Краткий очерк истории латинского языка

М.Г.Волкова

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Учебное пособие по курсу “Древние языки и культуры”

для студентов специальности 031202 “Перевод и переводоведение”

Института международного образования и языковой коммуникации

Издательство

Томского политехнического университета

2012

УДК 811.124(075.8)

ББК Ш 146-923

В 676

Волкова М.Г.

В 676 Латинский язык. Учебное пособие по курсу: “Древние языки и культуры” для студентов специальности 031202 “Перевод и переводоведение”. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013 – 123 с.

Данное учебное пособие предназначено для студентов 1 курса ИМОЯК. В нем содержатся сведения по фонетике и грамматике латинского языка. К каждому уроку прилагается лексический минимум. В работу также включены упражнения для закрепления материала по основным разделам. В приложении даны краткие латинские изречения, а также латинско-русский словарь.

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к изданию методическим семинаром кафедры ЛиП ИМОЯК ТПУ

УДК 811.124(075.8)

ББК Ш 146-923

В 676

Рецензенты

Н.В. Полякова

кандидат филол. наук, доцент кафедры перевода и переводоведения ФГБОУ ВПО ТГПУ

В.А.Сусеков

кандидат филол. наук, доцент кафедры лингвистики ФГБОУ ВПО ТГПУ

С.Л.Васильева

кандидат филол. наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения ИМОЯК ТПУ

© ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, 2012

© Сутягин В.М., Бондалетова Л.И., 2012

© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2012

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Латинский язык, относящийся к италийской группе и входящий в индоевропейскую семью, первоначально был языком небольших родственных племен, но постепенно римляне расширяют свои владения, завоевывают соседние племена, и латинский язык становится языком римской народности. К середине III в. до н. э. вся Италия от реки Рубикон на севере до южного побережья, включая греческие города-колонии, была подчинена Риму. В результате длительных войн с Карфагеном и Македонией Рим становится могущественной державой Средиземноморья. В I в. до н. э. Гай Юлий Цезарь подчиняет Риму огромную территорию от берегов Рейна и Альп до Атлантического океана и Пиренейских гор. С расширением границ Римского государства увеличивается территория распространения латинского языка, ставшего основным языком административных институтов.

Письменность на латинском языке появляется приблизительно в VII-VI вв. до н. э., об этом свидельствуют древние надписи, сохранившиеся, правда, в незначительном количестве. В III в. до н. э. возникает письменная римская литература. Латинский язык развивается, совершенствуется. Этот период в истории латинского языка называется архаическим, поскольку шло становление его фонетической и грамматической системы.

К I в. до н. э. завершается формирование “классического” литературного языка, в основе которого лежит диалект города Рима. Этот век считается “золотым” веком латинского языка и литературы. Наибольшей выразительности и стройности литературный латинский язык достиг в произведениях великолепных прозаиков Цицерона, Цезаря и авторов непревзойденных поэтических творений Вергилия, Горация, Овидия и других.

Незначительные изменения произошли в грамматической системе литературного латинского языка послеклассического периода – “серебряной латыни” (I в. н. э.). Наиболее известные авторы этого времени - Сенека, Марциал, Петроний, Ювенал и Ливий.

Следующий этап в развитии латинского языка – поздняя латынь (II-V вв.) характеризуется отрывом литературного языка от живой, разговорной речи, именуемой “народной или вульгарной” латынью. В этот период происходит замена музыкального ударения динамическим, что повлекло за собой серьезные изменения в фонетике и грамматике латинского языка.

Именно живой латинский язык был занесен римлянами в покоренные области, где он подвергся значительному влиянию со стороны местных диалектов. После крушения Римской империи образовавшиеся народности, развивая по-особому латинский язык, выработали новые романские языки /от латинского слова Romвnus - римский/, например: французский, итальянский, испанский, португальский, румынский и другие.

С образованием романских языков латинский язык на огромной завоеванной территории перестал быть орудием живого общения народных масс, но, сохранившись как письменный язык официальных документов, просвещения, католической церкви, науки, продолжал играть ведущую роль в культурной и научной жизни Европы. Вплоть до XIX века научные труды писались на латинском языке, известны, например, работы И. Ньютона, Ф. Бэкона, М.В. Ломоносова и многих других ученых. Даже в середине XIX века в России некоторые научные работы по медицине писались на латинском языке: диссертации выдающегося хирурга Н.И. Пирогова, известного фармаколога И.Е. Дядьковского и др.

С интенсивным развитием наук потребовалась единая научная терминология, и здесь неисчерпаемым источником стали латинский и древнегреческий языки. Медицина, ботаника, зоология, геология и другие науки имеют двойную терминологию – на латинском и родном языках. Причем принято, что научные названия по форме должны быть латинскими, даже если они заимствованы из других языков, и подчиняться правилам латинской грамматики.

Однако кроме научной терминологии в языках многих народов можно выделить так называемую интернациональную лексику – слова с латинскими или древнегреческими корнями, особенно продуктивными в образовании словарного состава современных языков, например: интеллигент, делегат, менталитет, аудитория, реклама, аквариум и многие другие.

Знание латинского языка, оказавшего огромное влияние на развитие многих европейских языков, помогает овладеть современными иностранными языками, понять исторические языковые процессы, лучше усвоить грамматику и лексику родного языка. Знакомство при изучении латинского языка с фактами античной истории и культуры, с мифологическими сюжетами позволяет осмыслить и оценить культурные сокровища, созданные древними греками и римлянами. (Иванова Л.С., изд-во ТПУ, 2009)

Урок

§ 1 ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ

В латинском алфавите насчитывается 25 букв.

Латин- ские буквы Название Латинские примеры Латин- ские буквы Название Латинские примеры
A a a avis N n эн nomen
B b бэ bonus O o о neco
C c цэ caput, decem P p пэ pater
D d дэ domus Q q ку aqua
E e э sed R r эр verbum
F f эф nefas S s эс sum, nasus
G g гэ vulgus T t тэ satis
H h ха hasta U u у Remus
I i и ignis V v вэ divus
J j йота jus, ius X x икс Xerxes
K k ка Kalendae Y y ипсилон Tyrus
L l эль dolus Z z зет Zeno
M m эм Roma      

§2 ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ

В латинском языке для передачи гласных звуков имеется 6 букв: а, о, u, е, i, у.

