Обучение ребенка
Когда ребенку исполняется шесть лет, пора младшего детского возраста заканчивается. Начинается детство. Есть случаи более раннего или более позднего развития детей, но перемена происходит, как правило, в шесть или семь лет. Это возраст большого конфликта, потому что душа совершает новый шаг вперед в жизни. И такой внутренний конфликт очень часто кажется доставляющим немало трудностей воспитателю. Ребенок непоседлив и упрям, слишком активен и менее отзывчив. В возрасте семи лет такой переходный период заканчивается и начинается новая жизнь. Ребенок естественно становится спокойнее, более гармоничным, более отзывчивым, соглашается с любым советом, который воспитатель пожелал бы дать.
Сегодня многие считают, что в шесть лет ребенку следует идти в школу, но это ошибочная идея. Как раз в этом возрасте ему следует оставаться дома, ведь шестилетний возраст – время конфликтов, а в семь лет для ребенка начинается новая эра. Если в этот период ребенок пропустит домашнее обучение и будет отправлен в школу, чтобы обучаться с другими детьми, тем самым у него будет отнята та особая забота, которая так необходима в это время. Если уж ребенка отправили в школу, не следует его оттуда забирать; но в то же время было бы лучше, если бы удалось не отдавать ребенка в школу, а обучать его дома до девяти лет. А что если ребенок сам хочет в школу – не отправлять его? Ребенка не посылают в школу для удовольствия, кроме того, воспитатель может доставить удовольствие ребенку, обучая его дома так, как ему хотелось бы. Дома не обязательно учить ребенка письму и счету. Чем раньше начнете учить ребенка, тем раньше его умственное развитие истощится; если не учить его, то по мере созревания ум сам устремится к знаниям и будет схватывать их быстрее. Так, учитель, который ставит голос, говорит, что если вы начнете петь в определенном возрасте, тогда ваш голос расцветет, а если вы начнете петь до этого возраста, то ничего хорошего не выйдет, так же и с умственным развитием ребенка. Если ребенок начинает учиться до времени, это означает, что в конце разум его истощится до времени.
Если в доме одновременно обучаются несколько детей и воспитатель не может уделять каждому все свое внимание, это накладывает на него несколько большую ответственность; но в то же время это и проще, потому что для воспитателя с таким большим количеством детей одновременно есть больше возможностей и больше практики.
Обычно воспитатели так устают от забот о ребенке, что они чувствуют, как огромный груз сваливается с плеч, когда ребенок отправляется в школу, ибо тогда они чувствуют себя спокойно, вполне получив свободу на шесть-восемь часов в день, потому что и один ребенок в семье может быть как сто детей. Воспитатели думают, что они любят свое дитя, и очень часто они верят, что идут на любые жертвы; но в то же время, если предложить им выносить присутствие энергичного чада в доме, они призадумаются. Это не означает недостаток любви, но они думают: "Я буду счастливее, если ребенок хоть какое-то время будет вне дома". Но когда они так рассуждают, они не представляют, какая это великая возможность начать обучать ребенка и вести его. Это возможность для всей его дальнейшей жизни, и если не воспользоваться ею – какой потерей это обернется для ребенка! Основная причина того, что воспитатели стремятся отправить ребенка в школу, это то, что они осознают конкурентный характер жизни. Они видят, как происходит конкуренция в бизнесе и промышленности – во всех областях жизни, и для того чтобы выучить ребенка достаточно быстро, чтобы он смог принять на себя обязанности и ответственности, которые накладывает жизнь, они хотят начать слишком рано. Как следствие, ребенок теряет лучшее свое время, которое он мог бы провести дома, – время отдыха и комфорта, свободы от забот о какой-либо работе, какую ему пришлось бы делать в школе, тот период, когда должным образом происходит созревание разума, подготовка его к тому, чтобы начать обучение в школе в надлежащее время. И все это потому, что большинство людей настолько озабочены конкуренцией в любой профессии или бизнесе, что мы заставляем страдать грядущее поколение, мы лишаем своих детей свободы, времени, которое им надлежит проводить дома в играх и размышлениях, наслаждаясь жизнью, в стороне от беспокойства и забот. Мы отнимаем у ребенка лучшее время жизни, отправляя его в школу.
Надлежащий ритм следует задавать ребенку в самом раннем детстве. Это единственное обучение, которое ему необходимо, чтобы он не был ни чрезмерно возбудимым, ни слишком вялым, чтобы интерес его мог возрастать и, чтобы играя, он знакомился с природой и накапливал те знания, которые она может ему дать. Когда ребенку исполняется шесть лет, ему не дано постижение идеала, поэтому любая попытка привить ему понимание какого-либо идеала в этом возрасте неправильна. Следует лишь поддерживать ровность ритма в повседневной жизни ребенка. Его естественной наклонностью является слишком много смеяться, слишком много играть. Все, чем бы он ни заинтересовался, он делает чересчур, и если воспитатель сможет удержать его в пределах нормы и равновесия, то это существенно изменит дело.
В возрасте семи лет ребенок уже готов постичь любой идеал, данный ему, потому что это начало настоящего детства. И сразу же возникает вопрос: какой идеал следует дать ребенку? Первым идеалом должен быть идеал почтительного отношения к старшим; потому что, если взрослый останется без такого идеала – душа никогда не узнает уважения. Он лишь узнает форму, но оно не будет исходить изнутри. Из сотни людей, принужденных вести себя уважительно, едва ли найдется один, который уважителен в духе; девяносто же девять ведут себя почтительно, принуждаемые к этому принятыми условностями, а такой поступок не приносит радости. Если же отношение приходит изнутри, то оно приходит с радостью: оно дает радость окружающим, и оно приносит радость самому человеку.
