Классификация и систематизации

Применяя анализ и синтез, индукцию и дедукцию и другие методы, ученый устанавливает объективные закономерные связи между изучаемыми явлениями (или отсутствие таких связей) и в соответствии с этим группирует и систематизирует явления. Одним из наиболее распространенных способов группировки является классификация. Классификация как способ научного исследования возникла на заре развития науки. До этого имеющиеся знания, главным образом практически-технологического характера, группировались вокруг мифологических персонажей.

Так было, по-видимому, в древней Греции гомеровской эпохи. Боги в древнегреческой мифологии были связаны кровнородственными отношениями, т.е. их имена образовывали определенную структуру — генеалогическую схему, отражавшую хорошо известный факт доминирующей роли кровнородственных связей при родовом строе. Каждый из богов был связан с опреде­ленным кругом практических навыков и умений. Например, Гефест (у римлян — Вулкан) был не только богом подземной огненной стихии, но и, так сказать, по совместительству, богом кузнечного дела; Диана — покровительни­цей лесов (природное явление) и охоты (человеческая деятельность).

Стихии (начала) философов милетской школы могут рассматриваться как первая попытка классифицировать явления природы, свести их к нескольким родам. Наибольшее применение этот способ получил при изучении животного и растительного мира. Начало классификации животных было положено еще Аристотелем в его "Истории животных".

Существуют различные типы классификаций. Выделяют классификации естественные и искусственные, генетические и морфологические и т.д. Общим признаком всех классификаций является разбиение некоторого множества объектов на подмножества (например, всех животных можно разделить на группы по различным признакам: позвоночные и беспозвоночные, затем среди позвоночных выделить млекопитающих и рыб и т.п. Всю мебель можно разделить, скажем, на столы, стулья, шкафы и т.д. и затем, например, шкафы — на книжные и платяные и т.п.)

Ценность той или иной классификации зависит от того, какой признак положен в ее основу, т.е. на какие объективные связи предметов опирается данная классификация. Можно, скажем, сельскохозяйственных животных распределить по группам в соответствии с цветом шерсти. Ясно, что классификация по этому признаку может иметь некоторое значение в одном случае, например, для овец, и почти ничего не значить в другом, например, для коров, где гораздо важнее знать продуктивность животных по молоку и мясу.

Поиски более глубоких оснований классификаций, которые на начальных этапах развития науки строились часто по внешним, несущественным признакам (например, алхимики ставили в один .ряд и вещества, имеющие сложный химический состав, и отдельные химические элементы), привели, в конечном счете, к выявлению целого ряда объективных связей, определяю­щих специфику крупных отраслей естествознания. Такой подход получил название систематики (в биологии). В отличие от классификации, главная задача которой — аналитическая (распределить явления по "полочкам"), задача систематики — синтетическая — найти общие основы и формы связи элементов в целостные системы. Таким путем были простроены естественная система животных и растительных организмов в биологии, периодическая система элементов в химии, космологическая система звездных образований и т.д.

Систематизация, таким образом, представляет собой более высокий, по сравнению с классификацией, уровень (способ) познания, базирующийся на обнаружении глубоких внутренних связей явлений. Обнаружение этих связей позволяет однозначно определить место каждого элемента в системе. Как известно, при создании периодической системы химических элементов Д.И.Менделеев обнаружил необходимость существования некоторых еще не открытых элементов, оставил для них места в своей таблице и предсказал их свойства. Предвидение Д.И.Менделеева блестяще подтвердилось.

Наши рекомендации