Мышление и сознание

Если мышление – это процесс отражения в сознании человека материальных объектов, то сознание — это свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга — отражать в форме идеальных образов внешний мир, целенаправленно регулировать взаимоотношение личности с окружающей природной и социальной действительностью, осмысливать собственное бытие, свой внутренний духовный мир и совершенствовать его в процессе общественно-практической деятельности. Но будучи необходимым, мозг является только первым условием, предпосылкой сознания. Мозг есть и у высших животных, а сознания, подобного человеческому, у них нет. «Сознательная деятельность,— пишут К. Маркс и Ф. Энгельс,— непосредственно отличает человека от животной деятельности»

Вначале сознание было осознанием ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознанием ограниченной связи с другими лицами и вещами. Природа противостояла людям как совершенно чуждая, всемогущая и неприступная сила, к которой люди относились «совершенно по-животному», было чисто животным осознанием природы, ее обожествлением. Потребовались тысячелетия, чтобы мозг человека в процессе трудовой деятельности приобрел способность подлинно человеческого сознания. Чтобы использовать предметы природы в своих целях и интересах человек не может ограничиться знанием лишь поверхностных сторон предметов, а должен проникать в их сущность, познавать закономерности их изменения и развития. Установление же сущности предметов внешнего мира на деле означало выделение человека из общей массы предметов мира, а следовательно, определенное отношение человека к этому миру, чего нет в животном мире.

Важную роль в развитии сознания сыграло также установление отношения человека к другим членам общества в процессе трудовой деятельности, в результате которой одновременно с сознанием зародились язык и речь. Язык явился средством объективации мысленных образов и сознания в целом. Слово фиксировало, закрепляло полученные знания, обобщало единичные знания. С зарождением языка создалась и возможность передачи знаний от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому поколению. Знание отдельного человека обогащалось знаниями коллектива. Язык также древен, как и сознание. Слова и речь стали материализованной базой абстрактного мышления, существующего в форме суждений, понятий, чего нет у животных.

Психическая деятельность человека стала отличаться от психической деятельности животных своим осознанным характером. Иногда сознание пытаются отождествить или с мышлением, или с психикой. Но это ошибочно. Сознание шире, чем мышление, так как сознание представляет собой целостный процесс отражения внешнего мира, включая в себя все формы душевной деятельности: формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), формы рационального познания (суждение, понятие, умозаключение, гипотеза, теория), эмоциональные переживания и волю. Без человеческих эмоций, говорил В. И. Ленин, никогда не бывало, нет и не может быть человеческого искания истины. Но сознание нельзя отождествлять и с психикой. Понятие психики шире понятия сознания.

Нарушение деятельности мозга более или менее быстро вызывает расстройство деятельности сознания. Этот взгляд на источник сознания был присущ уже и материалистическим философским учениям домарксистской эпохи. Но решить проблему сознания в целом, они, будучи метафизиками, не могли. Не поняв активного характера сознания, домарксовские материалисты свели сознание к пассивному созерцанию материального мира. Вульгарные материалисты стали на путь отождествления сознания с физиологическим механизмом психических явлений.

Материя первична, так как она является источником сознания, а сознание генетики вторично, производно и является отражением материи. Вне общественно-производственной деятельности сознание возникнуть не может, но будучи вторичным, производным, сознание, возникнув, само активно воздействует на окружающий мир. Сознание — это не зеркальное, фотографическое отражение внешнего мира, а активное творческое отражение. Активность сознания человека проявляется в том, что человек ставит цели в ходе деятельности. Опираясь на знания закономерностей развития объективного мира, человек управляет материальными процессами, добиваясь намеченного результата. Раз возникнув, сознание становится относительно самостоятельным. Оно может абстрагироваться от объективной действительности, фантазировать, создавать воображаемые образы, ( например, модели научной деятельности),идеи, опережать процессы, происходящие в окружающем мире, формулировать разного рода идеалы. Таким образом, сознание — это субъективный образ объективного мира. Но как ошибочно отождествление сознания и материи, так ошибочна и абсолютизация противопоставления сознания и материи, что приводит к отрыву сознания от материи.

Подводя итоги сказанному о мышлении, необходимо подчеркнуть следующее: всё совершающееся в человеческом мозге в ходе мыслительной деятельности подчиняется законам мышления. Это то общее, прочное, которое выявляет сущность мыслительных процессов человека. К таким законам относятся: законы противоречия, исключения третьего, тождества и достаточного основания. Они получили название формально – логических законов, в них отобразились законы материального бытия. Такое название – формально – логические законы – они получили в том смысле, что действуют по отношению к форме, структуре мысли, независимо от конкретного содержания, которое вкладывается в ту или иную мысль. Это законы выводного знания, законы связей мысли, объединенных в конкретном рассуждении, умозаключении. Рассмотрению этих законов посвящена вторая глава нашего пособия [12].

Наши рекомендации