Сегодня мы наблюдаем, что общее неуважительное отношение возрастает с течением времени, что является следствием недосмотра со стороны воспитателей в тот период, когда это следовало бы держать в руках. Многие думают, что уважению следует учить в школе, но школа не несет за это ответственности. Это входит в домашнее обучение, и именно воспитатель ответствен за это. И именно в этот особенный возрастной период – в семь лет – его следует дать. Правда, если ребенок не имеет уважительного отношения, это весьма легко принимается. Люди смотрят на недостаток его с улыбкой. Они думают: "Это маленький ребенок, чего вы от него ожидаете?" Любовь и привязанность к ребенку заставляет его оправдывать: "О, ничего страшного! Разве он не малыш?" Но принимать это таким образом значит работать против будущности ребенка. Именно в это время должно развиваться уважительное отношение. Наклонность пререкаться, наклонность отвечать ударом на удар, наклонность отказываться, не подчиняться, наклонность разговаривать недовольным тоном, даже наклонность хмуриться и делать недовольное лицо – все эти показатели неуважительных тенденций в детстве с каждым годом только возрастают. Их не считают сколько-нибудь важными, но, если позволить им расти, они вырастут во врагов, лютых врагов этого ребенка. Как сказал Саади: "Ва adab ba nasib, bi adab bi nasib. (Тот, кто имеет в себе уважение, будет счастлив наверняка; а тот, в ком уважения недостает, будет несчастлив)".
Недостаток такой наклонности для человека – несчастье. А кроме того, человек, в ком нет уважения к другому, не имеет уважения к самому себе. Он не может иметь его, у него нет этого чувства. Самоуважение приходит лишь к человеку, который имеет уважение к другому; вы всегда обнаружите у неуважительного человека недостаток самоуважения.
Другой идеал – это почтение к воспитателю. Под воспитателями имеются в виду родители или те, кто заботится о ребенке и заменяет ему родителей. Такое отношение – не только уважение, оно больше чем уважение. Это чувство, что "это мой воспитатель", чувство, что "есть что-то, чем я ему обязан", чувство, что "есть некий долг, которым я связан со своим воспитателем", осознание священности этого долга. И в этом чувстве есть радость. Если ребенка вдохновить таким чувством в это особенное время, увидите, ребенок будет наслаждаться этим чувством каждый раз, когда испытает его.
Когда мы смотрим на жизнь и видим, сколь многие взрослые люди потеряли к воспитателям абсолютно всю почтительность, это заставляет ощутить, что мир поистине злонравен. Многочисленны души, что не имеют никакой почтительности к тем, кто вырастил их с детства, а теперь находится в беспомощном состоянии. Грустно видеть, как ко многим воспитателям и родителям относятся с пренебрежением. А потому в том редком случае, когда видишь преданность дочери ее престарелой матери, дочери, которая пожертвовала всем в своей жизни для того, чтобы ее старой матери было спокойно и чтобы помочь ей – это кажется таким прекрасным. А когда видишь взрослого человека, который уважает своих отца и мать так, что, не прекращая заниматься многочисленными делами, не забывая об обязанностях и ответственности в жизни, в то же время думает о престарелых родителях – это так прекрасно, в этом такое благословение.
Такую прекрасную наклонность можно внушить в детстве; но, если время упущено, это становится трудно. Кроме того, что прекрасна возможность приносить радость и оказывать услуги своим родителям, еще и те, кто становятся почтительны, начинают воспринимать это как величайшую привилегию и благословение, какие только могут быть в жизни.
Может ли ребенок давать советы своим родителям? Признаком неуважения было бы, если бы ребенок, даже будучи в зрелом возрасте, встал и начал советовать своим родителям, если его не попросили сделать это. Кроме того, ребенок – всегда ребенок, будь ему хоть пятьдесят, и если он не чувствует себя ребенком со своими родителями, то он теряет очень многое в своей жизни. Рассказывают о царе Удайпура, который по прошествии года после смерти своей матери все еще пребывал в печали. Однажды друг сказал ему: "Теперь ты достиг возраста пятидесяти лет, ты – отец и даже дед. Ничьи родители не живут вечно. Пока она была жива – это было твоим благом, но теперь ее нет, и тебе следует забыть свою печаль". Царь ответил: "Да. Я стараюсь забыть, но есть одна вещь, которую я забыть не могу: то ласковое имя, которым она меня называла. Все обращаются ко мне уважительно, все зовут меня "Махарана"; но она одна звала меня этим ласковым именем, и мне так это нравилось".
Если, независимо от возраста, вы не чувствуете себя ребенком, малышом в присутствии родителей, это достойно сожаления. Огромная радость чувствовать себя ребенком в любом возрасте. Это большая привилегия, это благословение в жизни, когда ваши родители живы, когда у вас есть этот шанс вести себя подобно ребенку. Это самое прекрасное в мире чувство.
Несомненно, быть дерзким легко, и забавно поучать других. Когда человек становится взрослым, он может попробовать поучать своих родителей. Ведь они теперь старые и слабые, может быть, они выживают из ума, они, естественно, уступят. Однако в таком поведении нет красоты. Красота в том, чтобы дать совет, не давая совета, если нужно, то даже безмолвно. С другой стороны, думающие родители, когда ребенок завоевал их доверие, естественно, хотят посоветоваться. Но, если ребенок имеет правильное понимание, у него будет правильное отношение, он никогда не сделает совет похожим на совет, он всегда представит дело таким образом, что может показаться, будто это исходит от родителей, а не от него.
Третий идеал, которым можно вдохновить ребенка, – это чувство гордости, самоуважительное отношение; потому что это то время, когда ребенок может потерять чувство самоуважения и то маленькое чувство гордости или чести, которое в нем теперь растет. Естественно видеть, что ребенок доволен игрушкой, его привлекают сладости, положенные перед ним, но все же лучше, когда вы предлагаете ребенку игрушку или конфету, которые ему нравятся, а он отказывается из чувства самоуважения. Приятно видеть, когда ребенок просит у воспитателя: "Пожалуйста, дай мне это"; "Купи мне это"; "Я бы хотел это иметь"; но все же лучше видеть, что ребенок сдерживает свое желание из самоуважения. Если гордость не разовьется в этом возрасте, то что же будет представлять собой жизнь человека без гордости? Ничто. В былые времена, когда средства связи не были так развиты, как сегодня, случалось детям из богатых семейств оказываться вдали от родного дома, где их никто не знал, то ли были они сосланы, вследствие ли обстоятельств или судьба их туда приводила. Что позволяло им доказать свое высокое происхождение, так это гордость, не жемчуга, или драгоценности, или деньги, и ничто другое. Чувство чести – это такое огромное сокровище, что в отсутствие всех драгоценных камней, и денег, и состояния это окажется наиболее ценным.
