Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природы» и «Философия Духа» и др. Гегель начинает свою философию с построения исторической и логической системы всего накопленного философского знания. Весь мир, по мнению философа, это исторический процесс развёртывание и реализации возможностей Абсолютной Идеи (АИ).
Это идеальное начало, которое обладает творческой активностью, выступает основой и субъектом развития, творцом мира в целом. АИ функционирует по своим законам и предписывает их природе и социальной действительности. Концепция развития АИ становится системой единства логики мировых процессов и человеческого бытия во всём его многообразии, а это и есть основание его знаменитой концепции панлогизма (от греческого пан - всё).
Понятие развития и свободы – основные принципы построения всей логической системы, а утверждение: развитие есть путь к свободе – прежде всего, к свободе человеческого духа, вершине и основанию всей системы.
Философская система Г.Гегеля состоит из трёх частей: три этапа в развитии АИ, конечной целью которой является самопознание.
АИ, существуя изначально в мире, отчуждает себя в мышление – Логику– это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Здесь нет эмпирического содержания, кроме своих форм и раскрывает своё содержание в системе законов и категорий. Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии.
Начинает она с понятия «чистое бытие» или ничто – это всё, что есть, существует, но ничего определённого. Ничто – потенциальная возможность – определённое бытие – это становление АИ. Определённое бытие выступает как «нечто сущее» - «наличное бытие или качество» (всё то, что отличает одно от другого). Качество находится в единстве с количеством, а их противоречивое единство даёт категорию мера (т.е. пределы, внутри которых количественные изменения не ведут к качественным изменениям).
Наличное бытие – сущность содержит внутреннее противоречие как источник самодвижения и развития. Сущность нам является, она есть единство формы и содержания, возможности и действительности, случайности и необходимости, причины и следствия. Действительность есть единство сущности и существования:
1. Сущность – основание существования. Процесс развития осознаётся в понятиях. Осознанная необходимость превращается в свободу. Категории и понятия наполняются конкретным содержанием.
По замыслу Гегеля первая часть его системы науки – путь к истине, истина должна быть абсолютным пределом философии, а не только целью, к которой философия стремиться. Истина познаётся не только в науке, но и на пути к ней. Поэтому истина у него процесс относительного и абсолютного знания. Истина – совпадение мысли с объектом, а это достигается в идее, только идея есть единство понятия и предмета.
В системе категорий диалектики Гегель видит русло развития мироздания в целом, а так же культуры человечества. Категории существуют объективно в них как бы изначально присутствует содержание всех вещей нашего мира, через них он проявляется, обнаруживается.
2. Философия природы. Это развитие АИ в форме «инобытия»: в виде явлений природы. Здесь так же три ступени развития: механика, химия, органика. В природе существует связь неорганической и органической природы, законы развития мира, связь пространства и времени.
Признавая за историей культуры сферу духовности и свободы, Гегель определяет природу как путь к истории, как связующее звено, не имеющее собственной ценности.
3. Философия Духа. В природе АИ достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество. Здесь она как бы возвращается к самой себе и постигается в форме человеческого сознания и самосознания.
Философия духа делится на три части, как ступени развития АИ в человеке и обществе: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Субъективный дух – антропология (учение о человеке), феноменология (исследование форм сознания и психологии). У Гегеля вся философия – это учение о человеке, он у него существо – душевно-духовное. Душа начало восхождения к духу, а дух в его разнообразных формах есть основной предмет философии. Изучая дух, философия познаёт человека, превращается в самопознании его.
Сущность субъекта не сводится только к природному или чисто социальному, здесь Гегель выделяет то, что модно называть собственно человеческим.
Собственно человеческое – сверхприродное – божественного происхождения и смысл его жизни, смысл бытия – в свободе, а сущность свободы – в самоопределении, в творении человеком самого себя. Это творение осуществляется в борьбе с внешним миром, который вначале чужд и враждебен человеку.
Смысл человеческой жизни в самоосвобождении своего духа. Чуждый и враждебный мир в процессе познания постепенно становится частью духовного мира человека, он обогащается, приобретает новую степень свободы, иное бытие осознаётся как часть внутреннего «Я». Человек понимает, что чуждость внешнего мира – иллюзия и здесь Гегель устанавливает тождество субъекта (человеческого духа) и объекта (внешнего мира). Мир побеждён и я могу сказать: ты – это Я, а Я – это ты, или ты и Я – одно и тоже. Человек получил полную свободу над объектом, снял различие между собой и им, познал его, «снял» его чуждость, сделал своим и становится свободным.
Но Гегель говорит об овладении не только отдельным предметом, он считает, что человек может овладеть природой как таковой, миром, историей, экономикой, политической жизнью и т.д. – всем без исключения. В господстве над миром видит свободу человека. Процесс самоосвобождения проходит три этапа: субъективный – это стадия развития человеческой психики, где человек замкнут в себе и страшится внешнего мира. Это нормально для первой фазы развития духа. Её изучают – антропология, феноменология и психология.
