Это все, что я хотел сказать о принципе полного расслабления, который является эликсиром жизни

Благодарю всех за внимание.

Перевод статьи — Пашанина Ирина (дипломированный переводчик с английского и французского языков, [email protected]) и Кирюхин Алексей (Инструктор Московской федерации ки-айкидо, 1-й дан ки-айкидо).

В случае возникновения вопросов/комментариев, пишите здесь в блоге.

Если Вы владеете английским языком то почитать беседы и задать вопрос непосредственно Куртису-сэнсею можно на сайте http://curtissensei.com/?cat=8 под соответствующим материалом.

Либо вы можете обратиться с вопросом к Куртису-сэнсею на русском языке пометив вопрос в комментариях к статье.

Ответы Куртиса-сэнсея будут размещаться в блоге по мере их получения.

Беседа о единой точке

Это все, что я хотел сказать о принципе полного расслабления, который является эликсиром жизни - student2.ru

Мы начинаем публикацию бесед Кристофера Куртиса со своими учениками об основных смыслах и понятиях в Ки-Айкидо. Куртис-сэнсей обсуждает со своими учениками четыре основных принципа Ки-Айкидо и высказывания Коичи Тохея о Ки-Айкидо. В сегодняшнем материале обсуждается принцип удержания внимания в единой точке.

Куртис сэнсей - обладатель 8-го дана ки-айкидо, шеф-инструктор Гавайской федерации ки-айкидо, официальный ки-лектор.

Перевод статьи Кристофера Куртиса от 29 июля 2011 г.

http://curtissensei.com/

Еще раз добрый вечер.

Сегодня у нас состоится первая из бесед о четырех основных принципах Тохея-сэнсея. Напомню, они формулируются так: удерживайте внимание в единой точке, полностью расслабьтесь, удерживайте вес внизу, расширяйте Ки. Сегодня мы рассмотрим первый принцип – принцип удержания внимания в единой точке, которая находится в нижней части живота.

Сегодняшнюю нашу беседу я хотел бы предварить определением единой точки в нижней части живота из книги «22 высказывания Коичи Тохея о Ки», или Шокушу:

«Вселенная – это безграничная сфера с безграничным радиусом. Если ее сжать, она станет точкой в нижней части живота, которая и является центром Вселенной. Давайте успокоим разум в этой точке, сольемся с ней и будем постоянно излучать Ки во Вселенную».

Далее я бы хотел зачесть Шокушу номер 17 «Рэйсэйсин, или Вселенский Дух»:

«Люди одарены духом, который напрямую связан с духом Вселенной. Этот дух называется Рэйсэйсин. Только спокойная вода отражает луну без искажений. Таким же образом, когда разум и тело сливаются воедино и успокаиваются, наш Рэйсэйсин способен проявиться во всей полноте. И когда это происходит, мы избавляемся от страданий и нечистых желаний, в нас проявляется Вселенский дух любви и защиты. Давайте будем стремиться к реализации Рэйсэйсина».

Я привел это высказывание о Рэйсэйсин, в Шокушу «Единая точка» говорится о единении со Вселенной и о единой точке как о центре Вселенной.

В силу своей человеческой природы мы привыкли рассматривать объекты наших чувств как нечто отдельное от нас, нечто вовне нас, нечто воздействующее на нас. При таком мироощущении мы постоянно стремимся к борьбе. При этом мы боремся не только с людьми, предметами или явлениями. Мы также ведем внутреннюю борьбу с тем, как мы воспринимаем свои мысли, свои чувства и даже в какой-то мере свои ощущения. Как правило, стоит нам столкнуться с обидой или несправедливостью, мы начинаем бороться, мы пытаемся сделать что-нибудь с этой несправедливостью или обидой. Таким образом, до тех пор, пока мы отделяем себя от других, до тех пор, мы разделяем свои собственные мысли, свои собственные чувства, до тех пор, пока мы не откажемся от этого мнимого разделения «себя» и «всего остального», будет существовать и эта борьба.

На протяжении веков выдающиеся умы человечества разработали множество способов решения этого вопроса. Суть всех этих методик сводится к одному: научиться воспринимать мир так, чтобы не бороться с ним. Борьбу неизменно сопровождают страдания. А целью всех практик является избавление от страданий. Те же, кому удалось избавиться от страданий, стараются помочь в этом другим. Мы помогаем людям меньше страдать и меньше бороться.

