Правоохранительной деятельности (2 часа)

1. Соотношение законности и нравственности в праве и правоохра­нительной деятельности.

2. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительное деятельности.

3. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.

4. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства РФ.

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов нравственной сущности законодательства иправоохранительной деятельности.

Тема лекции 8. Этика производства следственных действий и нравственная сущность Кодекса этики прокурорского работника (2 часа)
  1. Нравственные требования при производстве основных следственных действий.
  2. Этика проведения допроса и очной ставки. Этический аспект применения следователем психологического воздействия в отношении подозреваемого. Этические основы взаимодействия следователя с гражданами.
  3. Нравственные начала в деятельности прокуратуры: гласность, независимость и беспристрастность. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов нравственной сущности производства основных следственных действий и кодекса этики прокурорского работника.

Тема лекции 9. Адвокатская этика (2 часа)

1. Понятие адвокатской этики. Этические основы деятельности адвоката.

2. Деятельность адвоката и истина: нравственно-аксиологические аспекты. Свобода и ответственность в деятельности адвоката.

3. Основные принципы нравственного поведения адвоката и нравственные аспекты адвокатской тайны.

4. Значение морального престижа профессии адвоката для общества. Проблема ведения неправых дел.

5. Этические аспекты договорных отношений клиента с адвокатами при оказании ими юридической помощи.

6. Нравственная ценность целенаправленной деятельности адвоката в отстаивании правды.

7. Кодекс профессиональной этики адвоката.

Задание для подготовки к лекции:

- обратиться к материалам лекций и правовым документам, рекомендуемым ко второму разделу курса;

- прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса;

- ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме;

- продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов нравственной сущности деятельности адвоката в различных сферах

- проанализировать и быть готовым задать вопросы по различным положениям Кодекса профессионально этики адвоката (принят Первым всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года. См.: Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика. Сборник научных статей. М.: Эксмо, 2008. С.451-536.

Практические (семинарские) занятия

Раздел I.

Семинар – дискуссия №1 (2 часа)

Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и практическая значимость их освоения

1. Место этики в структуре философского знания. Задачи этики.

2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

4. Структура морали: моральное сознание, деятельность и отношения.

5. Основные свойства и функции морали.

6. Различные подходы к обоснованию морали: сравнительный анализ.

7. Вариации современной этической теории и их экспертиза с позиций решения профессиональных проблем.

Задания для подготовки к семинару – дискуссии

- продумать материал вводной лекции по проблеме;

- проанализировать эссе И. Канта «О мнимом праве лгать из

человеколюбия»;

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие

высказывания классиков.

1) «Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).

2) «Нравственное – это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель).

3) «Проповедовать мораль легко, обосновывать её – трудно» (А. Шопенгауэр).

4) «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

5) «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И.А. Ильин).

Семинар – дискуссия №2 (2 часа)

Тема: Нравственность и право: проблема соотношения

1. Происхождение нравственности и права: что первично?

2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.

3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

4. Юридические проблемы нравственности и нравственные проблемы права.

5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.

Задания для подготовки к семинару – дискуссии

- продумать материал вводной лекции по проблеме;

- проанализировать работу В.С. Соловьёва «Право и нравственность»;

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие

высказывания.

1) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).

2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).

4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).

Практическое занятие – коллоквиум № 3 (4 часа)

Тема: История этических учений.

1-е занятие

1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.

7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

2-е занятие

8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

9. Этика долга и категорический императив И. Канта.

10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма.

11. Этика ненасилия Л.Н. Толстого.

12. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьёва и проблемы права.

Наши рекомендации