Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.
В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию — с другой.
В Средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII — начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаруживают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.
Философские системы, будучи рефлексией над основаниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени. Поэтому набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как уже говорилось выше, философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом:
Что такое человек?
И. Кант первым из мыслителей эпохи философской классики осознал антропоцентрический характер философского знания.
В марксизме фундаментальная мировоззренческая оппозиция «человек — мир» была сведена до пары противоположностей «сознание — материя». Основным философским вопросом марксисты считали вопрос об отношении материи и сознания и о первичности одного из начал. Заметим, что оппозиция «сознание — материя» является частным случаем оппозиции «человек — мир». Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им исключительный статус. Очевидно, что вопрос о соотношении сознания и материи не является «основным» в других философских школах, а марксистский вариант ответа на вечные проблемы человеческого бытия следует считать лишь одной из возможных версий.
Источник философских проблем — вся сфера человеческого существования как индивидуального, так и коллективного: история, искусство, естественные науки, индивидуальное бытие порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека. Или интерпретация свободы как познанной необходимости у Б. Спинозы останется единственно возможной после размышлений о свободе Ф. Ницше в его философии воли или Ж.П. Сартра в его философии существования.
В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Философский метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии являются комплексность и релятивность.
Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки — итог размышления, а не его начало.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности, в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия озабочена проблемой смысла истории вообще. Поскольку философские категории предельно общие, сложно найти им окончательное и адекватное определение. Именно поэтому предпосылки философского размышления могут оставаться неявными достаточно длительное время и выясняются только после того, как изменились границы возможного исторического опыта. Смена философских эпох как раз и представляет собой смену мировоззренческих парадигм и прояснение тех философских оснований, на которые опирались предшественники.
Философский метод, таким образом, принципиально зависит от предпосылок, из которых исходит философ. Кроме того, философский метод всегда обусловлен особенностями предмета исследования, той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек — мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структуралистский, антропологический. Часто в рамках одного философского исследования используются одновременно несколько методов.
Комплексность метода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается мыслитель и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлексия — обращение мышления к собственным исходным предпосылкам; универсализация — выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация — целостный охват отношений в системе «человек — мир». Кроме того, философский метод предполагает такие универсальные приемы, как анализ и синтез. Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез — как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используется также абстрагирование — мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточения внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.