Взаимосвязь этики менеджмента с универсальной этикой, с экономикой и психологией
Любой руководитель обладает определенным багажом нравственных начал, как всякий человек. Однако этого недостаточно для успешной работы с коллективом. В любой фирме образуется характерный только для данной организации этический климат, на который оказывает влияние, как руководитель, так и сотрудники. Этический климат фирмы, в свою очередь, влияет на деятельность, самочувствие и менеджера, и персонала. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы этический климат был благоприятный. Важнейшим элементом преобразования этических норм в практические этические принципы менеджмента является управленческое обучение, внедрение этических кодексов, создание этических комиссий и другие формы и методы.
Применение приобретенных навыков в деловой деятельности при условии гармоничного сочетания этики менеджмента с общепринятыми этическими нормами приводит к образованию этической культуры, которая пронизывает всю организацию, создает хороший деловой климат фирмы и является основой принятия эффективных управленческих решений.
Важно, чтобы руководитель видел в каждом своем работнике индивидуальность, которая стремится к самореализации. Талантливый менеджер должен уметь создать для своих подчиненных условия для творческого роста, уметь распознать нужды персонала и стремиться удовлетворить их.
Проблема «уживания» сотрудников в коллективе является очень важной в кадровом менеджменте. Среди причин плохого климата на фирме исследователи-психологи называют: интриги, зависть коллег, конкурентную борьбу, ведущуюся аморальными методами, стремление сделать карьеру, используя коллег. При плохой атмосфере в коллективе и при неумении менеджера внести универсальные этические нормы в свой коллектив растет и его собственная неудовлетворенность своей работой и жизнью. Именно в повседневной работе с людьми проверяется, как регулируется система этических норм самого менеджера. Этические принципы менеджмента должны быть приняты как руководство к действию всем коллективом фирмы (группой). Эта идея была взята еще в 70-х годах 20 века из практики японских компаний, где раньше всех поняли, что основой организации являются люди. Сотрудники должны быть объектом особого внимания руководства, т.к. создание благоприятного климата в коллективе является основным условием экономического успеха.
Следует знать, что общая этика трансформируется в деловую этику фирмы только при наличии социально грамотных менеджеров и при общем восприятии ее как обязательного элемента целостной системы менеджмента.
Много общего имеют между собой этика и психология, т.к. обе науки изучают поведение человека и причины, обуславливающие его. Однако психология изучает законы функционирования психики человека, а этика рассматривает его поступки и поведение в смысле их соответствия законам нравственности. Психологические методы позволяют производить отбор менеджеров с этичным поведением, а также обучать их действовать этично. Кроме того, психология дает возможность воздействовать на менеджера с деформированными представлениями об этичности.
Экономика, хотя и направлена непосредственно на прибыль, на более глубоких уровнях имеет другие цели. Еще Аристотель говорил: «Кто делает деньги – делает это вынужденно, и богатство – это не благо, которое мы ищем. Богатство лишь полезно для достижения чего-то иного». Именно такой взгляд на экономику можно назвать этичным (этично ориентированным).
Существует и другой взгляд на экономику, где человек рассматривается как примитивная единица, главная цель которой – личное обогащение. Поведением такого человека легко манипулировать. В этом подходе к экономике не остается места этическим соображениям. Этот подход называется инженерно ориентированным. Торжество так называемой «чистой рыночной» экономики ослабило позиции этического подхода к ней. Однако, в 50-х годах прошлого века в развитых странах появились первые комитеты социального аудита, что способствовало смягчению жесткой «руки рынка». Кроме того, кое-какие действия производят и правительства (смешанная экономика).
Человек далеко не всегда ведет себя, сообразуясь с собственной материальной выгодой. Чаще всего менеджер считает свое поведение рациональным, когда оно основано не на сиюминутном экономическом эффекте, но на правильном понимании и использовании таких понятий, как гуманность, справедливость, честность и т.д.
Жизнь доказала, что компания, действующая в мире бизнеса этично, в конце концов, выигрывает экономически.
Не требует доказательства, что высокоразвитые экономические отношения, как внутри страны, так и между странами, мотивированны запросами общества – социальными, духовными, информационными, культурными, а также моральными. Образуется своеобразный социально-экономический кругооборот, в котором стимулом экономического процветания мирового сообщества является развитие деловой этики, как профессиональной этики, и в то же время, части менеджмента – важнейшей составляющей общественного развития. Это особенно заметно проявляется в развитых индустриальных странах.