Предпосылки становления сознания

Возникновению сознания предшествуют предпонятийные формы мышления. Необходимо иметь в виду этот факт, что сознание и мышление не тождественны.

Психологи выделяют три формы мышления, которые отражают различные уровни развития психики:

1) наглядно-действенное. Эта форма мышления возникает при непосредственной деятельности с какими-либо предметами. Таким мышлением обладают дети раннего возраста при соприкосновении с предметами окружающей реальности и высшие животные. Например, обезьяны, когда используют палку для того, чтобы достать плод или камень, чтобы расколоть орех.

2) наглядно-образное. Вторая форма мышления содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом. О наличии наглядно-образного мышления у высших животных говорит их способность решать двухфазные задачи.

3) вербально-понятийное. Третья форма мышления характерна только для человека и развивается благодаря включенности человека в социальные связи. Для этой формы мышления характерно наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения.

Язык – это знаковая система, способ кодирования и передачи информации, выполняющий когнитивную (средство познавательной деятельности) и коммуникативную (средство общения) функции.

Относительная самостоятельность этих двух функций позволила нейрофизиологам, нейропсихологам, психолингвистам говорить о наличии двух принципиально отличных друг от друга видах языка, обслуживающих человеческое мышление:

- естественный вербальный язык;

- невербальный (доречевой) язык мысли. Это мозговые нейродинамические системы, или система средств, которая кодирует информацию о действительности в виде пространственно-временных структур мозга. Такой предметно-изобразительный код, в котором выражается невербальная мысль, выступает неким универсальным языком, благодаря которому и возможны переводы на все другие языки.

Каждый человек на собственном опыте может убедиться в существовании так называемого языка мозга, невербального (доречевого) языка мысли. Об этом свидетельствует тот факт, что мысли в нашей голове проносятся с огромной скоростью. За это время мы не успеваем (даже мысленно) произносить слова. С другой стороны, мы часто сталкиваемся с проблемой трудности выражения наших мыслей в словесной форме, или с проблемой «перевода» с языка мозга на словесный язык. Кроме того, свои мысли и чувства мы переводим не только в словесную форму, но и на язык жестов, мимики, движений, которые не всегда имеют словесные аналоги.

Следовательно, можно говорить о полиморфности языка, которая состоит в том, что язык неоднороден, что существуют разные виды языков:

- языки доречевого общения (жесты, мимика, звуки);

- особый универсальный язык мысли, который главным образом выполняет когнитивную функцию;

- привычный для нас вербальный язык.

Появление словесного языка связано с возникновением понятийного мышления. Словесный язык объединяет все уровни и формы мышления в единое целое и является своеобразным интегратором сознательной деятельности человека. На базе словесного языка возникают искусственные языки; амслен (язык жестов глухонемых Северной Америки), эсперанто, логический, математический и др.

Каждой форме мышления соответствуют свои формы языка:

Предпосылки становления сознания - student2.ru ○ наглядно-действенная

так называемые протоязыки

○ наглядно-образная

○ вербально-понятийная ® вербальная речь, язык мысли.

Наличие вербального языка и вербально-понятийного мышления свидетельствует о наличии сознания, но нельзя отождествлять сознание с вербальной формой мышления, т.к. в последней форме мышления в переработанном, снятом виде присутствуют и предшествующие наглядные формы мышления.

Проблема происхождения сознания должна быть представлена также с учетом того, что сознание возникало в результате длительного процесса антропосоциогенеза. Антропосоциогенез - переходное состояние, содержанием которого была качественная перестройка биологических характеристик предков человека под действием социальных факторов. Во второй половине XIX века возник и получил в дальнейшем свое подтверждение социально–практический подход в решении проблемы возникновения человеческого сознания. Было установлено, что в процессе антропосоциогенеза создались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания.

Важнейшей биологической предпосылкой становления человека считается так называемая гоминидная триада:

1) Прямохождение связано со значительными изменениями в окружающей среде и серьезными переменами в образе жизни далеких предков человека. Оно позволило лучше видеть на открытых пространствах саванн. Прямохождение стало основой для дальнейшей перестройки морфологии в гоминидном (человекообразном) направлении. Оно же разделило функции нижних и верхних конечностей.

2) Освобождение руки от функции передвижения создало возможности для выполнения ею многих других функций.Развитие руки явилось необходимым условием совершенствования орудийной деятельности, превращая «человека прямоходящего» в «человека умелого». Австралопитековые могли создавать искусственные каменные орудия, что стало непосредственной биологической предпосылкой трудовой деятельности человека. Переход к прямохождению и развитие руки оказали влияние и на другие части и функции человеческого организма. Увеличилась подвижность головы, образовались новые структуры грудной клетки, претерпели изменения процессы дыхания и пищеварения и т.д.

3) Развитый головной мозг. В процессе антропосоциогенеза происходило увеличение объема мозга и прогрессивная перестройка его структуры.

