Почему эрос превосходит рассудок и разум – и в то же время неотделим от познания?
2) Эротическое восхождение. Знание, становясь в отношение к реальности, оказывается бóльшим или меньшим знанием, больше или меньше приближающимся к соответствию с реальностью. Другими словами, как соединение знания с чувственностью привело к становящемуся знанию (Эросу), так соединение становящегося знания с реальностью должно привести к внесению изменчивости в стихию самого становления. Но ведь реальность сама включает разные уровни. Другие диалоги Платона уже обнаружили в реальности, по крайней мере, два уровня – уровень сущности, открывающейся мышлению, и уровень явлений, чувственных качеств. И вот в диалоге "Пир" мы находим учение о степенях "эротического восхождения".
"Те мужчины, которые бременеют телесно, предпочтительно обращаются к женщинам, и их стремление к любви принимает именно такое направление, так как они рассчитывают путем деторождения приобрести себе на все последующее время бессмертие, память и счастье. Напротив, бременеющие духовно – есть и такие, которые бременеют духовно еще в большей степени, чем телесно, – бременеют тем, чем подлежит бременеть душе, носить в себе плод и разрешаться от бремени. Но чем надлежит? Рассудительностью и всякой другой добродетелью".
Итак, 1) первая ступень эротического восхождения – обыкновенное рождение детей и 2) вторая – поэтическое, художественное и техническое творчество, возникающее из недр "софросины", светлого преображения чувственности, или рассудительности.
3) Третья ступень эротического восхождения – общественно-политическая деятельность, рождающая "детей" в смысле законов и добрых обычаев, воспитания и мудрого управления. Эти три этапа эротической "науки" представляют собою нечто единое, потому что в дальнейшем хотя и будет идти речь о восхождении, начиная с "прекрасного тела", но эти новые этапы именуются особым названием "эпоптической", т.е. чисто созерцательной, ступени.
Ступени восхождения в этой эпоптической части намечены вполне ясно: а) любовь к одному прекрасному телу, b) любовь к прекрасному в телах вообще, с) любовь к душе и ее проявлениям и "образам", d) любовь к знанию всех видов вещей. Результат этой любви на всех ступенях один и тот же – это рождение прекрасных речей и размышлений, которые появляются у любящего в связи с его чувствами к любимому.
Но есть еще одна и последняя ступень эротического восхождения. "Кто будет доведен до этого предела "эротического" знания, кто узрит в правильной последовательности прекрасное, тот, достигнув уже цели "эротического" знания, внезапно увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе, увидит именно то, Сократ, ради чего совершены были и все предшествующие труды. Он увидит прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает; далее, что оно ни прекрасно здесь, ни безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что в одном месте оно прекрасно, в другом безобразно; [ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно]. Прекрасное не предстанет пред ним в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи, или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или в каком-либо ином предмете. Прекрасное предстанет перед ним само по себе, будучи единообразным с собою, тогда как все остальные прекрасные предметы имеют в нем участие таким примерно образом, что они возникают и уничтожаются; оно же, прекрасное, напротив, не становится ни большим ни меньшим и ни в чем не испытывает страдания. Когда кто, отправляясь от всего этого приступит к созерцанию прекрасного, он уже почти достиг своей цели. Цель же эта состоит в том, чтобы правильным путем идти или дать себя вести другому к "эротическим" делам: начиная от тех [одиночных] прекрасных предметов, постоянно восходить вверх ради этого [высшего] прекрасного, поднимаясь как бы по ступенькам, от одного прекрасного тела к двум, от двух ко всем вообще прекрасным телам, а от прекрасных тел к прекрасному образу жизни, от прекрасного образа жизни к прекрасным знаниям, наконец, от знаний к тому знанию, которое является знанием не чего-либо иного, но знанием того [высшего] прекрасного – все это для того, чтобы познать, в конце концов, что такое прекрасное. Если человек достиг этого в жизни, дорогой Сократ, - говорила мантинеянка, - более, чем когда-либо, он может сказать, что он жил достойным образом, так как он зрит самое прекрасное. А коль скоро он родил и вскормил истинную добродетель, он может стать любезным божеству и более чем кто-либо другой – бессмертным".
Какими бы красками Платон ни изображал этот предел "эротической науки", ясно, что смысл кроется в достижении того "самого по себе", которое является сущностью вещей. Предел эротического знания – слияние с сущностью вещей, любовь даже уже не к идеальному знанию, но к самой идее. Результат такой любви – рождение "истинной добродетели".
Таким образом, объединение становящегося знания (Эроса) и бытия порождает следующую иерархическую систему.
I. Вещественное рождение:
a. рождение детей,
b. художественно-техническое производство,
c. общественно-политическая деятельность.
II. Эпоптическое рождение:
a. связанное с вещами –
1. любовь к прекрасному телу,
2. любовь к прекрасному в телах вообще,
3. любовь к душе и ее проявлениям и "образам",
4. любовь к самому знанию;