Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции.
II. Познание как отражение действительности.
III. Уровни познания: чувственное и рациональное.
IV. Проблема истины и её критерии.
V. Формы и методы научного познания.
Многие философы считали и считают, что назначениефилософии – исследование духа, иначе она станет «не нужным, мёртвым грузом» в культуре общества. Бердяев писал, что философия есть наука о духе. Понятие сознанияодно из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать мир и самого себя в нём. Это исходное понятие для обозначения и исследования всех форм проявления духовного, имеющего место в деятельности человека. Оно является объектомисследования многих наук. Это специфический объект исследования – способность идеального отражать объективный мир и превращать объективное содержание предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Это эмоциональная оценка действий, осуществляющаяся в речевой (или символической) форме отражения, творческая переделка мира! Термин «сознание» впервые в философию вводит Декарт. Оно не соответствует многим характеристикам объективной реальности. Здесь нет пространственных характеристик, его нельзя измерить, выразить количественно, ощущать или наблюдать, не обладает ни массой, ни энергией. Но оно проявляется не в на явном виде, а опосредованно – через язык, поведение, мимику, жесты человека, его целеполагающую деятельность. Есть метод интроспекции (самонаблюдения).
Нужно разграничивать естественно – научное и философское представление о сознании.
Современное естествознание исследует природу сознания в плане «мозг – сознание» и опирается на следующие положения: 1) явления психики имеют материальный носитель – нейрофизиологические процессы головного мозга; 2) мозг человека формировался под воздействием трудовой деятельности.
Философия исходит из того, что: 1) сознание не врождённая, а приобретённая реальность в ходе общественной жизни, форма отражения; 2)носитель сознания не мозг сам по себе, а человек как общественный продукт. Целеполагаемая деятельность человека является внутренней необходимостью развития общества.
Есть кибернетический подход в описании сознания. Но кибернетическая машина не может заменить человеческое сознание, но даёт возможность автоматизации некоторых видов умственного труда.
В истории философии сознание понимали по – разному (душа, сознание – искра, дар Божий, как продукт активной творческой деятельности – Гегель)
У Бехтеревых, Павлова, Сечинова – сознание социальный феномен, активное отражение действительности.
Во II половине XIX в. вульгарные материалисты (Бохнер, Фохт) считали, что сознание – это материальный процесс, содержание которого связано с химическим составом продуктов питания. Мозг вырабатывает мысль, как печень желчь. Современная наука исходит из того, что материя и сознание реальности разные:
1)сознание – субъективная реальность и в плане становления она вторична по отношению к объективной реальности;
2) сознание есть процесс отражения человеком объективного мира (субъективный образ объективного мира);
3) возникновение сознания есть естественный результат эволюционного развития материальных систем;
4) существование и функционирование связано с деятельностью мозга
Таким образом, сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая выражается в адекватном, обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении мира. Это высшая форма информационного отражения, продукт общественно трудовой деятельности, её регулятор. Это универсальное отражение в идеальных образах и способность пользоваться этими образами в процессе мышления.
Особую трудность представляет понимание бессознательного. Наличие этого явления экспериментально было доказано австрийским психиатром З. Фрейдом. Бессознательное, как правило, отрывочно, фрагментарно и это усложняет его анализ (сновидение, навязчивые идеи, прозрения, интуиция и т. п.)
Бессознательное можно определить как фрагмент сознания, который в данный момент не можем поставить под контроль сознания. Различают два вида несознательных действий: это те действия, которые никогда не осознавались (бредовые идеи, чувство тревоги, страха и т. д.) и те, которые осознавались и могут совершаться автоматически, т. е. они ранее формировались сознательно. Но сознание присутствует и в бессознательном.
Важнейшей основой выяснения генезиса сознания является теория отражения. Вся материя обладает не сознанием, а свойством отражения.