Буквы "а, о, u" передают такие же звуки, как называются в алфавите: arа [ара] алтарь, жертвенник; oro [оро] я прошу, молю; unus [унус] один.

Буква " i " первоначально выполняла функции как гласного [и]: prima [прима] первая; ignis [игнис] огонь, так и неслогового [й]. Как [й] буква " i " произносится между гласными или в начале слова перед a, o, e, u: i’anua [йануа] дверь; ius [йус] право; m’aior [майор] больший.

Буква " у " /ипсилон/ встречается в словах греческого происхождения и передает звук [и]: lyra [лира] лира, древнегреческий музыкальный инструмент.

Буква " е " в латинском языке произносится как [э]: nemo [нэмо] никто; 'emeo [эмэо] я выхожу.

§ 3 ПРОИЗНОШЕНИЕ ДИФТОНГОВ И ДИГРАФОВ

Дифтонг - это сочетание двух гласных, произносимых отдельно, но составляющих один слог; диграф – это сочетание двух гласных, произносимых как один звук и составляющих один слог.

В латинском языке 2 дифтонга:аu, еu и 2 диграфа:ае, ое, исторически восходящих к дифтонгам.

Сочетание "ае" произносится как [э]: aes [эс] медь; aetas [этас] возраст

Сочетание "ое" передает звук, отсутствующий в русском языке; в немецком ему соответствует [ö], в английском – [∂:]. Например: р′оеna /пöна/ наказание; f′oedus [фöдус] договор.

Дифтонги " аu " и " еu " произносятся как [ау] и [эу] соответственно, причем [у] - краткий звук: Aur′ora [Aypopa] Ав­рора, богиня утренней зари; Еur′ора [Эуропа] Европа.

NB:1. Обычно сочетание " еu " в конце слова дифтонга не образует, так как гласные относятся к разным слогам: d′e-us [дэус] бог; n′ive-us [нивэус] снеж­ный.

2. Если над вторым гласным сочетания стоят знаки дол­готы: аē, краткости: аě или раздельного чтения (тремá): аё, то каждый звук произносится отдельно: ′ аёr [аэр] воздух.

§ 4 ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

При произношении большинства согласных латинского языка не возникает особых затруднений, поскольку они произносятся так, как называются в алфавите. Однако на произношение неко­торых букв следует обратить внимание.

Буква “С” произносится двояко, в зависимости от следующих за ней букв:

- как звук [ц] она произносится перед гласными е, у, i и перед диграфами ае, ое: ′асer [ацэр] острый; c′ytus [цитус] клетка; c′ibus [цибус] пища; C′aesar [Цэзар] Цезарь; c′oepi [цöпи] я начал;

- как звук [к] - перед согласными, гласными а, о, u и в конце слова: am′ica [амика] подруга; am′icus [амикус] друг; с′оnvoco [конвоко] я созывааю; cr′edo [крэдо] я верю; s′imulac [симуляк] как только.

NB: Этих же правил следует придерживаться при произношении слов с удвоенной "сс", которая в зависимости от последующего звука произносится как [кк] или [кц]. Например: ′occiput [окципут] затылок; ′accola [акколя] сосед.

Буква “S” также произносится двояко:

- как [з] - между гласными: v′isitat [визитат] он посещает; m′iser [мизэр] жалкий, несчастный;

- как [c] - в начале и в конце слова, в середине слова перед согласным: s′aepe /сэпэ/ часто; mag′ister [магистэр] учитель; s′ervus [сэрвус] раб, слуга; st′udeo [студэо] я старательно занимаюсь.

Удвоенная " ss " всегда произносится как [сс]: ′esse [эссэ] быть; R′ossicus [россикус] российский.

"L l" следует произносить мягче, как [ль]: l′upus [люпус] волк; p′opulus [популюс] народ.

"X x" произносится как [кс]: rex [рэкс] царь; x′enia [ксэниа] подарки.

"Z z" передает звук [з] и встречается преимущественно в словах греческого происхождения: z′uma [зума] котелок.

§ 5 ПРОИЗНОШЕНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

В латинском языке буква "q" употребляется всегда с буквой "u", то есть "qu", и произносится как [кв]: qu′attuor [кваттуор] четыре; ant′iquus [антиквус] древний.

В сочетаниях " su ", "ngu " буква "u" перед гласными произносится как [в]: l′ingua [лингва] язык; consuet′udo [консвэтудо] привычка, но: ′аngulus [ангулюс] угол.

NB: Это правило не распространяется на некоторые слова: например, s′u-us [суус] свой, s′u-a [суa] своя, s′u-um [сyyм] своё.

Сочетание "ti" перед гласными следует произносить как [ци]: in′itium [инициум] начало; sapi′entia [сапиэнциа] мудрость.

NB:1. В сочетаниях "sti-", "xti-", "tti-" - "ti" перед гласными

произносится как [ти]: ′ostium [остиyм] вход, m′ixtio [микстио] смесь; Br′uttii [бруттии] жители полуострова Бруттия;

2. Следует также запомнить произношение слова totius

[тотиус] родительный падеж от “весь, целый”.

Необходимо обратить внимание на произношение четырех сочетаний, в со­ставе которых присутствует буква "h":

ch [х]: chorus [хорус] хор;

ph [ф]: physica [физика] физика;

rh [р]: Rh′ea [Pэа] Рея;

th [т]: rh′ythmus [ритмус] ритм;

Буквосочетание "sch" читается как [сх] schola [схоля] школа.

Упражнение 1

Прочитайте:

Ergo, terrae, taurus, neuter, aera, eum, aeger, ego, nauta, saepe, aetas, auris, canto, caput, recens, doctus, cras, nunc, cena, custos, octo, scio, Cyprus, illinc, caelum, auctor, caedo, collis, clamor, scymnus, incus, cor, aequus, pulcher, sphinx, zea, faex, Phoebus, loquor, unguis, nix, passer, frutex, bacca, reus, falsus, aurum, ruo, vacca, canis, suus, classis, faber, dolus, eunt, hospes, duo, duae, mea, meus, cedris, capra, dea, dies, aequae, rubra, deus, latro.