В чем же должна заключаться эта гордость? Она должна заключаться в чувстве самодостаточности. Когда ребенок понимает: "Если меня не хотят там, я там не должен быть"; или "Независимо от того, насколько принадлежащее другому лучше или насколько прекрасен фрукт или цветок или что-то еще, принадлежащее ему, я не должен даже показать, что мне хотелось бы это иметь", это чувство гордости – само по себе богатство. Сколь многие родители всю жизнь выбиваются из сил, чтобы собрать побольше денег, чтобы дать потом своему ребенку уют! Но насколько они могут зависеть от этих денег, особенно сейчас, когда деньги меняются в цене столь быстро, что богатый человек в одно мгновенье может стать бедным? Если деньги делают человека богатым, то эти богатства ненадежны. Но родители могут дать богатства, которые не могут быть отняты у ребенка; и эти богатства – то, что облагораживает его дух.
Не сможет ли развиться гордыня из чувства гордости ребенка, спросите вы, и как это предотвратить? Это подлежит ответственности воспитателя. Все то, что преувеличивается, что доводится до предела, плохо. Можно стать слишком гордым, можно слишком много думать о чести. Но, в общем, мирская жизнь столь злонравна, что вместо усиления чувства достоинства происходит противоположное. Есть так много потребностей, есть так много желаний; есть так много условий и ситуаций, которые вместо того чтобы возвышать человека, тянут его вниз. Поэтому со стороны воспитателя необходимо приложить все усилия для того чтобы помочь душе взойти наверх, вместо того, чтобы позволять ей опускаться. Есть многие влияния, что тянут вниз. Следует вдохновить ребенка такой гордостью и понятием о чести, чтобы и в бедности, и в богатстве, и в любых условиях он оставался благородной душой.
Есть четвертый идеал, которым должно вдохновить ребенка. Этот идеал – благоразумие в словах и в делах. Это означает, что ребенок должен осознать свое место как ребенка, он не должен пытаться занять место старшего. Это ребенок; он должен придерживаться своего места. Например, если двое старших заняты обсуждением какого-то вопроса и тут приходит ребенок и говорит: "Нет-нет, это не так", – то это неуместно. Весьма возможно, согласно его разумению, это и не так, но ему не дано права так говорить. Он должен придерживаться своего места. Вот что мы понимаем под благоразумием.
Следует позаботиться обо всем: например, если ребенок хочет где-то сесть, и если он не принимает во внимание тех, кому надлежит сесть первыми, но первым занимает место, оставляя других ждать; или если, входя куда-то, или выходя откуда-то, ребенок идет впереди всех, оставляя позади тех, что должны идти первыми; или же, когда, сидя за столом, ребенок первым протягивает руку, когда другие еще не приступили, – обо всех таких вещах следует позаботиться.
В речи, в движении, в действии ребенок должен осознавать свое детство и знать свое место. Если же нет, что произойдет? Как мало благоразумных людей встречаем мы в нашей повседневной жизни! Наблюдая обыденную жизнь в сегодняшнем мире, мы бесконечно обнаруживаем недостаток почтительности. Почему? Потому, что исключенными оказались все те вещи, что имеют наибольшую важность в обучении; их отбросили, чтобы освободить место для математики. Первичная причина потери всех тонких принципов в обучении, которое дается сегодня, состоит в том, что идеал оказался отброшенным.
И пятый идеал, которым следует вдохновить ребенка, – это идеал неведомого, невидимого. Если он не будет вдохновлен этим идеалом, то для чего же станет жить человек? Только для того, чтобы заработать себе кусок хлеба? Только для того, чтобы изо дня в день выбиваться из сил в этой конкурентной жизни, разрушая свое здоровье, ослабляя свой ум, унижая свой дух? А что же он тогда приобретет? Если земная награда – это все, что есть, то не слишком ли этого мало, в конце концов? Если не вдохновить ребенка высшим идеалом, духовным идеалом или Богом-идеалом, тогда мы получим то, что имеем повсеместно: тысячи и миллионы душ, потерявшихся в толпе, не знающих ничего, кроме того, как жить сегодняшним днем. Вся их энергия уходит на борьбу за существование, а борьба за то, чтобы жить лучше, еще более жестока; и за всем этим не просматривается ничего более. Но доколе могут они быть довольны таким идеалом? Может так случиться, что они потеряют рассудок. У них останутся миллионы в банке, и все же они не будут удовлетворены, так как не будут знать, куда они идут и есть ли что-то, к чему стремиться. Именно в детстве дух отзывчив, и если в душу вселить Бога-идеала в это время, то будет сделано то, что сказал Христос: "Ищите прежде Царствие Небесное... и все остальное приложится", – значит, ребенок наставлен на путь к Богу; и это первый урок, который надлежит преподать в детстве.
Обучая детей, лучше всего не показывать им, что вы их учите. Самое лучшее – быть своему ребенку другом. В дружеской беседе с детьми можно внушить им все эти вещи. Потому что как только ребенок понимает, что его учат, ему становится тяжело принять это. Однако если вы подчеркнете то хорошее, что есть в ребенке и тот идеал, который уже имеется в его духе, то ребенок с радостью будет слушать то, что вы говорите. Управлять ребенком – это одно, а давать с любовью дружеские советы – это совсем другое дело. Управляя, вы не сможете вбить свои идеалы ему в голову, но, завоевав его привязанность и любовь, вы очень хорошо сможете обучить его дух и настроить его на высший идеал.