Итак, мы решили заниматься айкидо. Причем, не просто айкидо, а айкидо стиля Син-син-тоицу, разработанного Тохеем-сэнсеем. Этот стиль еще называют айкидо, объединяющим ум и тело. Для понимания сути нам чрезвычайно важно то, что говорил Тохей-сэнсей на своих занятиях и в книгах, в том числе, в «Шокушу». Из этого, впрочем, не следует, что мы занимаемся исключительно теорией. Но важно подчеркнуть то, что наши занятия на самом деле помогают освободиться от страданий и отказаться от борьбы. В противном случае, заниматься не имело бы смысла. Ведь в нашем мире есть множество других, куда более действенных, способов прославиться, разбогатеть и обрести власть. У занятий айкидо цель совершенно иная.

Проще говоря, на занятиях мы тренируемся в удержании единой точки. Иными словами, я всегда повторяю, что единая точка представляет собой врата между двумя мирами в терминологии Тохея-сэнсея: врата между малым духом, относительной личностью, относительным духом, и Вселенским духом, или Рэйсэйсином. Врата – точка, объединяющая эти два мира. Не следует трактовать это как некую вещественную единую точку. Мы не проповедуем здесь «истину», будто существует некий объект, именуемый «единая точка».

Это не просто концепция. Под единой точкой мы понимаем способ ощутить на собственном опыте неразделение, единство личности и вселенной. По существу, это понятие является центром нашего учения, его первоосновой. Иными словами, без ощущения единой точки, объединяющей личное и вселенское, мы не ощутим и Рэйсэйсин, не достигнем состояния син-син-тоицу (состояния единства ума и тела), не достигнем состояния, при котором отсутствует разделение на личность и все остальное, и, соответственно, отсутствует борьба.

Это иной способ взглянуть на мир, при котором отпадает необходимость бороться с чем бы то ни было внутри нас или с тем, что мы воспринимаем как нечто внешнее. Больше не надо бороться. И еще одна хорошая новость: здесь нечего разгадывать. Больше не надо ломать голову в попытках понять, что бы это могло означать. Теперь можно все пустить на самотек и сосредоточиться в единой точке.

Это дар свыше. Как у нас принято говорить, все мы появляемся на свет с этой точкой единения. Такое состояние дается нам от рождения. На самом деле, мы постоянно испытываем это состояние, но, поскольку большинство из нас не занимается специальными практиками, мы не узнаём его. Не знаю, как вы, но когда я впервые услышал на занятиях от Сузуки-сенсэя про единую точку и когда он помог мне войти в это состояние, я сказал: «Так вот это что!». Думаю, все вы меня поймете. Это состояние с детства было мне знакомо. Но я не знал о единой точке, не знал, что означают эти слова. Для меня единая точка была чем-то вроде места отдохновения. Но у меня плохо получалось сосредотачиваться на единой точке, я быстро терял это состояние. Меня было очень легко из него вывести. Тогда Сузуки-сенсэй сказал: «Отныне выполняй дыхательные упражнения по часу в день. Начни прямо сейчас». Конечно же, после этого я не обрел в одночасье способность неизменно удерживать сосредоточение в единой точке целыми днями. Для этого надо заниматься. Начните с ки-медитации, с ки-дыхания, регулярно ходите на занятия — и постепенно вы будете развивать в себе способность успокаиваться в единой точке. Это состояние несет с собой умиротворение, радость и даже способность вне зависимости от внешних обстоятельств (как я уже говорил, они лишь кажутся внешними) не терять невозмутимости.

Еще один очень важный момент: все это не значит, что вы перестанете реагировать на происходящее. Если вы попытаетесь перестать реагировать на происходящее, то снова будете бороться, поскольку будете воспринимать происходящее отдельно от себя и будете пытаться взять все под свой контроль. И пока вы будете воспринимать это разделение, вам не миновать неприятностей. Вы опять будете страдать.

Смысл в том, чтобы удерживать внимание в единой точке, научиться успокаиваться в единой точке. Не важно, что происходит вокруг. Будь что будет. Не вовлекайтесь в борьбу, пусть все идет своим чередом. Неоспоримое преимущество умения успокаиваться в единой точке состоит в том, что чем лучше вы разовьете в себе эту способность, тем меньше негативные события будут вас затрагивать. Это не значит, что вы совсем перестанете раздражаться. Вы будете очень злиться, но потом гнев пройдет. Он просто растворится без следа.