§ 6 ПРАВИЛА УДАРЕНИЯ

1. Ударение в латинском языке никогда не ставится на последний слог. Исключение составляют односложные слова.

2. Ударение ставится на второй слог от конца, если он долгий.

3. Ударение переносится на третий слог от конца, если второй слог от конца краткий.

§ 7 ПРАВИЛА ДОЛГОТЫ И КРАСТКОСТИ СЛОГОВ

Гласные в латинском языке бывают (по природе и по положению в слове) долгими и краткими, для обозначения долготы над гласным ставится надстрочный знак ˉ: ā, ē, ī, ū, ō, для обозначения краткости - знак ˇ: ă, ĕ, ĭ, ŭ, ǒ.

Правила долготы (2-го слога от конца):

1. СЛОГ ДОЛГИЙ, если он содержит дифтонг или диграф. В словах nym-ph′aе-a [кувшинка], сamp-t′au-les [флейтист] второй слог долгий, так как содержит дифтонг/диграф, и поэтому он ударный.

2. Слог долгий, следовательно, и ударный, если гласный стоит перед группой согласных, а также перед "х" или "z". Именно поэтому второй слог долгий в слове pa-l′u -ster [болотный].

Правила краткости (2-го слога от конца):

1. Слог краткий, если гласный стоит перед гласным или "h". В слове o-ff′i-ci-um [обязанность] гласный "i" стоит перед гласным "u", значит, гласный второго слога краткий, поэтому ударение переносится на 3 слог от конца.

2. Слог краткий, если гласный стоит перед сочетанием взрывного с плавным или дрожащим: bl, dl, cl, gl, pl, tl, br, pr, dr, tr, cr, gr. Например, в слове t′e-ne –brае [темнота] гласный второго сло­га "е" стоит перед сочетанием взрывного с дрожащим / br /, сле­довательно, он краткий и ударение переносится на третий слог от конца.

3. Слог краткий, если гласный стоит перед сочетаниями: ch, ph, rh, th, qu; например, ′ex-sĕ -quor [я следую]; phi-l′o-s ǒ -phus [философ].

Кроме перечисленных правил, слоги могут быть долгими или краткими по природе; в таких случаях в словарях и грамматиках проставляются знаки долготы или краткости.

Упражнение 2

Определив в следующих словах количество 2-го слога от конца, поставьте ударение и прочитайте эти слова:

Сlamāre, legĕre, tenēre, dormīre, filia, proelium, natūra, insŭla, aureus, incŏla, magister, relĭquus, juvĕnis, incertus, longinquus, tegĕre, pessĭmus, domĭnus, mortālis, publĭcus, citrea, facultas, libenter, conscrībo, optĭmus, injuria, Mercurius, horribĭlis, incredibĭlis, Mediterraneus, neglegenter, vestīre, opprimĕre, necessarius, simplicĭtas, beneficium, praenuntia, purpureus, relinquĕre, pulchritūdo, grammatĭcus, ignorantia, egredior, merēre, cognōmen, mirāri, praeruptus, Pyrenaeus.

Упражнение 3

Определив в следующих словах количество 2-го слога от конца, поставьте ударение и прочитайте эти слова:

Aes, vae, jam, qui, quae, quod, sol, aēr, aera, aequus, caecus, caelum, Caesar, Craecus, Graeci, Celtae, saepe, poena, coepi, causa, jugum, lingua, Cyclops, schola, Gracchus, Pyrrhus, sphaera, phalanx, janua, Phrygia, proelium, Julius, Latium, spatium, Aegyptus, triumphus, secundus, honestus, aetaernus, December, propinquus, Minerva, Daedălus, Germānus, syllăba, declāro, Homērus, Cicĕro, Athēnae, poēta, machĭna, aquĭla, amīca, candĭdus, datīvus, occĭdo, occīdo, Juppĭter, incŏla, Eurōpa, atŏmus, saecŭlum, tabŭla, accuūso, edŭco, edūco, justitia, symphonia, adverbium, participium, argumentum, elephantus, labyrintus, Oceănus, Demosthĕnes, Democrĭtus, Heraclītus, genetīvus, pericŭlum, Epicūrus, manipŭlus, Thermopĭlae.

Урок

§ 8 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имена существительные в латинском и русском языках имеют много общего: они изменяются по падежам и числам, распределяются по трем родам и нескольким типам склонения.

Знакомство с латинским существительным следует начинать с его записи в словаре. Возьмем несколько слов:

terra, ae f земля, страна;

popŭlus, i m народ, народность;

nomen, ĭnis n имя, название;

lacus, us m озеро;

res, rei f.

В словаре имя существительное дается полностью в форме именительного падежа, затем помещается окончание родительного падежа и указывается род существительного. Следовательно, в приведенных примерах буквами m, f, n обозначен род существительного: m (masculīnum) мужской род, f (feminīnum) женский род, n (neutrum) средний род.

Запомните название латинских падежей:

Nominatīvus - именительный падеж

Genetīvus - родительный падеж

Datīvus - дательный падеж

Accusatīvus - винительный падеж

Ablatīvus - отложительный или отделительный падеж, часто соответствует русскому творительному падежу

Vocatīvus - звательный падеж (в этом падеже находятся слова- обращения, он во многих склонениях совпадает с формой nominatīvus).

Необходимо знать и названия чисел на латинском языке: numĕrus singulāris единственное число, numĕrus plurālis множественное число; при этом слово “numĕrus” опускается.

§ 9.1 СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода, имеющие следующие окончания:

Nom.Sing. – a,

Gen.Sing. – ae

Образец склонения

terra, ae f земля, страна; filia,ae f дочь

    Sing.   Plur.
Nom. terr-a fili -a terr-ae fili -ae
Gen. terr-ae fili -ae terr-ārum fili -ārum
Dat. terr-ae fili -ae terr-is fili -is
Acc. terr-am fili -am terr-as fili -as
Abl. terr-ā fili -ā terr-is fili -is
Voc. terr-a fili -a terr-ae fili -ae

§ 10 Глагол sum, FUI, esse быть в настоящем времени

Глагол esse, часто употребляющийся в предложении как глагол-связка в именном составном сказуемом, как вспомогательный глагол, а также в качестве основного глагола, входит в группу неправильных глаголов, и поэтому его спряжение необходимо запомнить.

