Социально-экономические предпосылки возникновения научной философии
Марксистская философия, учение Маркса в целом возникают как ответ на потребность человеческого общества в познании мира и самого себя, своей собственной сущности. Научная философия, таким образом, возникает в результате действия общечеловеческой потребности к знанию и самопознанию. Человеческое существование и развитие невозможны без знания внешнего мира и самопознания и поэтому на каждой ступени исторического процесса общество создавало определенную, хотя и всегда противоречивую, картину мира и трактовку своей сущности.
Включая все более значительные элементы объективной истины, представления о мире и своей собственной сущности в течение тысячелетий имели более или менее искаженный, донаучный характер. В период капитализма, завершающий предысторию общества, возникает необходимость в научном знании о сущности мира и общества, ибо переход к подлинной истории человечества невозможен без глубокого понимания мира и общества, законов их развития. Закономерная черта переходного периода мировой истории заключается в осознании человечеством своей сущности в единстве с пониманием сущности окружающего бесконечного мира. Возникновение марксизма вызвано поэтому прежде всего общечеловеческими факторами развития общества.
Для появления подлинно научного, объективного знания об обществе и окружающем мире необходимы определенные объективные социально-экономические предпосылки. Это прежде всего достаточно высокий уровень развития способа производства, обусловливающий необходимую степень овладения человеком материальными силами природы и общества. Для осознания самого себя общество, далее, должно было получить развитую социальную структуру, ибо только на достаточно сложной ступени развития объективно проявляются внутренние “механизмы” и законы действительности. Такой ступенью развития был капитализм, который довел все общественные отношения До чисто экономических отношений “голого интереса, бессердечного чистогана”, “эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями”, заменил “эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой”[3] и тем самым сделал возможным теоретическое осознание скрытых пружин, движущих не только капиталистическим обществом, но и историей вообще.
Создание научной теории мира и общества стало возможным на ступени достаточно зрелого капитализма, которую последний достигает к 40-м гг XIX в Это нашло свое отражение в начавшихся периодических кризисах перепроизводства, революционных выступлениях рабочих (восстания лионских ткачей 1831,1834 гг, силезских ткачей 1844 г)
Для появления научного мировоззрения были необходимы не только объективные условия, общечеловеческие потребности, но и та социальная сила, которая была прямо заинтересована в создании научной теории общественного развития В расколотом на антагонистические классы обществе такой силой мог стать только класс, который по своему объективному положению в системе общественного производства, месту и роли в социальном прогрессе был заинтересован в объективном взгляде на .мир и самого себя, в беспощадной критике существующего общественного строя Таким классом, как известно, мог стать только пролетариат В силу своего реального положения в капиталистическом обществе пролетариат является наиболее последовательным революционным классом, заинтересованным в устранении капиталистического общества и создании общества, в котором “свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”' При этом пролетариат не может освободить самого себя, не освобождая всего общества, не создавая принципиально новый, высший способ человеческого существования Призванный коренным образом перестроить общество, пролетариат нуждается в последовательной и глубоко научной критике всего существующего, не заинтересован в каком-либо сокрытии правды и поэтому испытывает потребность в появлении действительно научной теории, научного мировоззрения Такое мировоззрение было создано гениальными мыслителями К Марксом (1818-1883) и Ф Энгельсом (1820-1895)