Возраст семи, восьми и девяти лет считается детством – это раннее детство. Начало этого периода – это начало новой жизни, шаг вперед, в жизнь. С семи, восьми, девяти лет ребенок осознает человеческую сферу. Прежде он осознавал высшие планы, но в это время он осознает человеческий мир. Для воспитателей этот возраст ребенка представляет величайший интерес.
Однажды некто посаженный в тюрьму, для того чтобы выйти из тюрьмы, предложил государству все свое состояние. Правительству потребовалось длительное время, чтобы принять решение. А когда правительство решило, что он должен быть выпущен, он сказал: "Нет, теперь у меня нет цели выходить. Дома есть ребенок, и то время для наблюдения его развития было самое интересное: от семи до девяти лет. Теперь, когда этот возраст миновал, я останусь здесь до конца срока".
Раннее детство подобно почве, только что подготовленной для посадки семени. Это огромная возможность в жизни ребенка, и еще большая возможность для воспитателя посеять семена знаний и праведности в сердце ребенка.
Есть три предмета интереса, которым ребенка можно не обучать, но следует помочь ему заинтересоваться ими: рисование, музыка и танец. Именно в этом возрасте движения ребенка должны становиться грациозными. Но лишь только воспитатель начнет учить ребенка – это уже обучение. Это не время для обучения, это время дать свободное выражение его душе; дать ему танцевать так, как ему нравится танцевать, в естественном танце; позволить рисовать картины так, как он хочет их рисовать, класть краски так, как ему хочется их класть. Не давайте ему указаний, лишь заинтересуйте его работой. А также, если ребенок захочет играть на инструменте или петь, пусть поет так, как ему нравится. Может быть, слово там, слово здесь, чтобы помочь, но не поправлять, не давать ему уроков по этим предметам, не дать ему подумать, что его учат, ребенок должен чувствовать только, что ему помогают.
Глубоко исследуя жизнь, мы находим, что рисование, пение и танец – это врожденные или внутренние наклонности. Ребенку не нужно им учиться – они приходят сами собой. Каждый нормальный ребенок желает петь, рисовать, а также танцевать. Только иногда ребенок начинает с того, что рисует линии и фигурки на стене и портит ее. Воспитатели смогут справиться с этой наклонностью, дав ребенку карандаш и бумагу и попросив его нарисовать на ней картинки. Ребенок почувствует себя гордым тем, что имеет материал для рисования. Часто воспитатели сердятся на ребенка из-за того, что он рисует на стене; но с этим ничего не поделаешь – это естественная наклонность.
Следующая наклонность – это пение. Очень часто энергичный ребенок проявляет такую наклонность в том, что кричит, устраивает шум, повышает голос; это поддается контролю. Лучше всего контролировать это, показывая одобрение песенки, которую может петь ребенок. А если он не знает песенки, дайте ему возможность разучить ее где-нибудь. Ребенок, проявляющий наклонность слышать свой собственный голос, с удовольствием будет имитировать любую песню, которую услышит.
Третью наклонность – танец – ребенок выказывает тем, что прыгает вверх-вниз, бегает из угла в угол. Это показывает неугомонность и наклонность двигаться. И эту активность можно контролировать, показывая одобрение танцевальным движениям детишек.
Когда-то было время, когда древние люди придавали большое значение движениям. И они были правы; потому что, когда бы вы ни увидели человека с неловкими движениями, вы обнаружите нечто странное в его характере.
Человек с мозговой недостаточностью всегда обнаруживает неуклюжесть движений. Если движения имеют так много общего с эволюцией человека, с его умственным развитием, то и грациозные движения всегда помогут умственному развитию человека. Ребенок, естественным образом склонный к движению, заинтересуется, будучи направлен к движению в ритме.
Можно подумать, что учить ребенка танцам очень трудно, но его не нужно учить танцевать. Вам следует научить его действию, например: повернуться, что-то взять с земли или с камина, что-то передвинуть – любому каждодневному действию, и естественным образом эти действия превратятся в танец. К тому же дети – хорошие имитаторы, и все, что им нравится, они с готовностью повторяют. Если они видят грациозные движения, они с большим рвением их имитируют. Это тот возраст, когда способность к подражательству начинает развиваться. Тогда хорошо ли будет для детей этого возраста, если брать их на танцевальные представления и выставки картин? Порой это хорошо, если вы представляете себе, куда и на какого рода зрелище вы их берете.
Есть три вещи, которые следует преподать ребенку в это конкретное время: упорство, терпение и выносливость. Ребенка следует обучать упорству во всем, чем он занимается. Занят ли он починкой игрушки или делает еще что-то, вам следует помочь ему, внушить ему необходимость продолжать и не останавливаться, пока не закончит работу. Каким бы малым ни показалось выполненное, если такой навык будет закреплен, то в дальнейшем он проявится в больших вещах. Душа, обученная упорству в детстве, будет всю жизнь проявлять тенденцию завершать все, что она предпринимает.
Как часто мы наблюдаем нехватку такого качества у взрослых людей, и очень часто это является причиной их неудачи в жизни. А если их ум беспокоен – это еще хуже. Они предпринимают что-то сегодня, а через неделю их интерес угас, у них уже другое, но ничего им не удается закончить в этой жизни. Жизнь – это великая возможность, и тот, кто не завершает начатое, как бы мало оно ни было, наверняка проиграет в жизни многое.
Само по себе завершение более ценно, чем то, что завершено. Например, если человек развязал узел на струне, то очевидно, что он ничего не получил, время потрачено на очень маленькую вещь; тем не менее само действие завершения начатого полезно, он построил что-то в своем духе, что пригодится ему, когда он захочет свершить великие дела.