Далее ощущая потребность в теории, субъективный дух стремится к объективности (выход за пределы себя) – это происходит через практический дух. Здесь главное – воля, которая реализуется в поступке. Поступок предполагает стимул, т.е. интерес и нуждается в теории, а это шаг на встречу свободе, т.к. действительная свободная воля есть единство теоретического и практического духа.
Под объективным духом Гегель понимает такие формы сознания, которые общественны по природе. Это право, мораль и нравственность. В рамках нравственности рассматривается и государство. Право – это царство реализованной свободы. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество – это сфера реализации частных целей и интересах отдельной личности. Выделяется три момента:
· система потребностей;
· отправление правосудия;
· полиция и кооперация.
В гражданском обществе соблюдается гласность: публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных. Закон, суд, полиция призваны защищать собственность.
Гражданское общество и политическое государство соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество как бы внешнее государство «государство нужды и рассудка», а подлинное – государство политическое – разумно, оно есть основание гражданского общества.
Гражданское общество в его философии это развитие капиталистического строя, где в неразрывном единстве функционируют социально-экономические и политические сферы.
Политическое государство – идея свободы, единый организм во главе с конституцией и монархом. Он согласен с идеей разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Только в таком государстве могут быть реализованы свобода, право, справедливость и обеспечен внутренний его суверенитет. Ни о какой демократической власти речи здесь не идёт (власть монарха передаётся по наследству).
Государство – это высшее развитие объективного нравственного духа и подлинная основа экономических отношений.
Абсолютный дух(АД) – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истории. Они, как и природа лишь иллюстрация раскрытия единого логического процесса в мире.
Искусство – непосредственная форма знания Абсолютной идеи. У религии основание – теология – Бог.
Философия высшая ступень развития АИ, полное раскрытие истины, которое содержится в искусстве и религии. Освоением философии завершается путь духовного развития человека, именно в нём разум получает наибольшее развитие. Через философию человек убеждается, что всюду в мире есть своя закономерность доступная человеческому уму. Гегель верит в разум как человеческий так и природный. Мир в целом устроен закономерно, разумно он не враждебен человеку а наоборот удобен ему. Овладев философией Мировой дух познаёт себя, завершает путь своего освобождения, он свободен – не требует конечного определения (Абсолютный дух). Философия должна научить видеть закономерности мира, природы, общества, истории, человеческой жизни. В этом и состоит свобода. Познав законы природы и общества, человек получает возможность подчинить их своим интересам и потребностям. Кто познал законы, тот познал разумность мироздания, его божественность и тогда ему открывается свобода. Конечная цель всего мироздания, которая осуществляется через человека и историю общества – торжество свободы и разумности, а по сути есть одно и то же.
Таким образом, мировой дух проходит путь от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от него к мышлению в понятиях (философия).
Мы видим, что абсолютная идея проживает сложную жизнь: логика, природа, общество. Это система построена в виде триады
T – A – S, это строгая система, которая имеет поступательный характер развития. Синтез включает всю философскую систему: логику, природу, антропологию, психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории.
Она вбирает в себя систему принципов, законов и категорий. С точки зрения концептуальной, философия Гегеля завершена.
Философскую систему Гегеля можно представить схематически
Г.Гегель высказал целый ряд положений о развитии человеческой истории. В истории действует разум, он есть необходимость (закон) и в глубине своей свобода.
Здесь действует проведенье, поэтому гегелевская философия истории у него называется провиденциалистской. У него твёрдая вера в общественный прогресс, он связан с понятием свободы. История есть прогресс в осознании свободы, что составляет внутреннюю природу человека, но лишь на протяжении многовековой истории осознаётся человеком, благодаря чему становится действительно свободным. Но свобода – это свобода духа, мысли, интеллектуальная свобода. История должна завершится её торжеством, т.е таким устройством государства, где все свободны.
Гегель исходит из принципа закономерности исторического процесса:
1. в мировой истории действует закономерность, что объединяет человечество в единый процесс, где участвуют различные страны, народы;
2. всемирная история – однолинейный процесс, все отклонения, либо случайны, либо просто кажутся (выделяет четыре основных периода всемирной истории: Восточный, Китай, Индия, Египет; Греческий мир, Римский и Германия);
3. история коммулятивный процесс – преемственность исторического развития;
4. лидерами мирового развития страны выступают поочерёдно: Восток уступает лидерство Европе, лидерами могут быть те страны, где наибольший прогресс в сознании свободы, другие могут лишь подражать;
5. большую роль в истории играют выдающиеся личности (через них АИ может проявлять себя, обнаруживать);
6. выделяет исторические народы: это те, что усваивают опыт истории приумножают его, обеспечивают поступательное развитие (неисторические – застыли в своём развитие не думают не о прошлом, не о будущем – Африка, Южная Америка, славянские народы);
7. движение истории вспять невозможно, достигнутое не может быть утрачено.
Познание исторических законов есть признак роста самосознания народов и отдельных личностей.