Singulāris Plurālis

1 лицо sum я есть 1 лицо sumus мы есть

2 лицо es ты есть 2 лицо estis вы есть

3 лицо est он, она, оно есть 3 лицо sunt они есть

Упражнение 4

Просклоняйте:

Nauta, ae m; via, ae f; lingua, ae f; insŭla, ae f

Упражнение 5

Переведите и сделайте разбор предложений:

1. Scientia potentia est. 2. Terra est sphaera. 3. Terra est stella. 4. Terra et luna sunt stellae. 5. Philosophia est magistra vitae. 6. Historia est schola vitae. 7. Schola est via scientiārum. 8. Roma est in Italiā. 9. In terrā et in aquā est vita. 10. Puella est amīca. 11. Incŏlae insulārum sunt nautae. 12. In terrā est vita, in lunā non est. 13. In silvis sunt bestiae. 14. In Africā sunt silvae palmārum. 15. Minerva est dea pugnārum.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 1

1. aqua, ae fвода

2. сoncordia, ae fсогласие

3. etи, и к тому же

4. filia, ae fдочь

5. incŏla, ae m, fжитель, -ница

6. insŭla, ae fостров

7. lingua, ae fязык

8. nauta, ae mмореплаватель, моряк

9. рotentia, ae fсила, власть

10. рugna, ae fбитва, состязание

11. schola, ae fшкола

12. scientia, ae fзнание

13. silva, ae fлес

14. stella, ae fзвезда, созвездие

15. terra, ae fземля, суша; страна

16. via, ae fдорога, путь

17. victoria, ae fпобеда

18. vita, ae fжизнь, образ жизни

19. magistra, ae fучительница, наставница

20. bestia, ae f животное, зверь

Урок

§ 11 ГЛАГОЛ

Латинский глагол так же, как и русский, изменяется по лицам и числам; имеет 3 наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное; 6 времен: настоящее (Praesens), 3 прошедших времени (Imperfectum, Perfectum, Plusquamperfectum) и 2 будущих (Futūrum I (primum) et II (secundum)), а также 2 залога (actīvum et passīvum).

Следует обратить внимание на отличие латинского глаголаот глагола русского языка.

Во-первых, в словаре латинский глагол представлен 4-мя формами.

Во-вторых, в латинском языке глагол имеет 3 основы, которые служат для образования 6 времен (в то время как в русском языке всего 3 временные формы).

В-третьих, латинские глаголы распределяются по 4 типам спряжения, в то время как в русском языке их всего 2.

Именно с определения типа спряжения и следует начинать изучение латинского глагола.

§ 12 ТИП СПРЯЖЕНИЯ

Тип спряжения определяется по конечной гласной основы инфекта, для нахождения которой следует отбросить от инфинитива окончание “-re”.

Кстати, в латинском словаре форма инфинитива стоит последней и часто указывается только цифрой: supĕro, 1 превосходить и др.

Рассмотрим на примерах правило определения типа спряжения глагола.

Инфинитив Основа инфекта Гласный основы Тип спряжения

Vocāre vocā- -ā 1 cпряжение

[звать]

Manēremanē- -ē 2 спряжение

[оставаться]

Pellĕre pellĕ- -ĕ 3 спряжение

[гнать]

Munīremunī- -ī 4 спряжение

[укреплять]

Примечания: 1. Практически возможен также другой способ определения типа спряжения по форме инфинитива (иногда в словаре вместо всей формы инфинитива указываются только три последние буквы). Следовательно, инфинитив оканчивается на:

-āre – 1 спряжение; -ēre – 2 спряжение;

-ĕre – 3 спряжение; -īre – 4 спряжение.

2. К 3 спряжению относится также небольшая группа глаголов 3 “б” спряжения с основой инфекта на “-ĭ”; в инфинитиве этот гласный переходит в “-ĕ”. Например: rapio, rapĕre [хватать, брать] глагол 3-го “б” спряжения, его основа инфекта rapĭ- и определяется она по 1-ой форме (Praesens) путем отбрасывания окончания –о.

Упражнение 6

Найдите основу инфекта и укажите тип спряжения глаголов:

labōro, āre [работать], iubeo, ēre [приказывать], saepio, īre [быть разумным], minuo, ĕre [уменьшать], audio, īre [слушать], vinco, ĕre [побеждать], timeo, ēre [бояться], dormio, īre [спать], do, ăre [давать], facio, ěre [делать], signo, āre [обозначать], mitto, ĕre [посылать], servo, āre [спасать, сохранять], fugio, ĕre [бежать], servio, īre [служить].

§ 13 ОБРАЗОВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО

ЗАЛОГА (PRAESENS INDICATĪVI ACTĪVI)

Praesens indicatīvi actīvi образуется путем прибавления к основе инфекталичных окончаний.

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

Sing. Plur.

1 лицо -o mus

2 лицо -s tis

3 лицо -t nt

При спряжении глаголов в Praesens indicatīvi actīviследует помнить о следующих особенностях:

1. В 1 спряжении в 1 лице единственного числа гласный основы “-а” перед окончанием “-o” выпадает.

sing.

1. or-o я прошу

2. ora-s ты просишь

3. ora-t он, она просит

plur.

1. orā-mus мы просим

2. orā-tis вы просите

3. ora-nt они просят

2. Во 2 спряжении особенностей нет.

sing.

1. dele-o – я разрушаю

2. dele-s – ты разрушаешь

3. dele-t – он, она, оно разрушает

plur.

1. delē-mus мы разрушаем

2. delē-tis вы разрушаете

3. dele-nt они разрушают

3. В 3а спряжении “ĕ” перед гласными выпадает, пeред окончаниями, начинающимися на “-s, -m, -t ”, переходит в “ĭ”; a перед “-n” – в “u”.

sing.

1. scrib-o я пишу

2. scrib-i-s ты пишешь

3. scrib-i-t он, она пишет

plur.

1. scrib-ĭ-mus мы пишем

2. scrib-ĭ-tis вы пишете

3. scrib-u-nt они пишут

4. В 4-ом спряжении в 3 лице множественного числа между основой и окончанием вставляется гласный “u”:

sing.