А теперь, подойдя к вопросу о терпении: как научить ребенка терпению? Научив его ждать. Потому, что ребенок крайне нетерпелив по природе, если эта тенденция останется, тогда после того, как ребенок станет взрослым, она принесет ему огромное несчастье. Когда у человека нет терпения, жизнь для него становится смертью. Терпение подобно смерти, но не иметь терпения – это хуже, чем смерть. К тому же терпение дает прекрасные плоды, и терпение – это качество, несравнимое ни с какими другими качествами в мире. Если есть что-то, придающее душе царственность, так это терпение. Что за секрет был у мастеров, сотворивших великие произведения, которые вдохновили многих, которые помогли многим душам? Их секретом было терпение. И вот время посеять зерно терпения в ребенке. В мелочах вы можете привить ребенку навык терпения. Прося еды, желая выйти поиграть – во многом ребенок выказывает недостаток терпения; и все же, если в это время, не обижая его, привить ему навык терпения, то ребенок начнет проявлять благородство духа.
Наконец, третье: выносливость. Вы можете сказать: "Мы и так столько выносим в жизни, став взрослыми, почему же ребенка нужно заставлять терпеть в этом возрасте?" Но ответ таков: по той самой причине, что жизнь будет испытывать его, когда он станет взрослым, дайте ему узнать с этого времени, что есть такая вещь, как выносливость, и что каждая душа должна пройти через это. Несомненно, это очень больно для любящего воспитателя – видеть, как ребенок развивает качество выносливости, но в то же время намного больнее будет потом, если ребенок вырастет без такой способности. Каким же образом научить этому ребенка? С утра и до самого вечера в жизни ребенка происходят тысячи вещей: сколько раз он падает, сколько ушибается, сколько раз ему приходится глотать горькие пилюли, и каждый раз, когда он не склонен проходить через что-то, через что ему хорошо было бы пройти, следует вселять в него храбрость и силу, поддерживать словом ободрения или советом, поощряя его выносливость. Таким образом он сможет развить качество выносливости.
В обучении ребенка лучшим способом будет не дать ему понять, что вы учите. Обучайте так, чтобы ребенок этого не знал. Вы достигнете этого, если будете поощрять даже самое малое, что он сделает из того, что вы хотели бы развить в его духе. Эго рождается с гордостью – даже в ребенке; если вы похвалите что-нибудь, ребенку это тоже понравится, и иногда даже больше, чем взрослому, потому что взрослые люди потеряли веру в слова.
Очень часто с ребенком разучивают нелепые детские стишки. Это не только потеря времени, это оказывает вредное влияние на ребенка. Порой – это бесполезные слова, а то и вовсе бессмысленные слова, а иногда встречаются слова, внушающие нечто, что лучше держать подальше от детского ума. Каждый стишок, что несет лишь рифму, не приносит пользы; он должен содержать некоторый смысл. Поэтому воспитатель должен знать, чему он учит, прежде чем учить ребенка.
То же самое и с рассказами. Лучший способ обучать детей – это рассказывать им истории. Притчи интересуют детей, там есть также смысл, который предстоит понять. Если воспитатели объяснят детям значение того, что изложено в притче, дети еще больше заинтересуются ею, в то же время они чему-то научатся. Рассказ не всегда должен быть поучительным – даже взрослые люди этого не любят. Наиболее интересны для ребят смешные истории; если вы сможете вложить какой-то, пусть малый, смысл в смешной рассказ – это будет лучше всего. Они это запомнят, и одновременно смысл останется скрытым в рассказе; по мере того как они будут расти, смысл будет приоткрываться, и когда-нибудь они поймут, что имелось в виду.
Есть притча про осла и верблюда. Однажды осел пришел к верблюду и сказал: "Дядюшка Верблюд, мне бы очень хотелось пойти с тобой пастись!" "Хорошо, – ответил верблюд, – я пойду с тобой завтра". И что же, они отправились в поле. Верблюду нужно было много времени, чтобы наесться, а осел наелся очень быстро. После того как осел закончил свой обед, он сказал: "Дядюшка Верблюд, я так счастлив, во-первых, дружить с тобой, а потом быть здесь в поле! Мне хочется петь, и я очень хотел бы, чтобы ты танцевал". Верблюд заметил: "Я ведь еще не закончил есть, а ты вроде бы наелся". "Ну что ж, – сказал осел, – если ты еще не готов, я пока буду распеваться". И осел начал реветь, пробуя голос. Тут прибежал крестьянин с палкой в руке, но осел увернулся, и все побои достались верблюду.
Когда на следующий день осел пришел проведать Дядюшку Верблюда, верблюд сказал ему: "Я слишком болен; у тебя один путь, а у меня другой. Сегодня наши пути разошлись".
Эта история показывает чувство дружбы между тем, кто имеет понятие о достоинстве, и тем, кто его лишен.
Если маленький ребенок спрашивает о своем происхождении, то ответ, который ему следует дать: Бог. Этот вопрос открывает возможность посеять зерно Бога-идеала в сердце ребенка.
Всегда хорошо рассказывать детям истории из Библии или других священных писаний, притом тот, кто сможет облечь их в форму, понятную ребенку, покажет себя мудрейшим. Если этого не сделать, как истории они не всегда являются надлежащими для обучения детей; так, и время Ветхого Завета было другое время, есть и истории, которые не подходят для нашего времени. Всегда хорошее дело для воспитателя – сочинить свои собственные истории: взяв идеи из многих книг, он вложит их в одно повествование, которое затем даст детям. Однажды мудрого воспитателя ребенок спросил: "Это реальная история?" И тот ответил: "Как история она реальна".
Учиться, играя, – ведь никто так не любит слушать истории, как дети; если использовать этот интерес для их пользы, огромные возможности откроются для того, чтобы посредством рассказа вложить в их головы прекрасные идеи. Никак иначе не впитает ребенок идеалы, как только в форме историй. Истории, рассказанные в раннем детстве, останутся с ним на всю жизнь. Он никогда их не забудет. Может случиться, что с каждым годом, по мере того как ребенок растет, эта история будет приобретать иное значение; так будет происходить непрерывное развитие идеала, который станет великим благословением в жизни ребенка.
