Социально-экономические предпосылки возникновения научной философии

Марксистская философия, учение Маркса в целом возникают как ответ на потребность человеческого общества в познании мира и самого себя, своей собственной сущности. Научная философия, таким образом, возникает в результате действия общечеловеческой потреб­ности к знанию и самопознанию. Человеческое существование и раз­витие невозможны без знания внешнего мира и самопознания и поэто­му на каждой ступени исторического процесса общество создавало определенную, хотя и всегда противоречивую, картину мира и тракто­вку своей сущности.

Включая все более значительные элементы объективной исти­ны, представления о мире и своей собственной сущности в течение тысячелетий имели более или менее искаженный, донаучный характер. В период капитализма, завершающий предысторию общества, возни­кает необходимость в научном знании о сущности мира и общества, ибо переход к подлинной истории человечества невозможен без глу­бокого понимания мира и общества, законов их развития. Закономер­ная черта переходного периода мировой истории заключается в осо­знании человечеством своей сущности в единстве с пониманием сущ­ности окружающего бесконечного мира. Возникновение марксизма вызвано поэтому прежде всего общечеловеческими факторами разви­тия общества.

Для появления подлинно научного, объективного знания об об­ществе и окружающем мире необходимы определенные объективные социально-экономические предпосылки. Это прежде всего достаточно высокий уровень развития способа производства, обусловливающий необходимую степень овладения человеком материальными силами природы и общества. Для осознания самого себя общество, далее, должно было получить развитую социальную структуру, ибо только на достаточно сложной ступени развития объективно проявляются внут­ренние “механизмы” и законы действительности. Такой ступенью раз­вития был капитализм, который довел все общественные отношения До чисто экономических отношений “голого интереса, бессердечного чистогана”, “эксплуатацию, прикрытую религиозными и политически­ми иллюзиями”, заменил “эксплуатацией открытой, бесстыдной, пря­мой, черствой”[3] и тем самым сделал возможным теоретическое осо­знание скрытых пружин, движущих не только капиталистическим об­ществом, но и историей вообще.

Создание научной теории мира и общества стало возможным на ступени достаточно зрелого капитализма, которую последний достига­ет к 40-м гг XIX в Это нашло свое отражение в начавшихся периоди­ческих кризисах перепроизводства, революционных выступлениях ра­бочих (восстания лионских ткачей 1831,1834 гг, силезских ткачей 1844 г)

Для появления научного мировоззрения были необходимы не только объективные условия, общечеловеческие потребности, но и та социальная сила, которая была прямо заинтересована в создании науч­ной теории общественного развития В расколотом на антагонистичес­кие классы обществе такой силой мог стать только класс, который по своему объективному положению в системе общественного произ­водства, месту и роли в социальном прогрессе был заинтересован в объективном взгляде на .мир и самого себя, в беспощадной критике су­ществующего общественного строя Таким классом, как известно, мог стать только пролетариат В силу своего реального положения в капи­талистическом обществе пролетариат является наиболее последовате­льным революционным классом, заинтересованным в устранении ка­питалистического общества и создании общества, в котором “свобод­ное развитие каждого является условием свободного развития всех”' При этом пролетариат не может освободить самого себя, не освобо­ждая всего общества, не создавая принципиально новый, высший спо­соб человеческого существования Призванный коренным образом пе­рестроить общество, пролетариат нуждается в последовательной и глубоко научной критике всего существующего, не заинтересован в каком-либо сокрытии правды и поэтому испытывает потребность в по­явлении действительно научной теории, научного мировоззрения Та­кое мировоззрение было создано гениальными мыслителями К Мар­ксом (1818-1883) и Ф Энгельсом (1820-1895)

Наши рекомендации