1. аudi-o я слушаю

2. аudi-s ты слушаешь

3. аudi-t он, она слушает

plur.

1. audī-mus мы слушаем

2. audī-tis вы слушаете

3. audi-u-nt они слушают

NB:Глаголы 3-го спряжения “б”, основа которых оканчивается на “ĭ”, спрягаются по модели 4-го спряжения.

sing.

1. rapi-o я хватаю

2. rapi-s ты хватаешь

3. rapi-t он, она хватает

plur.

1. rapĭ-mus мы хватаем

2. rapĭ-tis вы хватаете

3. rapi-u-nt они хватают

Упражнение 7

Определите тип спряжения глаголов и проспрягайте их в настоящем времени действительного залога; переведите глагольные формы:

teneo, ēre [держать]; honesto, āre [оказывать уважение]; tribuo, ĕre [делить, разделять]; custodio,īre [охранять, сторожить]; suscipio, ĕre [брать на себя, предпринимать]; vinco,ĕre [побеждать]; doceo, ēre [обучать]; defendo,ĕre [защищать]; punio,īre [наказывать]; jacio, ĕre [бросать].

Упражнение 8

Переведите предложения на русский язык, сделайте письменный разбор:

1. Magistra puellis fabŭlam narrat. 2. Laborāre debēmus. 3. Quid times? 4. Etiam bestia memoriam habet. 5. Si narras, audīre debeo. 6. Si dormīmus, nihil audīmus. 7. Si magistra narrat, audīre debētis. 8. Stellae et luna nautis viam monstrant. 9. Puellae statuam rosis ornant. 10. Puella jam littĕras studet. 11. Patriam amāre et defendĕre debēmus. 12. Pro patriā pugnāmus. 13. Luna et stellae noctu terram illustrant. 14. Luna saepe figūram littĕrae C habet. 15. Ita scribo, ut sentio. 16. Nautae insŭlam capiunt. 17. Fabŭlas poētārum libenter legĭmus. 18. Si taces, consentis. 19. Incŏlae Siciliae agricŏlae et nautae sunt. 20. Nihil semper floret.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 2

1. amo, amāvi, amātum,āre 1любить, быть признательным

2. audio, audīvi, audītum, īre 4слышать, слушать, соглашаться

3. clamo, clamāvi, clamātum, āre 1 кричать

4. debeo, debui, debĭtum, ēre 2быть должным, быть обязанным

5. dormio, dormīvi, dormītum, īre 4спать

6. еrro, errāvi, errātum, āre 1ошибаться; блуждать, скитаться

7. fabŭla, ae fрассказ, сказка, басня

8. habeo, habui, habĭtum, ēre 2держать, иметь, обладать, считать

9. labōro, laborāvi, laborātum, āre 1 работать, трудиться

10. littĕra, ae fбуква;

11. memoria, ae fпамять, воспоминание

12. monstro, monstrāvi, monstrātum, āre 1указывать, показывать

13. narro, narrāvi, narrātum, āre 1рассказывать, сообщать, извещать

14. numĕro, numerāvi, numerātum, āre 1считать, иметь

15. orno, ornāvi, ornātum, āre 1наряжать, украшать

16. рatria, ae fотечество, родина

17. рugno, pugnāvi, pugnātum, āre 1сражаться; спорить

18. spero, sperāvi, sperātum, āre 1надеяться; полагать, думать

19. taceo, tacui, tacĭtum, ēre 2 молчать, безмолствовать

20. valeo, valui, -, ēre 2быть сильным, крепким; быть здоровым

Урок 4

§ 14. ОБРАЗОВАНИЕ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

IMPERATĪVUS

Повелительное наклонение в латинском языке так же, как в русском, имеет формы 2-го лица единственного и множественного числа.

Форма 2 лица единственного числа совпадает с основой инфекта (от инфинитива необходимо отбросить окончание -re), исключение составляют глаголы 3 б спряжения: у них повелительная форма второго лица единственного числа оканчивается на –ĕ.

Для образования повелительного наклонения во 2 лице множественного числа к основе инфекта нужно прибавить окончание -te (исключение составляют глаголы 3 а спряжения, у них ĕ перед окончанием “-te” переходит в ĭ).

Например:

monstrāre показывать: monstrā покажи; monstrāte покажите;

tenēre держать: tenē держи; tenēte держите;

(vivo) vivĕre жить: vivĕ живи; vivĭteживите;

(capio) capĕre хватать: capĕ хватай; capĭte хватайте;

audīre слушать: audī слушай; audīte слушайте.

NB: Глаголы dico, ĕre говорть, duco, ĕre вести, facio, ĕre делать, fero, ferre нести, говорить образуют един. число без конечного гласного основы, то есть dic говори; duc веди; fac делай; fer неси.

Imperatīvus в форме запрещения состоит из слов noli (для единственного числа) и nolīte (для множественного числа) и инфинитива, например: noli clamāre не кричи; nolīte clamāre не кричите.

Упражнение 9.

Образуйте формы повелительного наклонения от данных глаголов и переведите:

pugno, āre сражаться; spiro, āre дышать; valeo, ēre быть здоровым; discēdo, ĕre уходить; alo, ĕre кормить; claudo, ĕre закрывать; consentio, īre соглашаться; intro, āre входить; occŭpo, āre захватывать; divĭdo, ĕre делить; spero, āre надеяться; sileo, ēre молчать; suscipio, ĕre брать на себя, предпринимать.

§ 15. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Личные местоимения образованы от разных основ, причем необходимо запомнить, что личных местоимений 3-го лица в латинском языке нет, а в их роли выступают указательные местоимения.

S i n g u l ā r i s P l u r ā l i s

Nom. ego я tu ты nos мы vos вы

Gen. mei меня tui тебя nostri нас vestri вас

nostrum из нас vestrum из вас

Dat. mihi мне tibi тебе nobis нам vobis вам

Acc. mē меня tē тебя nos нас vos вас

Abl. mē мною tē тобою nobis нами vobis вами

§ 16. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

Возвратное местоимение латинского языка так же, как и в русском, не имеет именительного падежа.