Время между десятью и двенадцатью годами мы называем периодом отрочества. Именно в это время ребенка начинают отличать как ребенка-девочку или ребенка-мальчика; и той и другому следует задать надлежащее направление: девочке – девичье направление, мальчику – юношеское. Дома может даваться обучение, какого не ожидают от школы.
Даже если те же самые предметы преподаются в школе, это все равно не будет тем же самым, как то, чему научается ребенок дома. Поэтому даже когда ребенок ходит в школу, на воспитателях все же остается ответственность за то, чтобы дать ему домашнее обучение, кроме его занятий в школе.
Для умственного развития ребенка величайшее значение имеет знакомство с природой. Его не следует облекать в форму урока; это следует делать во время дружеской беседы: расскажите ребенку о растениях, деревьях, насекомых, птицах, животных. А когда такое знание дается произносимым словом, эффект намного выше, чем чтение книг по естественным наукам или иные формы изучения природы, которые может предпринять ребенок. Это пробуждает его интерес, и это развивает его знания, это углубляет его чувство природы; позже это достигает кульминации в пробуждении способности общаться с природой, что является главным для каждой души в ее духовном развитии.
Душа, не близкая к природе, пребывает вдали и от того, что мы называем духовностью. Для того чтобы быть духовным, надлежит общаться, и прежде всего общаться с природой, должно чувствовать природу. Столь многому можно научиться у растительной жизни, у птиц, животных, насекомых, что, как только ребенок начинает интересоваться этим предметом, все становится символическим выражением внутренней истины. Если ребенок глубоко заинтересован в знании о природе, это показывает, что он сделал первый шаг на пути к философской истине.
Следующим этапом должно стать ознакомление ребенка с обычаями страны, где он родился и где ему жить. По причине отсутствия этих знаний люди продолжают соблюдать обычаи, не зная, что это и почему они есть. Порой люди тысячелетиями следуют определенным обычаям и все же не понимают их значения. Люди Востока очень тщательны в соблюдении древних обычаев, и довольно часто они это делают тысячи лет, не зная, зачем и что в них; они делают это лишь потому, что таков обычай. Но то же самое случается и на Западе, где в некоторых местах почти каждый день бывает какой-то праздник. Ребенку полезно будет узнать, почему существует такой обычай, что в нем хорошего, каков его смысл, что мы от него получаем и что он предлагает. Интересно участвовать в праздновании, радоваться и веселиться; но можно гулять каждый день и все же не достичь ничего. К тому же жизнь – это возможность, и каждый день, и каждый час жизни имеют величайшую важность, и если позволить расточать столько времени на обычаи своей страны, то этому не будет конца.
Каждое поколение должно сделать шаг вперед в эволюции, и быстрее всего оно сможет это сделать, если начнет лучше понимать жизнь. Воспитатели могут очень помочь ребенку, если заставят его понять жизнь. Лучшим способом обучить ребенка будет не высказывать своего мнения об этих обычаях, не говорить прямо, плохой это или хороший обычай, только объяснить его психологию и значение обычая, позволяя ребенку самому решить, стоит ли придерживаться такого обычая или лучше о нем забыть. Третье, в понимании чего можно помочь ребенку, это некоторые сведения о людях, населяющих его страну: кем они были и кто они, их характерные черты, наклонности и чаяния. Пусть ребенок представит, каким он хотел бы видеть свой мир. Это также даст ему возможность перестраиваться по мере развития этого мира.
Четвертое: ребенка следует осведомить о его собственной семье. Очень часто случается, что ребенок знает про Китай и Японию, про Египет и Персию, прочитав об этом в книгах, но не знает, как звали его дедушку. Если он будет знать что-то о своей семье, ее генеалогию, ему будет проще управлять жизнью. Там может оказаться что-то, чему ребенок захочет следовать, что он воспримет для собственного улучшения; быть может, он обнаружит черты, которые захочет скорректировать в себе самом; а может быть, пожелает исправить какой-то вред, который был причинен прежде. В обоих случаях ребенку легче будет в дальнейшем организовать свою жизнь.
Если душа не заинтересована знать о своей собственной семье, то, когда человек станет взрослым, ему не будет интересно знать об источнике, из которого он происходит. Потому что это – первый пункт, откуда он может двинуться дальше, пока не достигнет самого истока, той семьи, из которой он воистину происходит; и таким образом, в действительности это ведет ребенка к Богу. Например, ребенок хочет знать о своем отце, матери, дедушке, бабушке, может быть, и о прадеде; но куда все это приведет его? Это только ведет его из мира иллюзий к истоку реальности. Это даст ребенку повод доискиваться истоков жизни, откуда он пришел, и в конце концов он придет к концепции истока, который есть Исток всего. И в таком случае однажды он поймет, что все человечество – это одна семья, и что в конце все мы встретимся в одном месте – там, откуда мы пришли. Когда ребенок станет взрослым, его отношение к людям изменится; узость мышления пропадет, и широта мысли придет к нему из своего собственного существа.
Пятый аспект знания, которое необходимо дать ребенку, – это небольшое введение в метафизику: немного, но достаточно, чтобы он знал, что есть душа, есть разум, есть тело, что существует связь между душой и разумом и между разумом и телом. Так, если ребенок спросит: "Что такое душа?" – то краткий ответ должен быть таков: "Это твоя невидимая суть, твое невидимое Я, то Я, которое скрыто твоим телом. Но это Я – твое истинное Я, а твое тело – всего лишь укрытие". Очень часто бывает, что одна маленькая идея о метафизической истине входит в самое сердце ребенка подобно искре огня, медленно раздувающейся в пламя, то пламя, которое поведет его за собой во всей его жизни.
