Условия и факторы, влияющие на способности и эффективность удовлетворения потребностей человека.

Несмотря на то, что потребности у каждого человека одинаковы, способ удовлетворения их у всех разный.

Способ удовлетворения потребностей называетсяобразом жизни,

поэтому у каждого человека свои образ жизни. Он зависит от:

1. возраста.

2. социокультурного окружения.

3. экологии.

4. знаний, умений, желания и здоровья.

1.Человек в своем развитии проходит несколько периодов от младенчества до старости, и в каждый период способ удовлетворения потребностей у него будет разный (грудной ребенок и взрослый человек).

2. Под социокультурным окружением понимают общество, в котором живет человек (семья, коллектив в школе, ВУЗе, на работе и т.д.) с его традициями, законами, культурой. Это общество обучает человека образу жизни, оно оказывает на образ жизни огромное влияние, которое может быть как положительное, так и отрицательное. Например, занятие спортом, борьба с курением, алкоголем, т.е. попадая в то или иное общество, человек приобретает опыт удовлетворения основных потребностей, присущих данному обществу.

З. Экологическая обстановка также оказывает влияние на образ жизни. Например, один живет в сельской местности, другой в крупном промышленном центре, где во вдыхаемом воздухе находится много вредных веществ.

4.Сам человек тоже оказывает огромное влияние на свой образ жизни. Только имея знания, умения, опыт, желание человек будет вести ЗОЖ. Это эталон, придерживаясь которого, человек достигает гармонии с окружающей средой.

В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на образ жизни. Они называются факторами риска. Различают две группы факторов риска:

1. группа - генетические: пол, возраст, наследственность. Их устранить невозможно, они всегда присутствуют в жизни человека.

2. группа - выборочные: их можно устранить, они могут быть или отсутствовать в жизни человека: гиподинамия, избыточный вес, стресс, вредные привычки, неблагоприятная окружающая обстановка.

Способность к адаптации у человека будет выше, если он будет:

а) знать о факторах риска, их влиянии на здоровье;

б) иметь желание и волю к адаптации.

Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

На образ жизни и социокультурное окружение человека можно активно влиять с целью приблизить его к здоровью. И значит роль в этом принадлежит м\с и другим работникам системы здравоохранения.

Для этого м\с необходимо:

1. Определить образ жизни пациента, т.е. способ удовлетворения 14 основных потребностей.

2. Оценить социокультурное окружение, его влияние на удовлетворение потребностей, определённые факторы риска, степень адаптации и условиям жизни с факторами риска.

3. Определить необходимость коррекции образа жизни с целью достижения здоровья.

4. Мотивировать, убедить пациента в необходимости ЗОЖ.

5. Оказать помощь пациенту в его действиях, направленных на поддержание здоровья или выздоровления (или спокойную смерть), которые он выполнил бы сам, будь у него достаточно сил, воли, знаний.

Помощь эта может быть:

а) непосредственная помощь м\с в удовлетворении наруш. потребности

б) восстановление удовлетворения наруш. потребностей (ЛФК, массаж, ФЗТ)

в) обучение пациента и его окружения в условиях измененного стереотипа навыкам повседневной жизни дома (хождение на костылях и т.д.)

г) создание условий для спокойной смерти, если все возможности исчерпаны.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные понятия философии сестринского дела: человек, здоровье, сестринское дело, окружающая среда; содержание философии сестринского дела.

2. Принципы и этические элементы философии сестринского дела; программный документ «Философия сестринского дела в России».

3. В чём смысл понятия «потребности человека»?

4. Перечислите ступени иерархии потребностей человека по А.Маслоу. Перечислите фундаментальные потребности по А.Маслоу.

5. Каковы основные жизненно важные потребности человека?

6. Перечислите социальные потребности по Маслоу.

7. В чём заключается роль медицинской сестры по удовлетворению нарушенных потребностей пациента?

Самостоятельная работа.

1.Подготовка рефератов и докладов по темам: «Влияние мировых религий на сестринское дело», «Сестринское дело в философском аспекте», «Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи».

2. Составление тематических кроссвордов.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Обуховец Т.П. основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, О.В.Чернова;под ред.Б.В.Кабарухина._Изд.19-е,стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 766с.;ил. – (Медицина для вас) 82 – 104с.

2. Теоретические основы сестринского дела Мухина С. А. Дата издания: 2013 ISBN: 978-5-9704-2482-7 Издатель/Изготовитель: ГЭОТАР-Медиа Переплёт: тв. Переплет Размер: 14,8X22(см) 366 стр. 46-60с.

3. Лекция преподавателя.

Дополнительная:

1. Учебно-методическое пособие по сестринскому уходу при терапевтических заболеваниях для слушателей цикла «Сестринское дело в терапии» Оренбург – 2004 г. ГОУДПО «Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием» Авторы-составители преподаватели терапии: Врач – преподаватель высшей категории Лепляева А.К. , Медсестра – преподаватель высшей категории Акимцева О.В.

3. Интернет-ресурсы: http://www.yamedsestra.ru/;

Наши рекомендации