Gen. sui себя Acc. sē себя

Dat. sibi себе Abl. sē собой

Примечания: 1. Предлог “cum” с, вместе с, употребляющийся с аbl., ставится после местоимения и пишется с ним слитно: mecum со мной; nobiscum с нами; secum с собой.

2. Возвратное местоимение sui употребляется только по отношению к 3-ему лицу как единственного, так и множественного числа.

Упражнение 10.

Переведите следующие предложения на русский язык и сделайте письменный разбор:

1. Epistŭlas mihi scribĕ mittĕque. 2. Amīca, me adiŭva. 3. Mecum legĭte, mecum scrbĭte. 4. Nolīte ad me venīre hodie. 5. Nolīte tacēre, si dicĕre debētis. 6. Amīca nos ad se vocat. 7. Nolīte dicĕre, si nescītis. 8. Exercēte memoriam. 9. Fabŭlam nobis narrā, filia!

Примечание: 1.Постпозитивная частица –que (союз “и”) пишется слитно с присоединяемым словом.

2. me – accusatīvus местоимения ego “я”.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 3.

1. аgo, ēgi, actum, ĕre 3вести, гнать, делать, действовать

2. сapio, cēpi, captum, ĕre 3брать, взять; захватывать; получать, принимать

3. сedo, cessi, cessum, ĕre 3идти, ступать, уступать

4. сopia, ae fзапас, изобилие; copiae, ārum, fвойско

5. сredo, credĭdi, credĭtum, ĕre 3верить,считать, полагать

6. dico, dixi, dictum, ĕre 3говорить, сказать

7. do, dedi, datum, dăre 1давать

8. facio, fēci, factum, ĕre 3делать, совершать,разбивать (castra)лагерь; поддерживать

9. lego, legi, lectum, ĕre 3собирать; читать

10. mitto, misi, missum, ĕre 3бросать, посылать, отправлять

11. natūra,ae fприрода

12. pecunia, ae f имущество, деньги, состояние

13. scribo, scripsi, scriptum, ĕre 3писать

14. sentio, sensi, sensum, īre 4чувствовать, думать, считать, полагать

15. struo, struxi, structum, ĕre 3 строить

16. venio, vēni, ventum, īre 4приходить, прибывать, (о времени) наступать

17. defendo, defendi, defensum, ĕre 3 отражать, защищать, оборонять

18. moneo, monui, monĭtum, ēre 2напоминать, уговаривать, внушать

19. studeo, studui, -, ēre 2(с dat.)усердно заниматься, стараться; изучать

20. tango, tetĭgi, tactum, ĕre 3трогать; соприкасаться

Урок 5

§ 17. 2 СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода, оканчивающиеся в Nom.Sing. на -us, -er и одно слово на –ir (vir, viri m - мужчина, человек) и среднего рода на –um. Gen.Sing. обоих родов оканчивается на –i. Сюда же относятся несколько слов женского рода (исключения) – humus, i f – почва, земля, malus, i f – яблоня, popŭlus, i f – тополь и др.

Образец склонения

Sing. Pl.
  m (f) n m (f) n
Nom. -us -er (-ir) -um -i -a
Gen. -i -i -i -ōrum -ōrum
Dat. -o -o -o -is -is
Acc. -um -um -um -os -a
Abl. -o -o -o -is -is
Voc. -e -er (-ir) -um -i -a

Склонение

amīcus, i m друг

puer, puĕri m мальчик, ребенок

bellum, i n война

Sing.

  m   n
Nom. amīc-us puer bell-um
Gen. amīc -i puĕr-i bell-i
Dat. amīc -o puĕr-o bell-o
Acc. amīc -um puĕr-um bell-um
Abl. amīc -o puĕr-o bell-o
Voc. amīc -e puĕr bell-um

Plur.

  m   n
Nom. amīc -i puĕr-i bell-a
Gen. amīc-ōrum puĕr-ōrum bell-ōrum
Dat. amīc -is puĕr-is bell-is
Acc. amīc -os puĕr-os bell-a
Abl. amīc -is puĕr-is bell-is
Voc. amīc -i puĕr-i bell-a

Примечания:

1.Обратите внимание на основу существительных на –er, типа ager, agri m поле; puer, ĕri m мальчик. В первом случае – agr-, а во втором – puĕr-.

2. Во 2-ом склонении существительные на –us вVoc. sing.принимают окончание –е;а собственные имена на - ius и слово filius “сын” в звательном падеже оканчиваются на –о,причем словосочетание “мой сын” в вокативе будет mi fili.

Упражнение 11.

Выберите из данных слов вначале существительные 1-го

склонения, затем существительные 2-го склонения и просклоняйте:

vir, viri m человек, мужчина; filius, i m сын; filia, ae f дочь; flos, ōris m цветок; nauta, ae m моряк; patria, ae f родина; pericŭlum, i n опасность; res, rei f дело, вещь; puer, ĕri m мальчик; ager, agri m поле; popŭlus, i m народ; fructus, us m плод; cerăsus, i f вишня (дерево); exercĭtus, us m войско; pirāta, ae m пират; gener, ĕri m зять; sponsa, ae f невеста; sponsus, i m жених; custodia, ae f охрана, стража.

Упражнение 12.

Определите падежные формы слов и переведите на русский язык:

causam, campum, linguam, amīcum, agricŏlas, agros, libros, magistram, magistrum, campos, magistros, fata, viā, magistras, natūrae, campe, viārum.

§ 18. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное в латинском языке, как и в русском, изменяется по родам, числам и падежам.

Прилагательные латинского языка в зависимости от родовых окончаний делятся на 2 группы:

1. прилагательные 1-2 склонений;

2. прилагательные 3-го склонения.

К первой группе относятся прилагательные, оканчивающиеся на -us, -a, -um и на -er, -a, -um.

Например:

longus, a, um длинный;

niger, gra, grum черный;

liber, ĕra, ĕrum свободный.

В словаре прилагательное приводится полностью в форме мужского рода, затем указываются окончания женского и среднего родов (иногда в этих формах приводится часть основы).