Отражение – это свойство материальных объектов, которое выражается в способности воспроизводить в процессе взаимодействия особенности других предметов. Всегда есть отражаемое и отражающее. Отражение есть на всех уровнях организации материи: физическая форма отражения – иначе она ещё называется механо-физико-химическое отражение (след на песке). Первой формой отражения в живой природе выступает раздражимость, как способность всего живого избирательно реагировать на воздействие окружающей среды. Это допсихическая форма отражения. С возникновением мира животных появляется новое свойство отражения – чувственность. Она возникает на основе нервной системы. Это ощущения и восприятия у позвоночных, у «умных» животных (обезьяны, кошки, собаки) – в виде представлений, т. е. чувственно-наглядные обобщённые образы предметов.
С возникновением центральной нервной системы появляются более высокие уровни отражения – условный и безусловный рефлекс, первая и вторая сигнальная система.
Формирование сознания начинается с психики.
Психика– есть способность живых существ создавать чувственные обобщённые образы внешней действительности. Под психикой человека понимают всю совокупность внутреннего субъективного мира. Сознание – часть психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Психика и сознание свидетельствуют о наличии целесообразности в природе. Это не стремление к цели, а действие сообразно цели – выживание, приспособление организмов, которое совершается природой стихийно, бессознательно. Целевое действие совершает только человек. Цель есть мысленный образ готовой завершённой работы, но ещё реально не начатой.
Цель всегда предполагает человека, который ставит цели и их реализует. Ступени развития психики были одновременно и ступенями становления человека. Психика человека возникла в условиях общественной жизни.
Сознание есть высшая форма отражения (опережающие отражения), она связана со второй сигнальной системой – языком. А это говорит нам о становлении человека разумного, что обусловлено его трудовой деятельностью.
Таким образом, труд, сознание, язык связаны между собой.
Источники сознания: 1) внешний предметный и духовный мир; 2) социокультурная среда – общие понятия, этические и эстетичные установки, идеалы, правовые нормы; 3) духовный мир человека (опыт, прошлое, будущее); 4) мозг – природная система, которая обеспечивает функцию адекватного отражения; 5) космическое информационное поле.
Сознание – сложная идеальная система, которая имеет свою структуру и функции.
Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях.
1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с сознанием;
2) сознание – есть мышление – способность создавать опосредованные обобщённые образы;
3) самосознание – осознание себя как субъекта, а также отношение к содержанию того, что отражается.
Осознание имеет различные уровни, – различную глубину и ясность понимания: обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, чувственные и рациональные уровни сознания. Ощущения восприятия, представления, мышление – это ядро сознания.Сюда так же включается акт внимания. Воздействующий мир вызывает у нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные чувства, что заставляет нас волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть и т. д. Сюда включаются собственные чувства человека (удовольствие, радость, горе), эмоциональное самочувствие (весёлое, подавленное). Убеждения человека всегда пронизаны глубокими чувствами, в этом особая ценность знаний для человека, которые становятся ориентиром его поступка.
Таким образом, чувства, эмоции – компоненты структуры сознания.
Сюда включается воля. Это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, который направлен на удовлетворение потребностей и являются движущей силой поведения и сознания.
Структура определяет функции сознания.
1) познавательная – основная, создаёт картину мира;
2) целеполагающая – выработка целей собственной деятельности и идеалов, прогнозов будущего. Цель, как и закон, определяет действия и поступки человека;
3) регулятивная – это означает, что сознание и его продукты (чувства, идеи, идеалы) активно влияют на отношения между людьми;
4) сознание – способ трансляции и передачи социального опыта – это и знания, и способы мышления, приёмы и правила деятельности (информационная функция);
5) обеспечивает жизнедеятельность человека, позволяет оторваться от материального мира, возвыситься над ним;
6) репродуктивная и продуктивная функция;
7) даёт возможность предвидеть ход развития (фантазия, вымысел)
До сих пор нет ответа, где находится сознание, каким должен быть язык его описания. Отношение к миру: познавательное, практическое, ценностное.
Сознание нельзя сводить ни к одной из его форм.
Сознание – это сознание человека, общества, во всём богатстве его проявления. Оно имеет социальную природу, так как носителем его является социальный человек, он приобретает сознание лишь включаясь в мир культуры, который является хранителем совокупного опыта человека.