Однако без понимания единой точки нас, как я уже говорил, захлестывают эмоции в ответ на несправедливость или оскорбления. Мы много об этом думаем, и эти мысли, с одной стороны, отвлекает наше внимание от единой точки, а с другой стороны, сами себя подпитывают. В результате мы чувствуем себя не в своей тарелке, отделяем себя от мира, чувствуем, что нас не признают и не уважают. Своими мыслями мы еще больше усиливаем такие ощущения, что неизбежно приносит еще больше страданий нам и окружающим.

Таким образом, если вы научитесь удерживать внимание в единой точке, это не значит, что с вами перестанут происходить подобные события. У всех нас есть привычки. Все мы сталкиваемся с теми или иными обстоятельствами. Неприятности будут происходить и впредь – это я вам обещаю. Но ничего страшного, если уметь сохранять внимание в единой точке, оставаться в состоянии общей неразделенности. Даже если кто-то из вас сейчас под влиянием обстоятельств верит, что разделение существует, то я вижу, что так происходит, и я позволяю всему идти своим чередом, потому что я умею удерживать внимание в единой точке. Я могу принимать события, не теряя ощущения умиротворения, спокойствия и невозмутимости.

Именно это мы подразумеваем под удержанием единой точки. Может, у кого-то появились вопросы или кто-нибудь хочет высказаться?

Ученик: Сэнсей, поясните, пожалуйста. Меня очень долго смущала формулировка: с одной стороны вы говорите об «удержании», и я пытаюсь найти нечто, что нужно удерживать. Но, похоже, что речь идет, наоборот, о том, чтобы все отпустить. В состоянии сосредоточения на единой точке я скорее отказываюсь от эго. Я ничего при этом не делаю. У меня не получается удерживать единую точку. Это некое состояние, которое на меня нисходит. Я много лет провел в борьбе, прежде чем понял, что необходимо расслабиться и успокоиться в единой точке, а не пытаться найти то, чего там нет. Единая точка – это не объект.

Вы предлагаете поменять формулировку?

Ученик: я просто высказался. Я не знаю, как лучше это назвать.

Как я уже говорил, учение о четырех основных принципах и Шокушу переводились довольно давно. Я не знаю, кто именно перевел учение о четырех основных принципах, но этот человек явно владел и японским и английским языком, он консультировался с Тохеем-сэнсеем, и в результате появился перевод. Это первая причина, в силу которой мы имеем дело именно с такими формулировками. Кроме того, фразы «удерживайте внимание в единой точке», «полностью расслабьтесь», «удерживайте вес внизу» и «расширяйте Ки» звучат как команды или приказы. И, по-моему, переводчик чувствовал, что для западных людей наиболее действенными окажутся близкие к приказам формулировки. Не следует обвинять Тохея-сэнсея, ведь английский для него не родной язык, и он не улавливал всех оттенков смысла. По-японски это правило звучит несколько по-другому, ведь «ki o dasu» значит просто «Ки расширяется», да?

И второе. К тому же, вполне возможно, что переводчик только начинал заниматься айкидо, и у него не было тридцати или сорока лет на то, чтобы научиться удерживать внимание в единой точке или соблюдать четыре основных принципа. К тому же необходимо учитывать, что перевод делали в начале 1950-х годов, а тогда культура, в которую приходило айкидо время, возможно еще не была подготовлена к новому типу восприятия. Можно сказать, что такие формулировки имеют и некие религиозные корни. Они сродни правилам монастырских уставов или правилам, которым учат детей, чтобы они вели себя хорошо, не грешили и соблюдали все заповеди.

Да, мы столкнулись с недопониманием. Как вы и сказали, многие новички, впервые услышав эти слова на тренировке, тратят долгие годы, пока, в конце концов, не начинают понимать, что к чему, и формулировки не перестают им мешать. Тогда они замечают, что опять возвращаются к начальной точке. Поэтому просто не обращайте внимания на угловатость формулировок. Не стоит за них цепляться.

Давайте смотреть правде в глаза: такова наша природа. Мы стремимся всему дать свое определение, максимально разложить все по полочкам, на все навесить ярлычки, все зафиксировать и поместить в директорию, как в компьютере, а потом уже двигаемся дальше, пополняем свою библиотеку знаний, наращиваем потенциал силы, знаний и умений. Примерно так мы действуем, живя в разделенном мире относительности и дуализма. Но в наших занятиях все по-другому. На самом деле, чтобы испытать то состояние, о котором я говорил сегодня, нужно выкинуть из головы все эти концепции, поскольку все они основаны на разделении собственной личности и окружающего мира.

Наши рекомендации