Основные направления современной философии

Современная Ф. – это целый ряд самых различных направлений. Среди всего многообразия есть очень влиятельные школы, и узкие, и частные направления. В общем смысле все они отражают тенденции мирового уровня, соотносимые с развитием человечества и реалий современности: 1- пристальное внимание к человеку как к главному предмету Ф., 2 –беспокойство за судьбу человечества, сомнение правильности выбранного им пути развития(алармизм), поиски и предложения новых стратегических ориентиров, 3-глобальные проблемы человечества, 4-анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, 5-вечный поиск смысла и основ жизни и многие др.проблемы. Этот пласт проблем выразился в таких направлениях как: неокантианство, аналитическая Ф., персонализм, неотомизм, критический рационализм ,феноменология ,фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, философская герменевтика ,структурализм ,постструктурализм. Неокантианство (Коген, Виндельбанд) –несовместимость общих понятий с конкретным человеческим существованием. Последнее всегда уникально и не поддаётся обобщению. Аналитическая Ф.(Мур, Рассел, Витгенштейн) предлагает изменить предмет Ф. Она трактуется как Ф. языка и значений понятий. Основные положения находят свои аргументы в многозначности живого языка.Большинство проблем можно обозначить как псевдопроблемы, т.к. источник их возникновения заключается в неадекватном понимании одних и тех же терминов науки. Персонализм признаёт личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью.Именно личность создаёт социум. История-процесс ,основанный на развитии личностного начала в человеке. Неотомизм(Жильсон, Маритен) официальная доктрина католической церкви. Основная категория-Бог есть чистое бытие, духовное первоначало, религиозное толкование объективных причин возникновения цивилизации, естественнонаучных теорий, нерасторжимая связь бога с космосом, с человеком. Критический рационализм (К.Поппер, Лакатос, Фейерабенд) конкретизирует внимание на изучении проблем научного знания посредством метода рациональной критики. Главный принцип-пр.фаллибилизма-признание гипотетичности любого научного знания. Феноменология (Гуссерль, Щуц)-главный вопрос о предназначении Ф., её сущности. Понятие трансцендентное – это объективное пространство, время и мир действительных вещей и процессов. Герменевтика (Хайдеггер, Дильтей). предмет можно определить как феномен понимания духовно-практической жизни человека. К числу основных категорий относится понимание как метод Ф. Суть Г. состоит в установлении понимания, т.е. связи и определённых отношений между интерпретатором и интерпретирующим, являющимися субъектами понимания. Понятие «текст» несёт в себе большую смысловую нагрузку, оно включает высказывания, письменные формы естественного языка, знаковые системы записи тестов. Экзистенционализм (Ясперс, Сартр) – ориентация на проблемы , связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Структурализм (Клод Леви-Стросс, Соссюр, Лакан) –процесс выявления глубинных универсальных ментальных структур. Структура как совокупность правил. Постструктурализм – Деррида разработал метод, сущность которого заключается в постоянном движении самоуточнения.Стремление уточнять свою мысль. Фуко – знание, добываемое наукой, навязывается сознанию человека в качестве неоспоримого авторитета.

36.Научная картина мира.-целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза осн. естеств.-науч. понятий и принципов. Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отд. наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.) Первые картины мира были выдвинуты в рамках антич. философии и носили натурфилос. характер. Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникновения науч. естествознания в 10 — 17 вв. В общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает картина мира той области познания, края занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое положение занимает физич. картина мира.В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен филос. категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (напр., закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отд. наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент Н. к. м.— это совокупность наглядных представлений о природе (напр., планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке). Гл. отличие Н. к. м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в том, что она строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей её обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17—19 вв. строилась на базе классич. механики, а совр. физич. картина мира — на базе квантовой механики, а также спец. и общей теории относительности. Н. к. м. как форма систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности. Н. к. м. выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий. Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией.

Гносеология.

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество.

Проблемы познания.

Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека. Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

34. Аксиология.– учение о ценностях.Термин "А." впервые был применен франц. философом П. Лапи (в 1902) и нем. философом Э. Гартманом (в 1908). Характеризуется следующими осн. чертами: 1) идеалистич. пониманием обществ. явлений, 2) отрицанием обществознания как науки, исследующей объективные закономерности развития обществ. бытия и обществ. сознания, и 3) апологией бурж. идейно-политич. и культурных ценностей. Объективному познанию истории и культуры А. противопоставляет их нормативное телеологич. истолкование. Центральное понятие А., определяющее предмет ее изучения, – понятие "ценности" Аксиологи видят свою задачу в исследовании ценностей всех типов, их взаимоотношений и самой природы ценности. Ценность, согласно А., – телеологическая, нормативная категория, объемлющая все, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Различаются этические, эстетические, религиозные, правовые, политические, экономические и др. ценности. Различные ценности либо связаны с полагающим их, оценивающим сознанием, с субъектом, либо мыслятся как идеальные сущности, независимые от их познания и осуществления прообразы, предполагаемые возможными оценочными суждениями. В том и другом случае А., рассматривающая ценность как основополагающую категорию обществоведения, дает идеалистич. решение осн. вопроса всех социальных наук – об отношении обществ. бытия и обществ. сознания. Социальные явления, рассматриваемые как ценности, А. переносит из сферы объективного науч. познания в сферу телеологии, тем самым задача открытия законов обществ. жизни подменяется задачей определения ее норм.

Исходным пунктом развития А. послужило кантовское противопоставление теоретич. и практич. разума и признание автономии и примата практич. разума по отношению к теоретическому. Это явилось основой для неокантианской теории ценностей (Риккерт, Виндельбанд, Кон и др.). Познание объективных законов развития общества вытесняется у аксиологов конструированием различных иерархий ценностей. На этих иерархиях ценностей, в свою очередь, строятся типизации мировоззрений и иерархии типов личностей. В А. следует различать два осн. направления: субъективно- и объективно-идеалистическое. Для первого характерно релятивистское понимание ценностей. Объективно-идеалистич. течение А. представляет ценности не зависящими от субъекта и его оценочных суждений; ценность признается первичной по отношению к оценивающему. Это приводит к онтологизации ценностей. Объективно-идеалистич. А. иногда наз. аксиологическим реализмом. Объективный порядок бытия представляется как объективный "порядок ценностей", составляющий предмет "онтологии ценностей". К такого же типа построениям относится А. неотомизма и др. религиозно-идеалистич. систем (напр., персоналистская А.).

В целом А. представляет собой совокупность идеалистич. учений, направленных против историч. материализма, науч. социологии, и является апологией идеологич. "ценностей" капиталистич. мира. Отвергая А. как идеалистич. учение о ценностях, диалектич. материализм не отрицает необходимости науч. исследования связанных с различными формами обществ. сознания категорий ценности, цели, нормы, идеала, их объяснения на основе объективных закономерностей обществ. бытия и обусловленных им закономерностей обществ. сознания.

35.Праксиология.(греч. prakti kos — деятельный) — область социологических исследований, к-рая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности. Основана польским ученым Т. Котарбинь-ским и является одним из методов совр. социологических - исследований. Сущность этого метода заключается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера. П. занимается историей указанных категорий, а также конкретными исследованиями труда коллективов, анализом форм организации труда, его специализации, субъективными (значительно реже и объективными) факторами изменения организации и степени эффективности труда. П. изучает взаимодействие индивидов, а также индивида и коллектива в процессе производства.

Наши рекомендации