определенного. Вам только стало известно, что это здание находится за чертой города и вы сможете сами обставить его по своему вкусу.
Итак, команда начала переезжать в новый дом. Представьте небольшой автобус. Вы и ваши коллеги садятся в него. Где вы займете место в автобусе? Куда сядут остальные? В каком настроении находится команда, когда автобус трогается с места? Что ваши коллеги делают во время поездки? О чем говорят? Как вы чувствуете себя при этом?
Через какое-то время вы подъезжаете к окраине города, и автобус останавливается перед старинным домом. У крыльца вас ждет представитель руководства, который кратко сообщает вам, что вы должны сами обставить ваш новый дом.
Где находится этот дом? Какое впечатление он вызывает у вас? Как он построен?
Недалеко от дома сложены разнообразные стройматериалы, которые нужны для перестройки и ремонта. Представьте, что все вы сначала решили осмотреть эту старинную постройку. Дом расположен в немного запущенном парке и очевидно, что некоторое время был нежилым. Но, приложив некоторые усилия, это место можно сделать очень привлекательным. В парке растут прекрасные огромные деревья, кусты и разбиты большие газоны. Все вместе вы входите в дом, открывая огромную дверь, которая громким скрипом возвещает, что петли ее давно заржавели.
Теперь надо сделать старое здание приспособленным для работы команды. Если внутреннее пространство дома кажется вам маленьким, вы можете снести стены, объединив помещения; поврежденные временем стены можно облицевать камнем или мрамором, заменить рамы и вставить новые стекла. Каким бы вы хотели видеть интерьер вашего общего нового дома? Кто с кем работает? Как вы организуете процесс ремонта? Какими будут самые главные помещения, в которых вам предстоит работать? Где будут проходить совещания и где вы будете отдыхать? Сделайте это здание идеальным рабочим местом для вашей команды... (2—3 минуты.)
Сейчас вы вместе можете привести в порядок парк. Вам нужно вырубить засохшие деревья и прополоть сорняки, посадить цветы и кусты, чтобы парк стал местом вдохновения и отдыха. Как бы вы хотели обустроить парк? (2—3 минуты.)
А теперь нужно навести порядок в доме после ремонта и выкрасить стены изнутри, а возможно, и снаружи, вымыть полы. Не забудьте хорошенько полить сад и удобрить растения. Каким образом команда распределит эти обязанности, и как вы будете координировать свои действия? (1—2 минуты.)
Сейчас пришло время обставлять дом. Расставьте столы, стулья, развесьте книжные полки, установите компьютеры и всю ту мебель, что нужна вам для работы. Не забудьте об освещении и декоративных предметах, картинах, цветах, чтобы команда могла чувствовать себя здесь уютно. Это дом, принадлежащий команде, и вы можете меблировать его, как вам будет угодно. Не торопитесь, дайте себе время, особенно внимательно отнеситесь к обстановке собственного рабочего места. Хотите ли вы иметь одно или несколько мест, где вам можно было бы работать? Где вы будете хранить свои рабочие документы? Кто будет работать рядом с вами? Как члены команды распределили отдельные кабинеты? Не торопитесь, пусть вся команда освоится в новом доме. (3—4 минуты.)
Теперь вы можете выйти в парк. Кусты и деревья уже начали цвести. Вы поражены их многообразием, чувствуете запах цветения. Может быть, вы хотите сделать в парке беседку, установить бассейн или устроить мангал? Обустройте сад так, чтобы вам здесь было приятно отдыхать. (2—3 минуты.)
А теперь пришло время команде со всей энергией начать работу в новом доме. Включите свет и нужную вам аппаратуру. Не забудьте поместить в холодильник на кухне что-нибудь съестное и ваши любимые напитки. Обойдите еще раз новое обиталище команды и посмотрите, как каждый занимается работой. Кто в настоящее время работает один? Кто работает в паре? Где находится место руководителя команды?
Какое чувство возникает у вас, когда вы возвращаетесь на свое рабочее место? Выгляните наружу из окна и посмотрите на прекрасный парк. Как вы сможете работать здесь?
А сейчас вы вместе собираетесь на первое заседание в новом доме. Дайте вашему новому обиталищу подходящее название. Какие названия были предложены, и какое из них устроило всех членов команды? Вам оно нравится? По окончании заседания вернитесь на свое рабочее место и на листе бумаги, почти не думая, напишите фразу, которая в данный момент пришла вам в голову. Что вы написали?
Охватите взором новое жилище вашей команды, прежде чем вы опять вернетесь сюда, в эту комнату. Потянитесь и откройте в удобный для вас момент глаза. Возьмите лист бумаги и запи-
шите важнейшие впечатления, которые у вас остались от этого воображаемого путешествия... (5 минут.)
Подведение итогов. Пусть каждый член команды что-нибудь скажет. Возможно, в ходе обсуждения не только прояснится ситуация «команда — новый сотрудник», но и выявятся слабые и сильные стороны «старой» команды. Именно это поможет новому члену команды найти подходящее место в команде в этот новый для нее период жизни.
25. Урок мастера
Мы часто отмечали, что концентрация на неординарной по сложности задаче, которая должна быть решена как можно более нестандартными средствами, — это ключ к успеху любой команды. Однако нестандартность решения — еще не все. В идеале команда должна находить гениально простое решение задачи, естественное и красивое.
Вступительное слово ведущего.Мы знаем, что наиболее конкурентоспособны предприятия, которые предлагают все более качественные и разнообразные услуги и продукцию. Поэтому всем нам время от времени надо задавать себе вопрос, выделяется ли чем-нибудь наше предприятие из этой когорты конкурентов.
Многие годы успешные предприятия пытаются стать лучше других, они буквально одержимы идеей поразить клиентов своими инновациями. Огромные усилия предпринимаются, чтобы улучшить свойства выпускаемых продуктов. Но этого недостаточно. Появляются новые конкуренты, заваливающие рынки продукцией безупречного качества.
Тот, кто хочет, чтобы его заметили, должен не только держать марку качества, ему надо ошеломить клиентов, вызвать их восхищение. Как это сделать — вот ключевой вопрос ближайших лет. Нечто похожее требуется и от вашей работы.
Вы убеждены в том, чтохорошая команда должна выдавать отличные результаты, но наверное не знаете, что можете добавить к своим стандартам качества еще один секрет. Чтобы вы задумались над этим, я расскажу вам небольшую историю.
Вы знаете, что японцы очень чтут традиции, много времени уделяют совершенствованию умений поддерживать свои обычаи.
К таким традициям принадлежит чайная церемония. Она развивалась и шлифовалась на протяжении многих столетий, и тот, кто хочет постичь ее тонкости, должен и в наше время учиться
долгие годы. Но вам может помочь один секрет: современный мастер чайной церемонии требует от своих учеников прежде всего «открытого» сердца.
Что это означает, мы продемонстрируем на примере притчи о знаменитом в прошлом мастере чайной церемонии Рикью. Может быть, она станет поучительным примером для сотрудников современных предприятий, стремящихся к совершенству.