Например: humānus, a, um человеческий, что означает humānus m человеческий, humāna f человеческая, humānum n человеческое. Coответственно прилагательное ruber, bra, brum красный имеет следующие родовые формы: ruber (m), rubra (f), rubrum (n), liber, ĕra, ĕrum свободный – liber (m), libĕra (f), libĕrum (n).

NB: По словарной форме прилагательных можно установить

тип склонения, например:

m f n

белый alb-us -a -um

черный niger-gr-a-gr-um

свободный liber -ĕr-a -ĕr-um

большой magn-us -a-um

2 склонение 1 склонение 2 склонение

§ 19. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

По своей форме с прилагательными 1-2 склонений совпадают притяжательные местоимения латинского языка.

meus, a, um мой; noster, tra, trum наш;

tuus, a, um твой; vester, tra, trum ваш.

suus, a, um свой;

Примечание: Употребление в предложении притяжательных местоимений (а также личных местоимений и возвратного в косвенных падежах) зависит от лица подлежащего, которое определяется по окончанию глагола-сказуемого (сравните с современными европейскими языками), например:

Omnia mea mecum portoВсе свое я ношу с собой;

Omnia tua tecum portasВсе свое ты носишь с собой;

Omnia sua secum portatВсе свое он носит с собой;

Omnia nostra nobiscum portāmusВсе свое мы носим с собой;

Omnia vestra vobiscum portātisВсе свое вы носите с собой;

Omnia sua secum portant Все свое они носят с собой.

§20. СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

При согласовании прилагательных с существительным необходимо помнить, что согласно традиции в латинском атрибутивном словосочетании определение, как правило, следует за существительным.

Например: наша известная страна.

Словарная форма существительного “страна” terra, ae f; а определений “наш” noster, tra, trum, “известный” clarus, a, um.

Следовательно, на латинском языке это словосочетание будет terra nostra clara. Все слова этого словосочетания относятся к 1 склонению.

Перевод словосочетания наш известный моряк начнем с существительного “моряк”, по-латыни это nauta, ae m, поэтому и определения должны быть в форме мужского рода: nauta noster clarus. Следовательно, существительное склоняется по 1 склонению, а определения – по 2-ому.

Упражнение 13.

Используя данные в скобках слова,переведите словосочетания на латинский язык, определите тип склонения слов, входящих в него, и просклоняйте:

1. Моя большая семья (familia, ae f; meus, a, um; magnus, a, um);

2. Свободный римский земледелец (agricǒla, ae m; Romānus, a, um; liber, ĕra, ĕrum);

3. Красивый древний храм (templum, i n; antīquus, a, um; pulcher, chra, chrum);

4. Наш свободный народ (popŭlus, i m; liber, ĕra, ĕrum; noster, tra, trum);

5. Ваш знаменитый щит (scutum, i n; clarus, a, um; vester, tra, trum).

Упражнение 14.

Переведите предложения на русский язык и сделайте письменный разбор:

1. Amīcus mecum legit et scribit. 2. Puĕri libros poētārum legunt. 3. Inter bella et pericŭla non est locus otio. 4. Magistri discipŭlos docent. 5. Discipŭli magistro epistŭlam scribunt. 6. Amīci libros a me accipiunt. 7. Magistri docent puĕros verba recte legĕre et scribĕre. 8. Romāni in ripā fluvii castra ponunt. 9. Eae puellae sunt meae amīcae. 10. In Romā via sacra est. 11. Mei amīci sunt discipŭli boni. 12. Nostri filii et filiae sunt libĕri boni. 13. Scuta sunt bona praesidia in pugnis. 14. Filius amīci nostri aegrōtus est. 15. In Graeciā et in Italiā vides pulchra monumenta Graecōrum et Romanōrum antiquōrum. 16. Terra nostra rotunda est.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 4.

1. аger, agri mполе, пашня

2. amīcus, i mдруг, приятель

3. bellum, i nвойна

4. discipŭlus, i mученик

5. exemplum, i nобразец, пример

6. lĭber, bri mкнига

7. locus, i mместо, позиция;

8. magister, tri mучитель, наставник

9. рorta, ae fворота

10. рuer, ĕri mребенок, мальчик

11. verbum, i nслово, выражение

12. vir, viri mмуж, мужчина, человек

13. аlter, ĕra, ĕrumодин (другой) из двух), второй

14. longus, a, umдлинный, долгий, длительный

15. malus, a, umплохой, дурной, злой; пагубный, коварный

16. negotium, ii nзанятие, дело, работа

17. рulcher, chra, chrumкрасивый; благородный

18. sanus, a, um здоровый; целый, невредимый

19. sapientia, ae fблагоразумие; ум; мудрость

20. solus, a, umтолько один, единственный

21. totus, a, umвесь, целый

22. injuria, ae fнесправедливость, насилие

Урок 6

§ 21 ОБРАЗОВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ СТРАДАТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА (PRAESENS INDICATĪVI PASSĪVI)

Praesens indicatīvi passīvi образуется путем прибавления к основе инфекталичных окончаний пассивного залога.

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

Sing. Plur.

- or - mur

- ris - mĭni

- tur - ntur

При спряжении глаголов в Praesens indicatīvi passīvi следует помнить о тех же особенностях, что и при спряжении в Praesens indicatīvi actīvi:

1. В I спряжении в 1 лице единственного числа гласный основы “а” перед окончанием “-or” выпадает, например:

sing.

1. оr-or меня просят

2. оrā-ris тебя просят

3. оrā-tur его, ее просят

plur.

1. оrā-mur нас просят

2. оra-mĭni вас просят

3. оra-ntur их просят

2. Во II спряжении особенностей нет.

sing.

1. dele-or меня уничтожают

2. delē-ris тебя уничтожают

3. delē-tur егоб ее уничтожают

plur.

1. delē-mur нас уничтожают

2. delē-mĭni вас уничтожают

3. dele-ntur их уничтожают

3.В 3-ем «а» спряжении “ĕ” перед гласными выпадает, пeред окончаниями, начинающимися на “-m, -t ”, переходит в “ĭ”; a перед “-n” – в “u”, перед “r” – основа сохраняется. Например:

sing.

1. scrib-or обо мне пишут

2. scribĕ-ris о тебе пишут

3. scrib-ĭ-tur о нем, о ней пишут

plur.

