Лекция 3. позитивистская философия науки
3.1. «Первый» позитивизм
Современная философия и методология науки характеризуется обилием различных философско-методологических концепций, большим количеством обсуждаемых проблем, их решений, дискуссий. На философско-методологические концепции большое влияние оказывают философские принципы: общее понимание знания, его природы, отношение знания к действительности, сущность законов.
Также на философские теории научного знания влияют научные теории, научные дисциплины, история развития научных идей. При этом каждая методологическая концепция основное внимание уделяет отдельным научным дисциплинам или теориям, которые с точки зрения этой концепции являются более важными. Например, логические позитивисты идеал научного знания видели в математических или математизированных теориях, а для К. Поппера наибольшее влияние произвела теория относительности А. Эйнштейна.
Таким образом, на философские теории научного знания оказывают влияние следующие факторы: философская эпистемология, развитие самой науки, научных теорий и другие методологические концепции. В развитии философско-методологических концепций, изучающих науку, можно обнаружить определенные устойчивые тенденции:
- смещение сферы интересов от анализа структуры научного знания к анализу его изменения;
- постепенное ослабление и смягчение жестких методологических стандартов и норм;
- обращение к истории науки, подкрепление теоретических рассуждений о науке примерами из истории развития науки, отдельных научных дисциплин и научных теорий;
- изменение отношения к традиционной философии: от негативного отношения к метафизическим вопросам и проблемам (распространенным особенно в логическом позитивизме) к диалектическому синтезу философских категорий, закономерностей с закономерностями и особенностями развития научного знания.
Одной из самых первых философских теорий, предложивших свое понимание науки, является позитивизм (позитивная философия), возникший в 30-40-х гг. XIX в. В своем развитии позитивизм прошел три этапа. Основоположником позитивизма принято считать французского философа первой половины XIX в. Огюста Конта (1798-1857). О. Конт является также основоположником социологии.
О. Конт поставил своей целью сформировать позитивную философию, задачей которой будет исследование строения, структуры науки, а также используемых ею методов познания. Традиционная философия не нужна. Обосновывая социологию, О. Конт предъявляет претензии к философии как умозрительной абстрактной дисциплине, не сумевшей ответить на вызовы буржуазного общества первой половины XIX в. Социальные теоретики, начиная от Платона и заканчивая французскими утопическими социалистами, строили концептуальные схемы, теоретические модели общества, исходя из собственных представлений о справедливом обществе. Такие теоретические модели были скорее утопиями, оторванными от реальных проблем современных обществ. Поэтому на место умозрительным социально-философским построениям должна прийти социология как позитивная наука об обществе.
Кратко основные идеи О. Конта можно сформулировать следующим образом:
- философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование;
- наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Нужно удалить из естествознания старую, отслужившую свою службу философию;
- философия должна быть полностью замещена чисто научными позитивными теориями, построенными на непосредственном наблюдении и опыте.
Философские проблемы естествознания порождены тем, что наука все время трактовалась учеными как описание некой объективной реальности, стоящей за наблюдаемыми явлениями. На самом же деле ученый имеет дело с эмпирически данной ему действительностью, и только в ее пределах он обладает суверенностью. Наука должна не объяснять, а только описывать явления. Научная теория – это схема, классифицирующая эмпирические данные, в ней не должно быть объяснительной части (ведь это уже философия!). Идеалом научной теории является термодинамика, в которой отсутствуют понятия, содержание которых выходит за пределы наблюдаемого, за пределы опыта.
О. Конт и его последователи относятся к «первому» позитивизму (40-60- гг. XIX века). К представителям «первого» позитивизма относят также выдающихся британских мыслителей: социолога Г. Спенсера и экономиста Дж. Ст. Милля.
Махизм
«Второй» позитивизм распространяется в конце XIX в. – начале XX в. Его основные представители: австрийский физик и философ Э. Мах,швейцарский философ Р. Авенариус, английский математик К. Пирсон, французский физик П. Дюгем. Эту форму позитивизма называют еще махизмом (по имени основателя второй формы позитивизма Э. Маха); у В.И. Ленина данная форма позитивизма получила название эмпириокритицизма. Критике идей эмпириокритицизма посвящена знаменитая работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.).
Идеи второго позитивизма примерно те же, что и у первого позитивизма, только более развитые и последовательные. Подобно О. Конту, представители второй формы позитивизма утверждают, что подлинным знанием являются факты и эмпирические закономерности. Научные теории дают лишь систематизацию фактов и эмпирических закономерностей. Наука прочно опирается, но не на философию, а на здравый смысл. Ученый, стремящийся достичь успеха в науке, не нуждается ни в какой философии.
Э. Мах, например, считал, что такие понятия современной физики, как атом, масса, сила и т.п. являются всего лишь интеллектуальными вспомогательными средствами. На определенном этапе развития науки эти понятия вполне могут быть полезны как орудия экономного, рационального «символизирования опытного мира». То есть атом – это только средство, помогающее изображению явлений, и является чем-то вроде математической функции.
Однако в философии Э. Маха содержится глубокая мысль о том, что предмет познания, внешний мир никогда не дан человеку сам по себе, а всегда только через посредство субъективных форм чувственности и деятельности. Поэтому Э. Мах не считал возможным говорить о мире самом по себе. В этом проявляется субъективный идеализм и агностицизм австрийского философа. Во второй половине XX в. эта мысль, восходящая к агностицизму И. Канта, получила всеобщее признание, однако в конце XIX века она казалась философским софизмом.
Идеи позитивистов не были поддержаны большинством ученых, хотя содействовали развитию представлений о науке. Вокруг работ позитивистов велись бурные дискуссии, которые выявили существенные расхождения в трактовке проблем методологии науки.
Дальнейшее развитие науки и научной методологии привели к серьезной критике идей, высказанных позитивистами. Многие идеи позитивистов потерпели поражение, были опровергнуты:
- ученым удалось проникнуть в мир атома и элементарных частиц. Их реальность теперь уже невозможно отрицать;
- в науке привычным стали смелые обобщения, выходящие за пределы наблюдения;
- теоретические идеи опережают и направляют эксперимент и наблюдение.
- была осознан самостоятельный статус гуманитарных наук, имеющих свою специфику.