D)Закон перехода количественных изменений в качественные
ВОПРОС 7.
Познание-это процесс отражения человеком объективной действительности.
Взаимодействие объёкта и субъекта диалектично. Объект отражает в нашем сознание определённое содержание нашего знания, но и субъект не пассивный приёмник информации, он активен в постановке задач, разработке методов познания, интерпретации результатов.
Истинным знанием называют знание соответствующее предмету, однако, полнота отображения предмета зависит от степени его познавательно- практического освоения. Границы познавательно- практического освоения исторически изменчивы, а значит, изменчива и глубина проникновения в объект. Следовательно, наше знание не абсолютно, а относительно, те оно содержит и момент соответствия действительности и заблуждение. По мере совершенствования нашей практики заблуждения становятся явными и преодолеваются. Однако никогда нельзя утверждать, что заблуждение устранено полностью!
Практика, как критерий истины и относительна, и абсолютна. Абсолютна потому что нет иного критерия, а относительна в силу своей историчности.
ВОПРОС 9:
Маркс вводит выражение «отчуждение труда». Характеризуется как самоотчуждение рабочего в процессе производства. Рабочий отделяется от своего труда. Труд не принадлежит ему, выступая в качестве некой самостоятельной сущности. Отчуждается и результат труда. Конечный продукт не принадлежит рабочему. Человек чувствует себя свободным, осуществляя жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — представляется унижением в себе человека, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.
Основные понятия в отчуждении у Маркса:
Самоотчужденный человек (отчужденный труд отчуждает от человека его собственную природу);
Отчужденный труд (человек лишается собственной деятельной функции);
Отчужденная жизнь (родовая сущность человека превращается в чуждую ему сущность);
Отчужденный человек (человек отчуждается от человека).
Причина отчуждения:
Принудительный характер труда. Рабочий «в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух».
Преодоление отчуждения:
Преодолеть частную собственность, или труд. Поскольку отчуждение труда прямо связано с разделением труда, то, преодоление труда зависит от разделения труда. Разделение труда, по мнению Маркса, можно ликвидировать путем всестороннего развития человеческих способностей; это развитие освобождает человека от ограничений, возникающих в процессе разделения труда, так что человек получает возможность участвовать во всех формах. Тем самым происходит уничтожение труда, как частная собственность. Т.к. отчуждение присуще труду до тех пор, пока труд лежит на системе частной собственности.
ВОПРОС 4:
Материя - это Ф-кая категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них.В этом определении выделено два основных признака:
• материя существует независимо от сознания;
• она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.
Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира.
Важно и то, что материя не связана с конкретным веществом, а включает всю объективную действительность. И, что важно, она доступна познанию через отражение.
Рассматривая движение, Ленин с особой силой подчеркнул его неотрывность от материи, необходимость нахождения материального носителя движения во всех случаях, когда обнаруживаются новые, ещё не изученные виды движения. Анализируя категории пространства и времени, Ленин подчеркнул, что движение материи не может происходить иначе, как в пространстве и времени.
ВОПРОС 3
А)ПОНЯТИЕ (у каждого по-разному)
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философия марксизма-ленинизма, органически сочетающая материалистическое решение основного вопроса философии с диалектикой, наука об общих законах развития явлений объективной реальности и процесса познания, революционный метод познания и преобразования действительности. Или проще - диалектический материализм даёт последовательную материалистическую трактовку мира и язык для предметного обсуждения закономерностей этого мира с точки зрения материализма.
Б)ПРИНЦИП ВСЕоБЩЕЙ СВЯЗИ Основными, исходными положениями (принципами) диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития, основными законами о единстве и борьбе противоположностей, взаимный переход количественных и качественных изменений, отрицание отрицания. Диалектика включает в свое содержание систему философских категорий. Как было показано ранее, под связью в широком смысле понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира. Все, что существует, составляет отдельные, относительно самостоятельные, обособленные друг от друга предметы, явления, процессы. Но их отдельность, обособленность — относительна, они находятся в разнообразных связях друг с другом, образуя единое бытие. Среди многообразных связей - внутренних и внешних, необходимых и случайных, существенных и несущественных и др. — особое место занимают актуальные связи, называемые взаимодействиями. Взаимодействием называется связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения.Элементарные частицы, молекулы и атомы, растительный и животный мир, природа и общество не просто взаимосвязаны, они взаимодействуют, следовательно, изменяются. Но изменение есть не что иное как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития.
С)ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
Диалектическая концепция признает любые формы движения: хаотическое, круговороты, функционирование и т.д. Но главное внимание она обращает на развитие, понимая его необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. Обратимость характерна для функционирования, т.е. повторяющихся изменений системы, не ведущих к изменению ее качества. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, ведущего к возникновению нового качества. Развитие — сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедленным, прогрессивным и регрессивным. В отличие от других разновидностей движения, которые могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил, развитие — это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Этот источник — противоречия в самом объекте.
D)Закон перехода количественных изменений в качественные.
ЗАКОН:показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера".
Качество – Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера-это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры.состояние понимается в философии как «скачок».
ПРИМЕР:
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
E)Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Примеры:
а) антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
б) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
в) солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении
F)Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
«эстафета поколений»;
смена вкусов в культуре, музыке;
эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);
ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития
Примеры:
организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
Вопрос 8 а
Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизнедеятельности людей, её материальную основу, объективную сторону общественного процесса.
Духовная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественной сознание.
До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй и т.д.
Базис и Надстройка.Базис(Общественное бытие) – группа производственных отношений. Надстройка(общественное сознание) – группа идеологических. Надстройка подчинена Базису. Маркс и Энгельс впервые ввели эти понятия для разделения совокупности отношений на две группы. Первые складываюся в обществе независимо от сознания людей. Вторые, прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей.