Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине. Таблица 5 № п/п Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
Таблица 5
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
Очно | |||
1. | Раздел I. История философии | ||
Знать: 1) предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельностиосновные разделы и направления философии; 2) предмет, задачи и функции философии; 3) виды идеализма и формы материализма; 4) этапы развития и содержание основных философских систем; 5) этапы развития и основные идеи русской философии; 6) основные течения отечественной философии. Уметь: 1) использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; 2) применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссий. Владеть навыками: 1) публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики; навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения; 2) позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных профессиональных различий. | ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-13 ОК-16 | - проверка конспекта; - устный опрос на семинарах; - контрольная работа; - реферат; - индивидуальные творческие задания; - экзамен | |
2. | Раздел II. Основные проблемы онтологии | ||
Знать: 1) предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; 2) содержание основных проблем онтологии; 3) центральные категории и понятия онтологии; 4) эволюцию представлений о материи и бытии в истории философии и науки; 5) определение материи и её атрибутов; 6) концепции и виды пространства и времени; 7) сущность и структуру сознания; 8) виды бессознательного и методы его познания; 9) принципы, законы и категории диалектики, их значение для пожарного дела. Уметь: 1) использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; 2) применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссий. Владеть навыками: 1) научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений; 2) основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук; 3) публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики; навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения. | ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-13 ОК-16 | - проверка конспекта; - устный опрос на семинарах; - контрольная работа; - реферат; - индивидуальные творческие задания; - экзамен | |
3. | Раздел III. Гносеология. Философия науки и техники | ||
Знать: 1) содержание основных проблем гносеологии, философии науки и техники; 2) методы и приемы философского анализа проблем; 3) логику и методологию научных и научно-технических исследований, основные принципы и методы научного познания; 4) сущность и структуру процесса познания; 5) специфику, структуру и основные закономерности развития науки; 6) критерии научности знания; 7) сущность и виды техники; 8) специфику технического познания; 9) основные этапы технического творчества. Уметь: 1) использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; 2) применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссий. Владеть навыками: 1) научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений; 2) публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики; навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения. | ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-13 ОК-16 | - проверка конспекта; - устный опрос на семинарах; - контрольная работа; - реферат; - индивидуальные творческие задания; - экзамен | |
4. | Раздел IV. Социальная философия и философская антропология | ||
Знать: 1) содержание актуальных общественно-политических проблем современности; 2) методы и приемы философского анализа проблем; 3) основные понятия социальной философии и философской антропологии; 4) сущность, признаки и структуру общества; 5) основные проблемы философии истории; 6) основные закономерности исторического процесса. 7) содержание духовной жизни общества; 8) основные проблемы философской антропологии; 9) сущность и главные качества человека; 10)содержание глобальных проблем современности. Уметь: 1) анализировать и оценивать социальную информацию, включая юридические нормы; 2) оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения. Владеть: 1) навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений; 2) навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики; навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения; 3) основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук; 4) навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных профессиональных различий. | ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-13 ОК-16 | - проверка конспекта; - устный опрос на семинарах; - контрольная работа; - реферат; - индивидуальные творческие задания; - экзамен |
5.2 Типовые контрольные задания и иные материалы[4]
На каждом практическом (семинарском) занятии по дисциплине при очной форме обучения используются следующие виды и методы контроля:
· предварительный – краткий устный опрос по теме занятия;
· текущий – наблюдение за деятельностью (активностью и целенаправленностью) учащегося во время занятия;
· персональный (при необходимости) – беседа с дополнительными пояснениями изучаемой темы для слабо подготовленных и/или слабо владеющих русским языком обучающихся.
По разделам 1,2 дисциплины выполняется контрольная работа № 1, по разделам 3,4 – контрольная работа № 2. Также усвоение теоретической части курса контролируется с помощью проверки конспекта лекций. Усвоение отдельных тем дисциплины контролируется с помощью творческих заданий. Для углубленного изучения отдельного вопроса (темы) обучающиеся пишут и защищают реферат.
5.2.1. Типовое контрольное задание для краткого устного опроса по теме (открытый тест)
Таблица 6
№ п/п | Типовое содержание вопроса |
В чем различие между понятиями «философия», «религия» и «наука»? | |
Какие виды материализма Вы знаете? | |
Назовите основные принципы диалектики. | |
Дайте определение термина «агностицизм». | |
В чем состоит сущность объективного идеализма? | |
Перечислите главные идеи философии Платона. | |
Когда, где и почему возникла философия? | |
Каковы характерные особенности философской мысли Древнего Востока? | |
Что Вы знаете о жизненном пути Будды? | |
Как решалась проблема происхождения человека в марксизме? | |
В чем состоит экзистенциалистская трактовка свободы? | |
Как Вы понимаете изречение Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»? |
5.2.2. Типовое контрольное задание при работе с практикумом на семинарском занятии (ответы на вопросы по фрагменту философского текста)
Таблица 7
№ п/п | Типовое содержание вопроса |
В чем сущность основного вопроса философии? | |
Что входит в круг проблем философии Конфуция? | |
Какова основная идея данного фрагмента? | |
Сформулируйте основные принципы даосизма. | |
Сохраняет ли свою актуальность учение Гераклита о борьбе противоположностей? | |
Выпишите основные идеи «философии общего дела» Н. Ф. Федорова | |
Составьте свод основных заповедей последователя христианства. | |
Какое значение имеет идея Бруно о бесконечности Вселенной для современной науки? | |
Как Вы понимаете слова Ницше «Надо носить в себе еще хаос, чтобы быть способным родить танцующую звезду»? | |
В чем радикальное различие между западниками и славянофилами в понимании исторического пути развития России? |
5.2.3. Типовое творческое задание при работе с практикумом на семинарском занятии (письменная работа на занятии или дома)
Таблица 8
№ п/п | Типовое содержание вопроса |
Исходя из анализа предложенных текстов и изучения других источников, на листе бумаги изложите по пунктам, в чём состоит «правильный путь» по Конфуцию и путь мудреца в учении Лао-Цзы. Сравните эти пути сначала между собой, а затем с политическими, правовыми и нравственными требованиями, предъявляемым современным обществом к человеку вообще, и сотруднику МЧС и пожарной охраны, в частности. Результаты выполнения задания отобразите в форме сравнительной таблицы. | |
Составьте этический кодекс буддийского монаха (основные заповеди, которыми должен руководствоваться последователь буддизма), а затем выделите цветом или подчеркиванием те из заповедей, которые сохраняют свою актуальность для сотрудников пожарной охраны России. В заключение проранжируйте выделенные заповеди по степени значимости. | |
Чтобы лучше представить себе сущность идеалистической концепции Платона в его учении об идеях, на листке бумаги, разделённом на две половины, выпишите с одной стороны всё положительное в этом учении, а с другой – недостатки этого учения. Изложите письменно, какие идеи этого учения могут быть применимы в деятельности спасателей и пожарной охраны. | |
По аналогии с Пико делла Мирандолой, напишите эссе на тему «Место и предназначение пожарной охраны в мире». В работе постарайтесь осветить вопросы о сущности деятельности пожарных, отметить главные задачи, решаемые пожарной охраной в обществе, о связи пожарной охраны с другими социальными институтами и природными системами (объектами). Рекомендуемый объем сочинения – 4 страницы ученической тетради или 2 страницы формата А-4. | |
Подготовьте презентацию выступления по теме «Происхождение сознания» (продолжительностью 15 минут). Обратите внимание на современные научные выводы по данной проблеме. Обоснуйте, какую роль в жизни и деятельности специалистов пожарной охраны выполняют отражающая и управляющая функции сознания. |
5.2.4. Типовое контрольное задание для текущего тестового контроля знаний на практических (семинарских) занятиях, или проведения итоговой контрольной работы (закрытый тест):
Таблица 9
№ п/п | Типовое содержание вопроса |
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что: | |
Философия осуществляет рефлексию современной ей культуры | |
Философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя | |
Философия способствует улучшению характеров людей | |
+ | Философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире |
Агностицизм – это | |
+ | Учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира |
Учение, постулирующее наличие потусторонних сил | |
Учение о развитии философских знаний | |
Учение о ценностях | |
Отметьте форму рационального познания | |
Ощущение | |
Представление | |
+ | Понятие |
Восприятие | |
К основным чертам научного знания не относится | |
Обоснованность | |
Доказательность | |
+ | Неопровержимость |
Системность |
5.2.5. Типовое контрольное задание для экзамена по разделам 1-4 дисциплины
Таблица 10