В этот период жизни ребенка воспитатель должен выяснить направленность его ума и какой путь в жизни он изберет. Это не значит, какую профессию он выберет, или какой работой он будет заниматься, следует только знать, имеет ли ребенок литературную или механическую, идеалистическую или религиозную направленность ума. Как только воспитатель это понял, он должен создать у ребенка соответствующее впечатление. Так, например, если воспитатель выяснил, что ребенок имеет литературную направленность ума, притом в городе выступает с лекцией великий человек, то лучше всего отвести туда ребенка. Даже если он не поймет ни слова из сказанного, это не имеет значения. Пусть он будет там, пусть он смотрит на все, что происходит, – это впечатление останется с ребенком на всю жизнь; и, может быть, именно оно поможет ему в дальнейшем стать подобным тому, кого он видел.
В возрасте десяти, одиннадцати и двенадцати лет ребенок наиболее способен к подражанию, и если вы знаете склонность его ума, и если вы дадите ему впечатление, которому он сможет подражать, это значит, что вы наставите его на путь, который поведет к его предназначению. Лучшее, что можно сделать в жизни ребенка, – это задать ему хорошие впечатления, показать ему замечательных людей и замечательные произведения. Ничто в мире не окажет ребенку такую помощь в развитии, как хорошее впечатление.
Вы можете спросить, следует ли развивать только те качества, которые соответствуют особой направленности ума ребенка? Не стоит ли показать ему также и другое направление? Да, но мягко. И потом следует посмотреть, не проявится ли у ребенка наклонность, стремление, интерес к другому направлению. Например, если ребенок проявляет заметную склонность стать механиком, а вы будете побуждать его стать скрипачом, то в конце концов это окажется гибельным. Ребенок не будет ни механиком, ни скрипачом. Лучше следить за склонностью ума ребенка.
Что касается совершенствования разных качеств у ребенка, то это лучше всего делать с каждым ребенком, обучая его петь и играть и заниматься развитием музыкального слуха и ритмичных движений. Если ребенок проявляет склонность к пению – лучше всего ему петь; но, если ребенок не склонен петь, а хочет играть на инструменте, лучше всего дать ему инструмент для игры. Какой инструмент лучший? Этого нельзя сказать. Однако первым следует дать простой инструмент, а в дальнейшем, если ребенок захочет другой, который ему понравится больше, ему следует дать этот инструмент.
В случае с девочкой – лучше, чтобы она разучивала ритмичные движения, в случае мальчика – лучше, чтобы он обучался гимнастике. Для девочки ритмичные движения служат той же цели и все же не повредят ее характерные девичьи качества. Для мальчика достаточно гимнастики. Это направит каждого в своем собственном направлении. Энергия мальчика, которая делает его таким неугомонным и непоседливым, будет использована в гимнастических упражнениях, и это принесет равновесие ума.
Следует ли учить музыке каждого ребенка? Да. Прежде всего, не бывает ребенка, который не расположен к музыке, это взрослый перестает чувствовать склонность к музыке. Есть одна арабская притча: когда Бог повелел душе войти в тело из глины, созданное Им, – первое человеческое тело – душа отказалась войти в него. Душа сказала: "Я свободна перемещаться в любой сфере, какая мне понравится, и у меня есть безграничная сила и мощь, которую я получаю от Тебя. Я не хочу входить в это тело из глины. Мне оно кажется подобным тюрьме". Тогда Бог попросил ангелов играть на арфах; и душа, услышав эту музыку, стала танцевать и впала в экстаз. Она вошла в тело, того не ведая, и была поймана в этой тюрьме.
Поэтому ни одна душа не приходит на землю без чувства музыки. Лишь тогда, когда души становятся плотными, уже после их прихода на землю, они теряют это чувство. Но, когда кто-то потерял интерес к музыке, знайте, что этот человек не живет; что-то, что жило в этом человеке, умерло.
Не обязательно воспитывать каждого ребенка так, чтобы он стал музыкантом, но элементарное музыкальное образование необходимо каждому ребенку. Это поможет ему в любом занятии. Что бы он ни делал, музыкальное образование поможет ему. И поэтому обучение музыке должно рассматриваться не как одно из направлений или как одна часть образования, но как основа всей жизни ребенка.
Возраст между десятью и двенадцатью годами – это период окончания цикла, первого цикла в жизни каждой души. Мистики считают каждый цикл равным двенадцати годам. Поэтому эти последние три года первого цикла представляют величайшую важность в жизни ребенка. На протяжении этого особого периода, в возрасте десяти, одиннадцати и двенадцати лет, то, чему вы учите ребенка, подобно завершающему мазку, которым художник касается полотна после написания картины; а после этого начинается новый цикл.
Время подготовки детей к следующему циклу – весьма важный период. Если к этому времени ребенка не научить, не скорректировать, не задать ему направление, которое ему надлежит избрать, то в дальнейшем это будет затруднительно, потому что самый важный период миновал. Чем больше воспитатели понимают свою ответственность, тем более они осознают, что если определенным вещам не научить тогда, когда должно научить в то время, то этому уже не научить позже.
Соответствующие направления следует задавать девочкам и мальчикам. Нельзя погонять тех и других одним и тем же кнутом. Например, слово недовольства лишь поверхностно коснется мальчика, но глубоко – девочки; то же касается и слова похвалы. Часто у мальчика в одно ухо влетит, а в другое вылетит, а девочка будет держать это в себе, быть может, всю свою жизнь. Те, кто думают, что мальчики и девочки могут направляться по одному пути, в конце концов поймут, что они совершили огромную ошибку. Психологии мальчика и девочки весьма различны, для каждого из них существует специальный метод, который должно применять для того, чтобы их воспитать.
Если девочка или мальчик получает слова восхищения или порицания, то это должно выражаться в разных терминах и разных словах; в отношении девочки следует быть максимально мягкими, в то время как для мальчика это не имеет такого значения. Часто мальчик бывает наказан, а пройдет полчаса, а то и меньше, – он забывает об этом; а девочка часто помнит наказание в течение долгих месяцев; ее это поражает очень глубоко. Кроме того, существуют определенные черты, которые надлежит развивать у мальчика, и определенные черты, которые должны получить развитие у девочки; вы не можете назвать их добродетелями для обоих. Например, храбрость у мальчика – скромность у девочки; рассудочность у мальчика – идеализм у девочки; ответственность у мальчика – долг у девочки; Бог-идеал у мальчика – религиозность у девочки; а также мысль у мальчика – рассудительность у девочки.