Современные исследователи называют еще одну важную предпосылку гоминизации:

4) стадный образ жизни непосредственных предков человека. Стадность не выходит за пределы биологических признаков, но в процессе гоминизации она постепенно превращалась из формы взаимосвязи особей в форму коллективной деятельности людей.

Однако биологические предпосылки социализации содержат только возможность развития в гоминидном направлении. Определяющую роль в перестройке животной природы непосредственных предков человека сыграла становящаяся трудовая деятельность, поскольку именно труду принадлежала решающая роль в формировании органа сознания – человеческого мозга.

Предпосылкой трудовой деятельности стала орудийная деятельность животных. Орудийная деятельность, как форма приспособления к условиям существования наблюдается, например, у некоторых видов млекопитающих и птиц. Наиболее высокий уровень орудийной деятельности обнаруживается у антропоидных обезьян, которые употребляют и даже создают примитивные орудия, находясь на воле. Однако орудийная деятельность современных антропоидов не является необходимой: орудие не используется повторно, оно выбрасывается. Выживание же древних людей находилось в прямой зависимости от применения ими различных орудий труда. Сначала как орудия просто употреблялись готовые предметы природы, затем они эпизодически дорабатывались, и, наконец, предки человека перешли к систематическому изготовлению орудий труда при помощи других орудий. Это и стало первым отличительным признаком трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных. В процессе изготовления орудий (каменных, костяных, деревянных) раскрывались свойства материалов, становилось возможным познание законов природы.

Второй важный признак человеческого труда - его коллективный характер. Волки или другие хищники тоже объединяются в стаи для охоты, но зарождающаяся трудовая деятельность человека имела общественный характер именно потому, что создание орудий и использование их для преобразования материальных предметов требовало совместной деятельности людей. Изготовление и употребление искусственных орудий во время охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности требовали более высокого уровня психического отражения и более совершенных способов общения между членами первобытного сообщества. Постепенное усложнение общественной жизни древних людей, использование огня расширяло их кругозор и приводило к изменениям в сознании.

Результаты современных этологических и зоопсихологических исследований показывают, что формы наглядного мышления антропоидов были достаточно развиты. Они, по всей видимости, имелись и у австралопитековых. Наглядные формы мышления являются предельными вариантами развития психики, которые возможны для биологической формы движения материи. Поэтому можно сказать, что биологической предпосылкой человеческого сознания является наглядное мышление непосредственных предков человека.

Биологическими предпосылками человеческого языка является звуковая коммуникация антропоидов и сигналы неголосовой природы: жесты, мимика, позы.

Таким образом, непосредственными биологическими предпосылками становления человека и общества, а, следовательно, и сознания являются:

- развитая орудийная деятельность;

- высокий уровень стадной организации;

- наличие развитых форм наглядного мышления;

- системы коммуникативных сигналов, которые затем развиваются в протоязыки различной степени сложности.

В процессе антропосоциогенеза можно выделить три узловых пункта перехода от биологического к социальному:

1. Около трёх миллионов лет назад - начало становления трудовой деятельности человека умелого. Появление каменной культуры. Это порог, отделяющий животных от древнейшего человека. Начальному периоду становления трудовой деятельности соответствует широкое использование наглядных форм мышления, способность оперирования представлениями.

2. Около одного миллиона лет назад - появление первых элементов языка, звуковой речи, а значит, и зачатков понятийного мышления, предпосылок сознания.

3. Примерно 70 тысяч лет назад - переход от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине и формирование человека современного типа. Завершилось становление членораздельной речи, понятийного мышления и сознания.

Такая хронология антропосоциогенеза соответствует современным представлениям о происхождении человека и общества, однако она уточняется и изменяется в ходе дальнейшего развития науки.

5. Структура сознания.Человеческое сознание существует, прежде всего, в виде сознания отдельных индивидов и проявляется в феноменах индивидуального сознания. В совокупности всех своих феноменов индивидуальное сознание составляет внутренний мир человека, его духовную жизнь.

Феноменами сознания, т.е. его структурными элементами, являются ощущения, представления, эмоции, настроения, желания, стремления, воображение, вера, акты мышления, другие духовные процессы. Но база сознания, его основное ядро – это знания. Без знаний нет сознания. Знания приобретаются с помощью мышления. Мышление – это внешняя форма сознания.

Обобщая все, что нам известно о природе и структуре сознания, можно выделить формы проявления сознания:

- познавательная сфера – чувственное познание (ощущения, восприятия, представления) и рациональное мышление (понятие, суждение, умозаключение), а также образное мышление, внимание (избирательное реагирование на внешние раздражители), воображение (активное созидание образов) и память;

- эмоциональная сфера – все душеные переживания, внутренние чувства человека, эмоции (кратковременные переживания: радость, печаль, восхищение, страх), чувства (длительные устойчивые переживания: любовь, ненависть, горе, счастье и т.д.)

- ценностно-волевая сфера – жизненные установки, способность осуществить свои желания, воля (активное управление действиями), целеполагание (построение модели желаемого будущего), оценивание на основе чувств и разума.