Духовный мир человека неповторим. «человеческий череп – неприступная крепость» (Маркс), но благодаря языку становится достоянием всего общества – формируется общественное сознание.
Сознание не только отражает, но и творит мир. Машина, даже самая умная не заменит человека – она орудие человека.
Идеальное – это субъективная реальность. Это способность создавать новый мир. Это ощущения, эмоции, воображение и фантазии, понятия и представления, идеи, идеалы и т. д.
Идеал – высшая цель человека. Сознательность – способность действовать практически, творить мир с сознанием дела. Это синоним разумности. Гениальность – высшая степень одарённости человека, у Сократа гении – «дети богов». У Пушкина, гений и злодейство не совместимы.
Многие философы считают, что сознание великий дар человека, чудо из чудес, но при этом отмечают, что оно есть и крест, тяжесть, ибо в нём дана вся боль мира.
Э. Ильенков писал, что многие мыслители считают без сознания человек был бы счастливее, он не знал бы душевных страданий. Именно потому, что у человека есть сознание, он знает, что такое самоубийство.
Таким образом, сознание создаёт необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа познающего и самопознающего.
Теория познания.
I. Субъект и объект познания.
II. Структура познавательной деятельности.
III. Познание как процесс.
IV. Истина и её критерии.
Итак, сознание без знания –пусто и бессодержательно, а знание приобретается в процессе познания.
Познание – это активная деятельность человека, направленная на приобретение знания. А знание – это идеальные образы (представления, понятия, теории) закреплённые в знаках естественных и искусственных языков.
Существуют различные уровни познания – обыденное, теоретическое, художественное – как чувственно-образное отражение действительности. Они имеют свои особенности, но и то общее, что их объединяет – отношения знаний и реальности.
Раздел философии, где исследуется познание, называется гносеологией. Познаваем ли мир, способен ли человек составить верную картину мира? Большинство философов положительно решают эту проблему. Такая позиция получила название – гносеологический оптимизм (французские материалисты, Фейербах и Гегель, русские материалисты и философы марксисты, многие современные философские школы).
У материалистов – мир познаваем – знание есть субъективный образ объективного мира. У Гегеля – абсолютная идея познаёт саму себя; в теологии – познание как божественное откровение. У субъективного идеализма (Беркли) возможно познание внутреннего мира человека и т. д.
Но есть философы, отрицающие возможность достоверного знания - агностицизм (не доступный познанию).
Элементы агностицизма содержатся в релятивизме древнегреческих софистов (нет ничего истинного как и нет ничего ложного). Это послужило источником античного скептицизма (Пирон и его ученик Тимон) – обманчивы не только чувства, но и разум, здесь игнорируется относительная устойчивость и объективное содержание ощущений и восприятий. Но в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставили под сомнение то, что воспринималось на веру, без рационального обоснования. Ведь сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истины.
В научной философии познание рассматривается как процесс взаимодействия объекта и субъекта в материально – чувственной деятельности человека. Субъект и объект выступают как стороны практического отношения.
Субъект – носитель материального целенаправленного действия, которое связывает его с объектом.
Объект – предмет, на который направлено действие. Исходная характеристика субъекта – активность, объекта приложение активности. Активность носит осознанный характер, она опосредована целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность – есть высшее проявление активности.
Человек может быть объектом и субъектом. Человек становится субъектом, когда включён в социальную деятельность. Субъект – это человек в обществе и общество в человеке. Он берётся одновременно как субъект познания и как субъект практического действия.
Объект – часть объективной реальности, которая включена в практическое преобразование субъектом и в этом смысле без субъекта, нет объекта.
Общество выступает субъектом познания через способы познавательной деятельности и систему накопленного знания.
Индивид становится субъектом познания, когда может овладеть миром культуры и превратить достижения человечества в свои силы и способности (язык, логические категории знаний).
Таким образом, процесс познания есть единство объекта и субъекта. Результат – знание.