Могут спросить, почему так необходимо развивать неотъемлемые черты у мальчиков и девочек; почему бы прежде всего не обратить внимание на их противоположности? Причина этого в том, что каждое качество, неотъемлемое качество, является врожденным у субъекта, потому что такое качество ведет к цели его жизни. Например, льву дано качество льва – это цель его жизни, его судьба; лани дано качество, нужное для цели ее жизни. Но если бы лев обладал качествами лани или же лань имела бы качества льва, то ни один из них не был бы надлежащим образом снаряжен для жизни в этом мире. Что такое лань и что такое лев, показывают их собственные качества. Не следует думать, что нет необходимости мальчику или девочке обрести другое качество; однако что следует развивать – так это характерное качество, а другое само придет. Это не значит, что мальчик не должен обладать качествами, которые, как сказано, принадлежат девочке. Например, если мальчик не имеет какого-либо идеала, то он бесполезен, но идеал придет; у девочки же тем не менее идеал надлежит насадить, его должно развивать.
Именно психология мальчика и девочки вынуждает давать определенные вещи мальчику и определенные вещи девочке. Однако по мере развития они берут качества друг друга; в ходе развития это происходит естественно. Наилучшее как для мальчика, так и для девочки – это равновесие; а приходит равновесие через противоположные качества. Работа учителя состоит не в том, чтобы учить равновесию, работа учителя – учить качествам; жизнь сама по себе внесет равновесие, если только и мальчикам и девочкам преподать те особенные качества, которые им принадлежат.
Возникает вопрос, каким образом должны дети соответствовать повседневным жизненным требованиям, таким, как помощь по дому, помощь вне дома, посещение друзей, общение с незнакомыми людьми. Детям десяти, одиннадцати и двенадцати лет не нужно поручать особой работы по дому, но в то же время их следует ознакомить со всеми обязанностями по ведению хозяйства, а также с работой во внешней жизни так, чтобы, когда они вырастут, они смогли понять и оценить ответственность и обязанности своих воспитателей.
К друзьям семьи детям следует внушить уважительное отношение, то же отношение, которое они испытывают к своим собственным воспитателям или родителям. Однажды Пророк услышал, что его дети назвали слугу по имени, тогда Пророк сказал: "Нет, дети, он старше вас. Зовите его дядя". Этот идеал был преподан с начала для того, чтобы, повзрослев, они привлекли больше друзей, а не нанесли обиду друзьям дома. Это также показывает прекрасную манеру ребенка иметь дружелюбное мировоззрение и уважительное отношение к друзьям семьи. А когда дети такого возраста встречаются с незнакомыми людьми, то незнакомцы по манерам детей сразу могут понять, к какому дому, какой семье они принадлежат, какое воспитание и обучение им было дано. Если они грубы, безрассудны, непочтительны или плохо воспитаны – так они и представляют свою семью. Поэтому это ответственность и долг воспитателя – донести до детей эти правила повседневной жизни.
В период между десятью и двенадцатью годами детей надлежит обучить выполнять любую работу, которая им дана, музыка ли это, живопись, рисование или еще что-то. Это то время, когда они должны научиться концентрировать свое внимание на работе, сосредоточиться на этой работе, держаться этой работы, не позволяя своему уму отвлекаться чем-то извне; потому что позже эта способность окажется основой духовного развития.
А теперь возникает еще более тонкий вопрос: что в выборе пищи, прихотях, одежде им не должно предоставлять слишком много самостоятельности. Ведь это не то время, когда им следует очень много думать об одежде или о пище, которую они едят, или еще о чем-то в этом роде. Именно в это время они должны быть совершенно несведущи в подобных вопросах. Что бы им ни дали, они должны принимать с благодарностью и благодарением; дни прихотей и фантазий придут позже. И если не позаботиться об этой стороне детской натуры, то она получит неприятное развитие, а позже она примет форму очень нежелательного характера.
Как это можно сделать? Делать это следует отнюдь не путем коррекции или навязывания правил, но показывая им все счастье довольства; им следует внушать мысль, что это время, когда им следует заставить свой ум работать. Из мягкого совета, дружеского участия они скоро поймут. Однажды воспитатель сказал маленькой девочке, которой очень нравилось смотреться в зеркало: "Джинны подглядывают из зеркала, ты должна их остерегаться; тот, кто слишком часто смотрится в зеркало, однажды встретится с джиннами". И с того момента у ребенка все меньше и меньше проявлялась эта наклонность. Вы можете спросить, неужели так вредно смотреться в зеркало? Да, вредно, смотрясь в зеркало, человек развивает самость, а самость делает его нервным.
Вся трагедия жизни происходит из самости, которая достигает высшей точки в самосожалении.
Очень деликатное дело – учить ребенка так, чтобы он не осознал, что его учат. Все, чему вы учите ребенка, должно быть представлено таким образом, чтобы он не знал, что некое правило или принцип ему внушаются; это метод работы с ним. Со смехом, с улыбкой, в рассказах и дружеской беседе детям говорится то, что они будут помнить всегда; но как только их корректируют и им навязывается определенный принцип, они начинают чувствовать его бремя.
Должно помнить, что жизнь – это возможность, а этот особенный период десяти, одиннадцати и двенадцати лет – замечательная возможность. Это период, когда дети впитывают и ассимилируют любое знание, и это знание растет вместе с ними по мере их роста. Очень часто знание о разнообразных жизненных правилах может быть дано им в очень мягкой форме разных историй, ведь в историях отражена замечательная картина жизни, в то же время они не почувствуют бремени обучения. Им интересно; и очень часто после рассказа дети даже спросят: "А что это значит, какой вывод из этого следует?" И когда такое случается, вам следует знать, что вы имеете величайшую возможность настроить дух ребенка на то знание и то сознание, на которое вы хотите его настроить.