По степени осознанности выделяют (З. Фрейд):

- сознание

- подсознание

По объекту отражения можно выделять сознание внешнего мира и самосознание.

Самосознание – это выделение себя как субъекта действия, оценка себя и своего отношения к предмету.

Уровни самосознания:

- элементарное самочувствие;

- осознание себя как представителя определенной группы;

- осознание себя как личности.

Формы самосознания:

- самопознание

- самоопределение

- самооценка

- самоконтроль

- самостроительство.

По носителю можно выделять индивидуальное (личное) и общественное сознание. Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности. Специфические особенности индивидуального развития отдельной личности определяют отличия ее духовного мира от духовного мира других личностей, что и создает все разнообразие человеческих индивидуальностей.

Человеческое сознание может существовать не только в виде духовного мира индивидов, но и в виде надындивидуальных образований. Это надиндивидуальное, надличностное сознание называется общественным сознанием. Общественное сознание – это сознание больших социальных групп.

Общественное и индивидуальное сознание находятся между собой в тесной связи и взаимодействии. Общественное сознание существует не иначе, как, проявляясь в индивидуальном сознании. Индивидуальное сознание формируется в процессе активного общения с другими людьми, включения человека в совместную деятельность. Это предполагает усвоение представлений, норм и установок общественного сознания, которые регулируют и программируют поведение отдельных людей. Общественное сознание в этом случае выполняет функцию социальной памяти человечества, кодируя и сохраняя схемы, «матрицы» человеческой деятельности для всех возможно и реально существующих индивидуальных сознаний. В свою очередь, индивидуальное сознание, приобретая общественную ценность, включается в общественное сознание.

Общественное сознание имеет сложную структуру, подразделяется на различные виды, сферы, формы. При этом оно дифференцируется по 3-м основным признакам:

1. По глубине отражения действительности.

2. По способу ее отражения.

3. По предмету отражения.

           
  Предпосылки становления сознания - student2.ru  
По способу отражения
 
По предмету отражения
 

    - обыденное - теоретическое Предпосылки становления сознания - student2.ru   - общественная психология - общественная идеология Предпосылки становления сознания - student2.ru   - различные формы

Обыденное сознание – это сознание, которое организуется стихийно, в пределах житейской практики человека, на базе их жизненного опыта. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных потребностей людей. Оно не проникает в сущность вещей и включает в себя всю сумму эмпирических знаний, заблуждений, традиций, предрассудков, суеверий и т.п., связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта, политики и т.д. В его сферу входят обычаи, поведенческие нормы, оценочные представления, житейские иллюзии и мифы, здравый смысл (способствовал выживанию человечества, аккумулировал позитивный жизненный опыт).

Теоретическое сознание дает более глубокое отражение сущности вещей, организуется на основе научных знаний. Оно реализуется в виде научных идей, теорий, понятий, законов и т.д.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют между собой. Границы между ними меняются в зависимости от развития общества. Так, идеи, возникшие как сугубо теоретические, на определенном этапе социально-экономического и научно-технического прогресса могут быть использованы в массовой практике, тем самым стать повседневностью, перейти на уровень обыденного сознания. Теоретическое сознание через распространение образования воздействует на обыденное сознание, способствует повышению его уровня.

Общественная психология – важнейшая составная часть обыденного сознания. Это массовое сознание, которое непосредственно отражает социальные условия жизни людей. Общественная психология включает в себя совокупность чувств, эмоций, настроений, взглядов, привычек, убеждений, предрассудков, верований, социальных позиций, имеющих стихийный, теоретически неосмысленный характер. Она выражает отношение личности и социальных групп людей к определенным явлениям общественной жизни, их интересы, которые проявляются в стихийной, эмоционально-окрашенной форме.

Общественная идеология представляет собой теоретическое сознание. Это совокупность идей и взглядов, выражающие коренные интересы социальных групп. Она разрабатывается теоретиками, воплощается в программах, лозунгах, политических установках. Идеология, теоретически объясняя явления общественной жизни, в значительной мере создает мировоззрение людей, обеспечивает «стратегическую» линию их поведения, способствует выработке индивидуальных ценностных ориентаций. Она оказывает большое регулирующее влияние на общественную психологию, придает ей определенную политическую направленность.

Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в языке, в художественном творчестве, в науке и философии, в других формах общественного сознания.

По предмету отражения действительности общественное сознание дифференцируется на различные формы общественного сознания:

- нравственное сознание;

- правовое сознание;

- политическое сознание;

- религиозное сознание;

- эстетическое сознание;

- экономическое сознание;

- экологическое сознание;

- историческое сознание;

- национальное сознание;

- искусство;

- наука;

- философия.

Внутри общественного сознания происходит активное взаимодействие между его уровнями (идеология воздействует на общественную психологию, теоретическое сознание – на обыденное, и наоборот) и формами (политическое сознание, например, активно воздействует на правовое, нравственное, художественное и даже религиозное сознание).

Познание

Наши рекомендации