1. scrib ĭ-mur о нас пишут

2. scrib-i-mĭni о вас пишут

3. scrib-u-ntur о них пишут.

1. В 4-ом спряжении в 3 лице множественного числа между основой и окончанием вставляется гласный “u”:

sing.

1. аudi-or меня слушают

2. аudī-ris тебя слушают

3. аudī-tur его, ее слушают

plur.

1. аudī-mur нас слушают

2. аudi-mĭni вас слушают

3. audi-u-ntur их слушают

NB: Глаголы 3-го спряжения “б”, основа которых оканчивается на “ĭ”, спрягаются по модели 4-го спряжения, но перед окончанием “-ris” “ĭ” переходит в “ĕ”, например:

sing.

1. rapi-or меня хватают

2. rapĕ-ris тебя хватают

3. rapĭ-tur его, ее хватают

plur.

1. rapĭ-mur нас хватают

2. rapi-mĭni вас хватают

3. rapi-u-ntur их хватают

Примечание. Если в страдательной конструкции действующий предмет одушевленное лицо, то перед ним ставится предлог а (аb), который на русский язык не переводится (Сравните с употреблением в английском языке в подобном случае предлога “by”). Этот падеж называется ablatīvus auctōris - творительный действующего лица.

Предмет, посредством которого совершается действие, выражается именем в аблятиве без предлога. Такой аблятивус называется ablatīvus instrumenti (аблятив орудия действия).

Например:

Arma e ferro parantur.

Clavus clavo pellĭtur. - ablatīvus instrumenti

Agri nostri ab agricŏlis irrigantur. - ablatīvus auctōris

Упражнение 15

Проспрягайте следующие глаголы в Praesens indicatīvi passīvi:

teneo, ēre держать; honesto, āre оказывать уважение; tribuo, ĕre делить, разделять; suscipio, ĕre брать на себя, предпринимать; custodio,īre охранять, сторожить; vinco,ĕre побеждать; doceo, ēre обучать; defendo,ĕre защищать; punio,īre наказывать; jacio, ĕre бросать.

Упражнение 16

Преобразуйте действительную конструкцию в страдательную:

a) Natūra nihil sine causa gignit.

b) Stellae nautis viam monstrant.

c) Magister discipŭlos docet.

d) Agricŏlae agrum colunt.

§ 22 INFINITĪVUS PRAESENTIS PASSĪVI

Основа инфекта + - ri (I, II, IV спр.)

+ - i (III спр.)

Упражнение 17

Переведите и сделайте письменный разбор предложений:

1.De te fabŭla narrātur. 2. Victoria concordiā gignĭtur. 3. Magnā copiā aquae campus irrigātur. 4. Si discipŭli bene student, a magistris laudantur. 5. Statuae virōrum clarōrum rosis ornantur. 6. Patria in pericŭlis a viris defendi debet. 7. Sine causa a te accūsor. 8. Agri ab agricŏlis coli debent. 9.Troja a Graecis expugnatur. 10. Qui a multis timētur, multos timet.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ 5

1. accūso, accusāvi, accusātum, āre 1 порицать, обвинять

2. аgricŏla, ae mземледелец

3. arma, ōrum nоружие, вооружение

4. bonus, a umхороший, добрый, справедливый

5. campus, i mполе, равнина, степь

6. сausa, ae fпричина, повод, дело

7. сlarus, a, umсветлый, известный, знаменитый

8. сolo, colui, cultum, ĕre 3обрабатывать, возделывать; почитать; окружать вниманием

9. еpistŭla, ae fпослание, письмо

10. gigno, genui, genĭtum, ĕre 3рождать

11. humānus, a,umчеловеческий, свойственный человеку

12. laudo, laudāvi, laudātum, āre 1 хвалить

13. magnus, a, umбольшой, великий

14. modus, i m мера; умеренность; такт, ритм

15. рaro, parāvi, parātum, āre 1готовить, устраивать; приобретать

16. рericŭlum, i nопасность, риск

17. vinco, vici, victum, ĕre 3побеждать, одолевать; успешно доказать

18. voco, vocāvi, vocātum, āre 1звать, созывать; отзывать; молить, просить

Урок 7

§ 23 ОБРАЗОВАНИЕ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА И БУДУЩЕГО I

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО И СТРАДАТЕЛЬНОГО ЗАЛОГОВ

IMPERFECTUM INDICATĪVI ET FUTŪRUM I INDICATĪVI ACTĪVI ET PASSĪVI

От основы инфекта при помощи прибавления различных суффиксов также образуются времена Imperfectum indicatīvi и Futūrum I(primum)indicatīvi actīvi et passīvi.

Таблица образования времен несовершенного вида

Изъявительного наклонения

Времена Основа Суффикс Окончания  
Actīvum Passīvum  
1. Praesens indicatīvi act. et pass.   Основа инфекта     нет Singulāris  
1. –o/-m 2. – s 3. – t – or/-r – ris – tur  
2.Imperfectum indicatīvi act. et pass. 1,2 спр. – bā – 3,4 спр. -ēbā –  
Plurālis  
  1. – mus 2. – tis 3. – nt   – mur – mĭni – ntur  
3.Futūrum I indicatīvi act. et pass.   1,2 спр. - b - 3,4 спр. – a – (1л. ед. ч.) – з – (остальные лица)  

Примечания: 1. В 1 лице ед. числа в Imperfectum окончания – m (act.) и – r (pass.); в Futurum I для глаголов 1-2 спр. – о (act.) и - or (pass.), а для глаголов 3-4 спр. – m (act.) и – r (pass.).

2.При спряжении глаголов 1-2 спр. в Futūrum I между суффиксом и окончанием вставляются тематические гласные: перед s, m, t – ĭ; перед n – u; перед r – ĕ.

3. Глаголы в Imperfectum на русский язык переводятся глаголами несовершенного вида.

4. Глагол esse быть, существовать, находиться, как уже было сказано, входит в группу неправильных глаголов. Запомните его спряжение:

Imperfectum ind. act. Futurum I ind. act.

Sing. Plur. Sing. Plur.

1. eram erāmus 1. ero erĭmus

2. eras erātis 2. eris erĭtis

3. erat erant 3. erit erunt.

Наши рекомендации